Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА «Я» - КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Лидерство – это один из наиболее активно изучаемых феноменов современной социальной психологии, например, О.В. Соловьева, К.В. Гаврилова исследуют генезис лидерства [8], О.В. Соловьева и К.В. Литвинова – развитие лидерского потенциала аспирантов – будущих преподавателей высшей школы [9], А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков – методологические и практические основы молодежного лидерства [10], гендерные аспекты молодежного лидерства изучались И.Н. Логвиновым [1; 2; 3; 4; 5, 6].

Вслед за А.С. Чернышев под лидерством мы понимаем степень ведущего активного влияния личностей- членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач [10].

Лидер в любой ситуации, за редким исключением, ведет себя в соответствии собственной «Я» – концепцией. Поэтому, поведение лидера зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Из этого следует, что особенно пристальное внимание при изучении особенностей участников образовательного процесса в высших образовательных учреждениях, следует уделять именно исследованию личностных характеристик студенческих лидеров, их представлению о себе.

«Я» – концепция – совокупность всех представлений человека о себе, включающая в том числе и оценку личных качеств. «Я»–концепция фактически состоит из набора установок, направленных на самого себя: 1) «образ Я» - представление индивида о самом себе (на основе сравнения с другими людьми); 2) самооценку - эмоционально окрашенную оценку этого представления; 3) потенциальную поведенческую реакцию - те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой [7].

Особый интерес сейчас представляет изучение особенностей «Я» – концепции деструктивных лидеров, так как знание еѐ специфики даѐт возможность прогнозировать  поведение деструктивного лидера в будущем и управлять им. Американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер, считают, что «образ Я» любого человека, в том числе и лидера, разделен на несколько различных частей, тесно взаимодействующих друг с другом: физическое «Я» представляет собой мысли лидера о состоянии своего здоровья и физической силе или слабости; семейное «Я» – отношения, складывающиеся в семье влияющие на формирование представления лидера о самом себе; социальное «Я» отражает актуальную способность индивида к совместной деятельности с другими; психологическое «Я» – представления лидера о своей картине мира, своем внутреннем мире, фантазиях и мечтах, желаниях, иллюзиях, страхах и др. ( цит. по [7]).

Перечисленные составляющие «Я» – концепции отнюдь не исчерпывают всей ее сущности. Как и у любого другого индивида, сложность «Я» – концепции у лидера может быть различной — от самой низкой до высокой. Сложность «Я» – концепции связана с восприятием сходства с другими людьми, и чем более сложна «Я»– концепция, тем больше вероятность того, что лидер информацию от других воспримет. Лидеры с высокой сложностью «Я» – концепции легче, чем лидеры с низкой сложностью «Я» – концепции, ассимилируют как позитивную, так и негативную информацию и, таким образом, реагируют на ситуацию на основе обратной связи (цит. по [7]).

Исходя из этого, целью нашего исследования стало изучение специфики «Я» - концепции студенческих лидеров деструктивной направленности.

В качестве объекта исследования выступила «Я» - концепция  личности студенческих деструктивных лидеров.

Предметом исследования являются самооценка, самоэффективность и жизнестойкость студенческих лидеров деструктивной направленности.

Базой исследования выступил ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет». В исследовании приняли участие студенты 2 – 4 курсов факультетов физики, математики и информатики и педагогики и психологии. Общий объем выборки составил 125 человек, из которых было выявлено 18 деструктивных лидеров.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что деструктивные студенческие лидеры имеют завышенную самооценку, высокую самоэффективность и средний уровень развития жизнестойкости.

Для выявления деструктивных лидеров нами использовалась методика «Карта-схема …» [10], для изучения общей самооценки была применена методика Г.Н. Казанцевой, выявить уровень самоэффективности позволила шкала Р. Шварцера и М. Ерусалема (в адаптации В.Г. Ромека), методика С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьевой, Е.И. Рассказовой) применялась для выявления уровня развития жизнестойкости деструктивных лидеров.

Рассмотрим сначала  данные,  полученные  на основе изучения общей самооценки деструктивных студенческих лидеров.

Согласно  результатам  исследования,  для  абсолютного  большинства  опрошенных  лидеров  (75%)характерна завышенная самооценка. У 16% деструктивных студенческих лидеров наблюдается адекватная самооценка. Только почти каждый десятый респондент  (9%), принявший участие в исследовании обладает заниженной самооценкой.

Таким образом, на основе проведенного  эмпирического исследования, нами было установлено, что у деструктивных студенческих лидеров доминирует завышенная самооценка (75%).

Теперь проанализируем данные, полученные при исследовании самоэффективности деструктивных лидеров студенческого возраста.

Из эмпирических данных исследования следует, что большая часть представителей данной группы лидеров (64%) имеет высокую самоэффективность, что свидетельствует о том, что лидеры склонны положительно оценивать результаты своей деятельности и характеризуются верой в свои способности. Каждый четвертый опрошенный (25%) обладает средним уровнем развития этого параметра. 11% деструктивных студенческих лидеров имеют низкий уровень развития самоэффективности.

Следовательно, для большинства студенческих деструктивных лидеров характерна высокая самоэффективность (64%).

Изучение жизнестойкости деструктивных студенческих лидеров позволило получить нам эмпирические данные по таким параметрам референта, как вовлеченность, контроль и принятие риска. Проанализируем каждый параметр в отдельности.

Итак, абсолютное большинство опрошенных лидеров (47%) обладает средним уровнем развития такого показателя как вовлеченность, которая рассматривается как получение удовольствия от собственной деятельности. 37% деструктивных лидеров характеризуется низким уровнем данного параметра.

Почти каждый пятый (16%) из студенческих деструктивных лидеров имеет высокие показатели вовлеченности. Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что для большинства деструктивных студенческих лидеров (47%) характерна убежденность, что их действия дают возможность им максимально реализовать свои возможности.

Следующим анализируемым показателем стал контроль. Под ним понимается убежденность в том, что человек в силах повлиять на результат происходящего. Более половины респондентов (56%) анализируемой группы обладает средним уровнем развития контроля. Высокий и низкий уровень развития анализируемого параметра в равной мере представлены среди деструктивных студенческих лидеров (по 22% удельного веса соответственно). Это даѐт возможность утверждать, что среди деструктивных лидеров лишь небольшая часть испытывает чувство беспомощности, что соответствует низкому уровню развития контроля (22%).

Еще одним изученным показателем стало принятие риска, который рассматривается как убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию. Почти каждый второй опрошенный (52%) характеризуется средним уровнем принятия риска. Каждый десятый (10%) деструктивный студенческий лидер имеет низкий уровень принятия риска и 38% респондентов данной группы обладают высоким уровнем развития анализируемого показателя. Таким образом, большинство студенческих деструктивных лидеров (52%) имеет средний уровень развития данного показателя и готов действовать в отсутствии надежных гарантий успеха.

На основе таких изученных нами параметров, как вовлеченность, контроль и принятие риска, нами был определен уровень жизнестойкости деструктивных студенческих лидеров. Большая часть респондентов (62%) характеризуется средним уровнем развития жизнестойкости (готовы активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей). Почти каждый четвертый опрошенный (23%) имеет высокий уровень развития жизнестойкости. Только 15% деструктивных студенческих лидеров облают низкими показателями жизнестойкости.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

-    для абсолютного большинства деструктивных лидеров характерна завышенная самооценка и высокая самоэффективность;

-       для большинства деструктивных студенческих лидеров характерен средний уровень развития вовлеченности, контроля и принятия риска;

-   большинство респондентов имеют средний уровень развития жизнестойкости.

 

 

Список литературы

1.      Логвинов И.Н. Влияние социальной ситуации образовательного учреждения на формирования гендерных особенностей ситуативной познавательной активности молодежных лидеров // Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. – № 2. – С. 138 – 145.

2.      Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012. – № 2 (22). – URL: http://scientific-notes.ru/pdf/024-037.pdf (дата обращения: 21.11.2014).

3.      Логвинов И.Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 1274–1279.

4.      Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности социальной установки молодежных лидеров студенческого возраста на поведение в конфликте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2013. – № 1. – С. 75–78.

5.      Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности уровня дифференциации ценностей молодежных лидеров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2011. – № 3 (19). – URL: http://scientific-notes.ru/pdf/020-029.pdf (дата обращения: 15.11.2014).

6.      Логвинов И.Н. Влияние гендерных  особенностей на эмоциональное отношение молодежных  лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «Я» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 1 (25). – URL: http://scientific- notes.ru/pdf/029-037.pdf (дата обращения: 12.11.2014).

7.      Мошканцев Р.И., Мошканцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2001. – 408 с.

8.      Соловьева О.В., Гаврилова К.В. Феноменология лидерства: проблемы генезиса // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013.– N 1. – URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 11.11.2014).

9.      Соловьева О.В., Литвинова К.В. Развитие лидерского потенциала аспирантов – будущих преподавателей высшей школы // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №3 (40) - С. 211-212.

10.   Чернышев А.С. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, В.И. Скурятин. – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Кварта, 2007. – 210 с.