Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Аннотация: в статье представлены результаты анализа теоретико-методологических обоснований организации и осуществления комплексной программы психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта младших школьников.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, сопровождение, младший школьник.

Необходимость и значимость развития эмоционального интеллекта человека с ранних лет, поставили перед психологами и педагогами вопрос о  необходимости поиска совместных эффективных форм сопровождения развития эмоционального интеллекта детей. Проблема актуализируется в связи с реализацией требований ФГОС НО к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, среди которых названа необходимость бережного отношения к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе. Взрослые, сопровождающие ребенка, должны уметь жертвовать определенными социально-педагогическими целями, если их достижение чревато разрушением внутреннего мира ученика.

В основе психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях внедрения ФГОС НО лежит индивидуальное и системное сопровождение.

Индивидуальное сопровождение включает в себя следующие этапы:

1.   Сбор информации о ребенке.

2.   Анализ полученной информации.

3.   Составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника (ИОМ). Системное сопровождение включает в себя следующие этапы:

1.   Диагностический этап.

2.   Поисковый этап.

3.   Консультативно-проективный (или договорной) этап.

4.   Деятельностный этап.

5.   Рефлексивный этап [5,9].

Рассматривая актуальные задачи развития современного общего образования, мы считаем важным констатировать отсутствие системы теоретико-методологических обоснований осуществления комплексной программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития эмоционального интеллекта обучающихся в младшем  школьном  возрасте. Вопрос о том, как именно  психологически  и педагогически обеспечить развитие эмоционального интеллекта у младшего школьника все чаще привлекает внимание исследователей.

В отечественной науке разработкой проблем эмоционального интеллекта занимаются Д.В. Люсин, М.И. Манойлова, А.И. Савенков. Практические тренинги разрабатывают И.Н. Андреева, С.П. Деревянко, О.В. Лунева. Обеспечение психологических условий для развития эмоциональной сферы младших школьников исследуют Е.В. Белинская, О.В. Хухлаева, Н.П. Локалова, С.Г. Якобсон. Проблема эмоционального самочувствия детей во время занятий затрагивается в работах М.В. Корепановой.

По мнению многих исследователей, основной акцент в решении проблемы обеспечения оптимальных условий развития эмоционального интеллекта, был сделан на создание программ развития эмоциональной сферы детей, в основном направленных на коррекцию негативных психологических состояний: борьбу со страхами, снижение агрессивности, улучшение взаимоотношений с окружающими и т.д. [6].

В отношении же эмоционального интеллекта предполагалось, что он будет естественным образом развиваться по мере взросления детей, которые расширяют пространство взаимодействия, учатся определять эмоции, ориентироваться на эмоциональное состояние окружающих. Но для целенаправленного формирования эмоционального интеллекта необходимо специально организованное психолого-педагогическое сопровождение (Е.И. Казакова, С.А. Маркова, И.С. Морозова, Л.Г. Субботина, Л.М. Шипицина и др.) [6;7].

Специфика психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка в образовательном учреждении включает в себя единство диагностической, коррекционно-развивающей, реабилитационной, психопрофилактической и консультативной работы. Целью программы психолого- педагогического сопровождения является создание в рамках образовательного учреждения условий для максимального личностного развития и обучения каждого ребенка [4].

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по трем направлениям, обеспечивающим создание необходимых условий для эффективного развития эмоционального интеллекта:

-    групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и родителями по развитию представлений об эмоциональном интеллекте и его компонентах, а также по приобретению практических навыков управления и регуляции собственных эмоций и эмоций детей;

-   консультирование всех участников образовательного процесса – педагогов, воспитателей, родителей;

-     разработка и реализация программы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Первое направление психолого-педагогического сопровождения включает в себя проведение теоретических семинаров, в ходе которых педагогов и родителей знакомят с научными и практическими исследованиями в области развития эмоционального интеллекта, а также они имеют возможность высказать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Групповые занятия и тренинги с педагогами образовательного учреждения, направлены на:

-   углубление и закрепление теоретических знаний;

-   отработку различных приемов и техник, имеющих практическую значимость в развитии эмоционального интеллекта детей;

-     моделирование возможных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности. Данная форма обучения  позволяет вырабатывать эффективные стратегии межличностного взаимодействия, отрабатывать и закреплять их на поведенческом уровне.

В ходе групповых занятий используются следующие методы и формы работы: групповая дискуссия, аналитическая работа в малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах и тройках, элементы ситуационно-ролевых игр, психогимнастика, имитационные игры, сочетание интерактивных игровых методов и методов, направленных на развитие эмоционального интеллекта.

Второе направление психолого-педагогического сопровождения реализуется через индивидуальное консультирование всех участников образовательного процесса:

-   по результатам проведения психолого-педагогической диагностики;

-   по проблемам развития эмоционального интеллекта ребенка;

-   по вопросам улучшения взаимоотношений с ребенком;

-   по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений.

Третье направление включает в себя разработку и реализацию программы, целью которой является повышение уровня развития эмоционального интеллекта и его компонентов у детей школьного возраста, активизацию и обогащение эмоционально-чувственного опыта, приобретение практических навыков управления своими эмоциями и чувствами [2,4].

Анализ существующих разработок в области психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта младших школьников позволяет констатировать, что в настоящее время действительно отсутствуют комплексные программы психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта младших школьников, что выражается  в  ограниченном количестве и качестве предложенных на рассмотрение форм и методов. Мы считаем важным отметить, что используемые формы и методы требуют адаптации к реальным условиям использования, с учетом возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей сопровождаемых. Существует необходимость в новых комплексных формах и методах сопровождения развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста[3].

 

Список литературы

1.      Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.:Педагогика-пресс,1996.

2.      Данилова Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта младших школьников в условиях образовательного учреждения./Н.А. Данилова//Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2015. - № 7 - с. 128-130.

3.      Данилова Н.А., Морозова И.С. Содержательные характеристики структуры эмоционального интеллекта на различных возрастных этапах [Текст] / И.С. Морозова, Н.А. Данилова // European Social Science Journal. – 2015. - № 7. – с. 308 -315.

4.      Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 11-3. – С.546-550.

5.      Лащева С.О. Методическая разработка по теме: Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса начальной школы в условиях перехода на ФГОС. – 2013. Сайт: Социальная сеть работников образования.

6.      Морозова И.С., Белогай К.Н., Отт Т.О. Социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих дошкольников с особыми потребностями //Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. -№ 3-1 (59). - С. 131-134.

7.      Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого- педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 5. – С. 120– 125.

8.      Технологии поддержки психического развития ребенка с особыми потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения. - Кемерово, 2014.

9.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

10.   Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте. – М., 1995.