Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В ходе анализа научных данных о возникновении профессиональной деформации в среде сотрудников органов внутренних дел была отмечена качественная неоднородность деформации.

В результате проведенных исследований А.И. Ушатиков разработал психологические критерии оценки степени профессиональной деформации:

1.      Позитивная или негативная модальность профессиональной деформации.

2.      Степень глубины и ширины психологических поражений личности.

3.      Меры устойчивости психологических поражений личности.

4.      Скорость наступления профессиональной деформации.

5.      Отдельные изменения в сознании сотрудника, которые подвергаются изменениям (механизмы перцепции, памяти, внимания, мышления, ценностные ориентации, свойства и типы характера).

6.      Степень выраженности профессиональной деформации.

Знание этих критериев необходимо для того, чтобы понять глубину изменений в личности сотрудника органов внутренних дел под воздействием профессионального стресса [13].

Наиболее полная классификация возможных деформаций личности была предложена А.В.Будановым. Им были сформулированы виды профессиональной деформации, среди которых выделяются следующие:

1.      Должностные.

2.      Собственно-профессиональные.

3.      Адаптационные.

4.      Депривационные [4].

Должностные виды профессиональной деформации, в основном, связаны с властными полномочиями, которые используют  сотрудники в  отношении объектов их воздействия.  Они проявляются в:  властолюбии; амбициозности; угодничестве; отсутствии зрелых служебно-деловых и нравственных взаимоотношений между сотрудниками; проявлении самодурства; чинопочитании; властности, упоении властью; чувстве вседозволенности; нетерпимости к критическим замечаниям, мнению других; ориентации на руководящее мнение; неограниченности своих властных возможностей и полномочий; отсутствии умения видеть, признавать, а тем более исправлять свои ошибки, поступаться амбициями и самолюбием; стремлении к подавлению достоинства, чести, самолюбия и воли других людей [1].

Собственно-профессиональные виды деформации обусловлены теми контактами, которые происходят у сотрудников с криминогенной средой и вытекают из специфики их профессиональной деятельности. Эти виды деформации проявляются в:

·       использовании в речи, с другими людьми, нецензурной лексики;

·       использовании в общении жаргона и бранных слов-кличек;

·       скрытом или открытом пренебрежительном, уничижительном и враждебном отношении к сослуживцам и другим людям;

·       проявлении грубости,  моральном и физическом унижении достоинства человека, утрате способности чувствовать человеческое горе, беду, переживания, нравственно-психологические раны [8].

Адаптационные виды профессиональной деформации проявляются в пассивной форме приспособления личности к реальным условиям социальной среды и которые не преследуют намерений изменить самого себя, окружающих людей и сложившуюся ситуацию в положительном направлении. Не принимая внутренне те ценности и нормы, которые доминируют в коллективе, личность, чтобы не оказаться за пределами данного коллектива, внешне приспосабливается к ним, что способствует развитию деформации. При этом адаптационные виды профессиональной деформации способствуют привыканию сотрудника к тем социально-психологическим отношениям, которые сложились в коллективе в процессе работы сотрудника длительное время на одном и том же месте [3].

Депривационные виды профессиональной деформации обусловлены теми проблемами которые возникают на пути удовлетворения потребностей различного содержания и уровня. Потребности, которые не удалось удовлетворить, замещаются другими, более доступными для удовлетворения. Так например, на место духовных потребностей и ценностей, приходят потребности: в алкоголе, в деньгах, в самоактуализации, в подкреплении властных полномочий, в неадекватном самоутверждении и многие другие [10].

Исходя от вида активности личности (личностной, социальной или адаптивной) выделяется пассивный или активный характер деформации, например, когда личность осознано принимает «правила игры» коллектива сотрудников, который имеет нездоровый нравственно-психологический климат.

Также необходимо учитывать глубину и широту деформации в волевой, интеллектуальной, эмоциональной и нравственной личностных сферах сотрудника. В реальности, все виды профессиональной деформации проявляются в совокупности. Любому сотруднику в какой-то степени присущи все виды деформации, которые проявляются в комплексе.

Профессиональная деформация у сотрудников органов внутренних дел, по мнению А.В. Буданова, проявляется в формах:

·       стереотипности действий в различных ситуациях;

·       изменения круга общения;

·       ухудшения отношений с родными и близкими;

·       склонности к агрессивным действиям;

·       решения различных проблемных ситуаций при помощи словесных воздействий на граждан;

·       изменения привычек на негативные;

·       изменения манеры служебного общения (использование выражений и слов ненормативной лексики, жаргона, речевых штампов, появление властно-командного тона);

·       профессионального огрубления личности (злоупотребление служебным положением; постоянный интерес к делам службы при нахождении в отпуске, в выходные дни; пребывание на службе сверх нормативного времени, под любым предлогом);

·       измененного самомнения (завышенное самомнение; чрезмерно болезненная реакция на критику в свой адрес; снисходительность профессиональной оценки сослуживцев; чрезмерно завышенная профессиональная самооценка; вера в свою непогрешимость).

Крайними формами профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел А.В. Буданов считает: совершение аморальных поступков; личностную профессиональную деградацию; нарушение законности и правопорядка [2].

Другую классификацию профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел предложил В.С. Медведев, который свел ее к пяти группам:

1.      Изменения в «Я» образе.

2.      Профессиональное личностное «огрубление».

3.      Произвольно  субъективная  интерпретация  нормативно-правовой  регламентации  и  нравственного поведения (понимаю, как считаю нужным, как хочу, а не как требуют правовые нормы).

4.      Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности.

5.      Перенос способов и методов служебной деятельности, отдельных профессиональных приемов и методов во внеслужебные связи [9].

Показательны некоторые результаты проведенного исследования, среди практических сотрудников органов внутренних дел, М.П. Мелентьевым и В.С. Медведевым. В исследовании, направленном на выявление отношения практиков к уголовному наказанию, применялись следующие методы: опрос, выборочное выполнение стандартизованных заданий, беседа, интервью. Итоги проведенного исследования показали, что 85% обследованных (при условии гарантии полной анонимности) указали на наличие нарушений законности и несоблюдении прав по отношению к объектам деятельности. Одна треть практиков убеждена в необходимости ограничения правового положения осужденных, упрощения практики применения мер взыскания. Абсолютное большинство такой позиции придерживались представители оперативной службы. Это дает основание утверждать,  что  здесь  имеет   место  устойчивая  тенденция.  У  части  сотрудников  выявлен  целый  ряд специфических изменений, например, утрата энтузиазма, возникновение или заострение таких черт, как жестокость, мстительность, догматизм, самоуверенность, подозрительность, цинизм.

Анализ литературных источников отечественных исследователей позволяет выявить факторы «риска», которые способствуют развитию «выгорания» или профессиональной деформации личности. Ряд авторов, в частности Т.В. Форманюк, выделяют  три группы переменных, влияющих на синдром «выгорания» в деятельности типа «человек-человек»: личностные факторы; статусно-ролевые факторы и корпоративные (профессионально-организационные) факторы [6].

Личностные факторы риска «выгорания» включают:

·       низкую или чрезмерно высокую эмпатию (способность сочувствовать другим людям, постигать их эмоциональные состояния);

·       предрасположенность к интроверсии (заниженная адаптированность и социальная активность, социальная нерешительность, ориентировка на свой внутренний мир и др.)

·       низкий уровень самооценки и самоуважения, авторитарность и жесткость в отношении других людей;

·       особенности темперамента, проявляющиеся в скорости, силе и уравновешенности эмоциональных реакций [7].

Рядом проведенных исследований выявлено, что «трудоголики» больше подвержены риску «выгорания», то есть те, кто работает ответственно, с самоотдачей, установкой на карьеру, кто в полной мере увлечен работой.

К статусно-ролевым факторам риска «выгорания» относятся:

·       низкий социальный статус;

·       неудовлетворенность личностным и профессиональным ростом;

·       неприятие значимой (референтной) группой;

·       ролевой конфликт;

·       ролевые поведенческие стереотипы;

·       ролевая неопределенность;

·       негативные гендерные установки, ограничивающие свободу и права личности [11].

Профессионально-организационные факторы риска «выгорания» включают переменные, ведущие к высоким показателям организационного стресса. Наблюдения, проведенные А.В.Будановым за сотрудниками разных отделов и служб органов внутренних дел, позволило выделить следующие факторы провоцирующие появление профессиональной деформации у сотрудников:

1.      Обусловленные спецификой деятельности сотрудников органов внутренних дел:

·       психические и психологические перегрузки (нарушение режима труда и отдыха, повышенные психо- эмоциональные перегрузки, нарушение режима активности в рабочее время, плохо продуманный график дежурств);

·       недостаточное моральное и материальное стимулирование результатов деятельности сотрудника;

·       властные полномочия, которыми наделен сотрудник;

·       повышенная экстремальность деятельности сотрудника (дефицит положительных эмоциональных впечатлений; постоянное ожидание опасности и риска для жизни; чрезмерная эмоциональная насыщенность служебной деятельности);

·       рост количества правонарушений среди граждан имеющих различные психические отклонения, наркотическую и алкогольную зависимость;

·       высокая личная ответственность сотрудника в процессе выполнения обязанностей по службе;

·       повседневное общение сотрудника с объектами своей профессиональной деятельности (лицами имеющими в своем багаже криминальное прошлое и которые способствуют негативному изменению структуры личности сотрудника);

·       низкий уровень развития интеллекта объекта профессиональной деятельности сотрудника (как правило начальное или неполное среднее образование).

2.      Обусловленные особенностями личности сотрудников органов внутренних дел:

·       отсутствие установки на повышение уровня своего кругозора и развития;

·       отсутствие уверенности в себе;

·       недостаточная личная профессиональная подготовленность;

·       низкий уровень самокритичности и самоконтроля;

·       завышенность личных ожиданий от службы (отсутствие перспектив служебного роста);

·       недостаточное развитие воли;

·       ограниченность жизненного опыта (молодые люди не служившие в армии);

·       разочарованность избранной профессией;

·       конформность в отношениях (стремление к подражанию авторитетному сотруднику, вплоть до мелочей) [4].

3.      Обусловленные той социально-психологической обстановкой, в которой находится сотрудник органов внутренних дел:

·       глубокие и сложные конфликты с сослуживцами и в семье;

·       стиль руководства применяемый к коллективу не соответствует его структуре и особенностям;

·       низкая социальная оценка сослуживцев, способствующая появлению чувства неполноценности и бессилия.

4.      Обусловленные окружающей средой в которой находится сотрудник органов внутренних дел:

·       высокая степень закрытости;

·       тесный контакт с лицами имеющими криминальное прошлое;

·       хроническая стрессогенность профессиональной деятельности сотрудника;

·       высокий уровень эмоциональной окраски общения сотрудника.

Такие условия работы могут привести к появлению стойкой эмоциональной напряженности, стрессовым расстройствам, что в конечном итоге ведет к профессиональной деформации сотрудника органов внутренних дел [12]

Таким образом, проанализировав факторы, которые способствуют возникновению профессиональной деформации, можно выделить условия, при которых механизм возникновения профессиональной деформации запускается чаше всего. Такие ситуации следующие:

·       когда принимаемые на службу лица не соответствуют требованиям, предъявляемым к сотруднику органов внутренних дел;

·       у поступающих на службу в органы внутренних дел отсутствует стойкая мотивация к данному виду деятельности, либо данная мотивация достаточно снижена;

·       когда происходит постоянное копирование действий опытных, старших сотрудников;

·       в случае выраженного некритического восприятия собственного поведения;

·       когда искажены представления о стиле и методах работы;

·       когда у принимаемых на службу сотрудников в органы внутренних дел, отмечается низкий интеллектуальный уровень,  что приводит к трудностям в принятии ими решений, к неумению ориентироваться в сложных служебных ситуациях и т.д.

 

Список литературы

1.      Александров Ю.Б. Профессиональная деформация, проявляющаяся у сотрудников ОВД и пути ее преодоления. М.: Наука, 1991. - 178 с.

2.      Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

3.      Борисова С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции и ее профилактика. Орел: Проно-центр, 2005. - С. 24-36.

4.      Буданов  А.В.  Работа  с  сотрудниками  ОВД  по  профилактике  профессиональной  деформации.  М.:Домодедово, 1992. - 271 с.

5.      Буданов А.В. практическая психология в воспитательной работе с осужденными. М.: Домодедово, 2006. - 176 с.

6.      Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания»в коммуникативных профессиях / Психология здоровья / Под. ред. Г.С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 2000. - С. 443-462.

7.      Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб.: Речь, 2005. - 312 с.

8.      Леви М.В., Мягких Н.И., Касперович Ю.Г., Бродченко О.И. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел. М.: ГУК МВД России, 2002. - 272 с.

9.      Медведев В.С. Проблемы профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел. К.: КИВС, 1997. - 158 с.

10.   Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 1996. - 243 с.

11.   Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: метод. пособие / Марьин М.И., Буданов А.В., Борисова С.Е. и др. М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 176 с.

12.   Сухов А.Н., Поздняков В.М.Психология делового общения сотрудников с осужденными. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1993. - 147 с.

13.   Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений: учебное пособие. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1999. - 198 с.