Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

ТHE PROBLEM OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN OLDER PRESCHOOLERS

Kolesnichenko A.S., Kormushina N.G.

 

Orenburg State Pedagogical University, Russia

 

 Аннотация.

Изменения последних лет в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране обусловили необходимость модернизации образования. Разнообразие подходов по отношению к образовательному процессу можно обобщить в две основные стратегии: инновационного и традиционного обучения. Инновационные процессы отвечают общим тенденциям гуманизации и демократизации обучения. Основными направлениями организации обучения, снимающего противоречивость индивидуальной формы присвоения знаний и общественного способа его существования, являются использование активной жизненной позиции обучающихся, при которой познание проявляется в формировании познавательного интереса, желания и стремления мыслить. Одной из важнейших обязанностей педагогических работников является развитие у обучающихся познавательного интереса. Благодаря всему вышесказанному, изучение интереса, характера его развития является важным направлением педагогических трудов, которые призваны создать увеличение течения воспитания дошкольников[13].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования наблюдаются ориентиры по направлению старшего дошкольного возраста, которые собираются развить у детей «познавательную мотивацию; сформировать сознание, познавательные действия; развить творческую активность и воображение». Итогов этого направления нельзя достигнуть без организации познавательного интереса дошкольников, так как именно дети становятся важными побудителями действия, а именно в дошкольный период.

Аnnotation.

Changes in recent years in the social, economic, social and demographic situation in the country have necessitated the modernization of education. The variety of approaches to the educational process can be summarized in two main strategies: innovative and traditional teaching. Innovative processes meet the general trends of humanization and democratization of education. The main directions of the organization of instruction, which removes the contradictoriness of the individual form of appropriating knowledge and the social mode of its existence, are the use of the active life position of the students, in which cognition is manifested in the formation of cognitive interest, desire and the desire to think. One of the most important duties of pedagogical workers is the development of students' cognitive interest. Thanks to all the above, the study of interest, the nature of its development is an important direction of pedagogical works, which are designed to create an increase in the education of preschool children.

Thanks to all the above, the study of interest, the nature of its development is an important direction of pedagogical works, which are designed to create an increase in the education of preschool children.

In the Federal State Educational Standard of DO there are guidelines for the direction of senior preschool age, which are going to develop in children "cognitive motivation; to form consciousness, cognitive actions; develop creative activity and imagination". The outcome of this direction can not be achieved without organizing the cognitive interest of preschoolers, since it is children that become important drivers of action, namely, in the preschool period.

Ключевые слова.

Интерес, познавательный интерес, старший дошкольник, проблема развития познавательного интереса.

Keywords.

Interest, cognitive interest, older preschooler, the problem of development of cognitive interest.

Сегодня в педагогике вопрос становления познавательных интересов дошкольников представляет собой один из самых важных и разбираемых.

Изменение  мышления  дошкольника  планирует  серьезное  усовершенствование  в  форме  его деятельности. Это изменение относится к появлению современных познавательных мотивов.

В  настоящее  время  особый  интерес  ученых-исследователей  вызывает  процедура  развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Учеными стало обнаружено, что некоторые умственные операции обобщения и обсуждения в процессе усвоения опосредованных методов предметного функционирования создаются в большей степени в раннем возрасте, но познавательная активность, в основе каковой располагаются те или иные стереотипы логического подхода к объектам или событиям, определяются к окончанию дошкольной ступени[12].

Этим вопросом занимались и русские, и зарубежные исследователи педагогики, Представителями изучения данной проблемы являются: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и другие.

Психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и некоторые другие также работали над проблемой развития познавательных интересов у дошкольников[4,6].

В данной статье мы раскроем сущность познавательного интереса, а также нами будет произведена попытка определить проблему развития познавательного интереса в дошкольном возрасте.

Сегодня понятие «познавательный интерес» определенно связано с числом преимущественно встречающихся признаков общей активности, свойственной для современного человека. И это вовсе не случайно. В связи с совершенствованием структуры российского образования, а еще и переходом к рыночной позиции меняется доступ к исследованию событий и операций, остро относящихся к изменению личности современного человека. Все вышесказанное, в конце концов, и решило перевод упора с органического формирования человека на исследование путей, которые бы формировали его энергичное участие в окружающей реальности.

Именно сегодня стремление изучить проблему развития познавательного интереса отражается на всех уровнях, которые относятся к организации человеческой личности, что оказывается основной идеей развития нынешнего человека.

Не иначе как на ступени дошкольного детства отдельную важность получает вопрос развития познавательного интереса. Отражаясь в увеличенном внимании, желании получить как можно больше знаний, в умственной деятельности, познавательный интерес гарантирует развитие познавательного интереса ребенка, увеличивает значение его познавательной активности, способствует созданию свободного его функционирования, позволяет возникнуть познавательной мотивации ребенка, что оказывается основными критериями готовности дошкольника к школе. Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, потому что взаимодействие человека с окружающей действительностью может быть не только из-за его действий и темперамента, а ещё, из-за того, что интерес представляет собой обязательное требование к развитию умственных особенностей личности, ее энергичности и оригинальности. И именно поэтому сегодня, современные программы считают, что организация у дошкольников в точном объеме полных систем представлений различных явлений, проявляющихся в окружающем мире, а не по отдельности частичных знаний является особо актуальной в современном мире.

Проблема развития познавательного интереса – одна из труднейших в педагогике, в силу того, что она проявляется в специальной психологической характеристике человека, показывает глубокие взаимодействия биологических, психологических и общественных требований воспитания.

Разработки Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Якиманской и многих других исследователей предназначались вопросу формирования познавательного интереса, а так же средствам и приемам активизации учебной деятельности[3,4,6,7,11].

Познавательный интерес деятельности дошкольников, который представлен высоким качеством подготовки воспитателей, упорядоченной и регулярной педагогической работой, возможен и должен оказаться крепким качеством личности ребенка и в значительной степени воздействовать на его становление. Все вышесказанное и определило актуальность нашей научной статьи.

Создание у дошкольника характера окружающей действительности наступает при помощи мнений, которые они берут в первые годы жизни от своих близких родственников. В первую очередь через взрослого и контакт с ним, со временем, по собственной инициативе через самостоятельное освоение свежих типов активности. Физиологическое начало познавательного интереса составляет экспериментальная реакция, которую И. П. Павлов отметил, как рефлекс «Что такое?», в последующем данный рефлекс по трудам Л. И. Божович осуществляет абстрактный образ, прекращает удовлетворять внутренние требования[1,2].

Интерес — это, главным образом, стимулирующее образование, в котором в совокупности с эмоциональной частью существует необходимость в новых представлениях. Другими словами интерес — это продуктивное сочетание (продукт взаимодействия эмоционального реагирования и развития изучения.)[1].

Люблинская А. А. думает, будто «в процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему миру отчетливо раскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов. В них явственно выражено, прежде всего, единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности». Данные настроения выражаются в мимике дошкольника — поднятыми или сведенными бровями; передвижением взора на объект; чуть открытым ртом или сжатыми губами[7].

Интерес оказывает влияние на поступки дошкольника, в сущности, является первым шагом в его самостоятельности и активности. Надо разделять кратковременный и длительный интерес у детей. Кратковременный интерес именуется реакцией любопытства. Длительный интерес — умственное сознание, положительное эмоциональное направление на освоение некоторого объекта.

В своих научных трудах отечественные исследователи указывают на то, чтобы порыв к изучению разного рода областей и представлений о мире, окружающем нас, двигался через ряд ступеней, периодов. Так, Г. И. Щукина отметила их как любопытство, любознательность, познавательный, а затем теоретический интерес[11].

Стадия теоретического интереса присуща взрослому человеку. Эти уровни устраивают объяснение положения выборочного участия субъекта с предметами и явлениями, и уровень их воздействия на личность. Под любопытством исследователь рассматривает наиболее легкую стадию ориентировки, обусловленную в полном объеме внешними, не один раз внезапными, свежими условиями, при которых дошкольника интересует событие само по себе.

С точки зрения Б. Г. Ананьева, этот этап интереса эмоционален, потому как в совокупности с исключением внешних оснований отходит на второй план и его избирательная установка. Ступень любопытства иллюстрирует дошкольников в возрасте от 2 до 5 лет. Любопытство воспринимается как демонстрация ситуативной потребности. Н. Д. Левитов полагает, что любопытство содержит в себе различные виды, и было бы неверно считать, что каждый из них представляет собой отражение общей, незначительной любознательности. Он выявляет наивное любопытство, которое не хранит в себе совсем ничего критичного. Такого рода любопытство подходит дошкольникам. Незнакомому для них человеку они всегда будут задавать всевозможные вопросы: «Из-за чего ты такая большая?», «У тебя есть маленький сыночек?» и так далее[2].

Наивным любопытством, как указывает Н. Д. Левитов, обладают и взрослые люди, когда им требуется обратить внимание своего интереса на чем-то новом. Левитов замечает и серьезное любопытство, которое доказывает, что человеку присуще любопытство. Это вроде бы кратковременное явление любознательности. Левитов Н. Д. смотрит на любопытство, как на качество одного из признака умственной активности, масштаба интересов человека. Он указывает на место любопытства в науке: оно нередко представляется толчком к организации исследования[1].

Любопытство — это желание узнать, увидеть что-то новое здесь и сейчас. Затем любопытство принимает другое качество, перерастает в любознательность. Любознательность — возникновение значительного интереса к знаниям. Она характеризуется активным стремлением попасть за пределы того, что увидел ребенок, сопровождается эмоциями удивления, радости познания, удовлетворения деятельностью. Любознательность особо ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте. Начинается возраст «почемучек», ребенок все время задает взрослым вопросы об окружающих предметах и явлениях, их происхождении, устройстве, причинах возникновения[10].

Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А. И. Сорокиной. В исследовании А. И. Сорокиной подчеркиваются три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, которые побуждают ребенка к их постановке. Вопросы первой группы характеризуются стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы — эмоциональным переживанием; третьей группы — интересом к овладению знаниями[9].

В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем мире трактуются готовностью ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходства и различия. Это стремление выражается в более сложной формулировке вопросов. Вместе с тем А. И. Сорокина отмечает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов[8].

На взгляд Сорокиной А. И., любознательность и познавательный интерес имеют общую основу — познавательное отношение, но различие их решается объемом и глубиной этого отношения, степенью активности и самостоятельности субъекта в добывании новых знаний. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания. Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей[5].

Красновский сравнивает познавательный интерес с пусковым механизмом проявления всех сторон личности: потребностно-мотивационной, операционно-познавательной, волевой[6]. При всем многообразии процессов, которые включены в познавательный интерес, они не отделяемы друг от друга, а представляют собой своеобразное интегральное личностное образование, присущее только человеку как субъекту деятельности. Познавательный интерес сообщает деятельности силу.

Обучение дошкольников выступает, как первая ступень образования, на которой закладываются основы личности. Дошкольное детство является сензитивным периодом в целостном становлении личности, задающим программу сохранения природной данности ребенка, перспектив для его разностороннего прогрессивного движения вперед. Вместе с познавательной сферой у детей формируются и развиваются все психические процессы (память, мышление, восприятие, речь и т.д.). У старшего дошкольника расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Ему доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.

Познавательная активность старших дошкольников вооружает необходимым объемом знаний, обеспечивает сформированность соответствующего уровня умений; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств; развивает познавательные силы, личностные образования, самостоятельность; выявляет и реализует потенциальные возможности детей; приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Из всего вышесказанного следует, что в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется в ответственной значении: и как инструмент живого, которое увлекает ребенка обучаться, и как глубокая причина к интеллектуальному и долговременному течению познавательной деятельности, и как условия формирования намерения личности к непрерывному образованию.

Список литературы

 

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 2010. – 496 с.

2.   Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: В 2–х т. Т.1. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 2010. – 232 с.

3.   Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

4. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО–Пресс, 2010.– 1008 с.

5.      Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение,2011. – №5. – с. 10–23.

6.   Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.:Педагогика, 2010. – Т.2 – 320с.

7.     Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольник: хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / А.А. Люблинская. – М., 2010. – 320 с.

8.   Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2010. – №4. – с. 5–17.

9. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М., 2010. – 456 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 712 с.

11. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 2008.

12. Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 107-110.

13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.