Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА РАЗНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Система ценностных ориентаций, отражая условия образа жизни, является одним из компонентов мировоззрения личности. Формирование ценностных ориентаций отвечает высшим социальным потребностям личности в саморазвитии и самовыражении.

Образование представляет собой органический синтез обучения и воспитания, последнее же предполагает усвоение ценностей, что ведёт к формированию личностного субъективного смысла того, что усваивается в ходе образования [5, с. 66].

На формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают целенаправленное воздействие общества на личность, т.е. воспитание в широком смысле слова; социальная среда, в которой человек постоянно находится и формируется. Кроме того, в формировании личности активность самой личности, её самодеятельность в отборе и усвоении знаний, их осмыслении; умение сопоставлять различные точки зрения, критически анализировать, активное участие в практической преобразовательной деятельности имеют порой решающее значение [2, с. 35-44].

Е.Я. Руднева считает, что «ценностные ориентации студентов являются необходимым компонентом их жизненного самоопределения, выражающегося в ценностном выборе ведущих научных идей, образа гражданина, проектировании себя как гражданина и как профессионала»[3, с.78].

В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает её сплочённость. Для успешной воспитательной работы в студенческих группах необходима разработка адекватной психолого-педагогической модели формирования ценностных ориентаций с учётом характеристик конкретных студентов и социально-экономических факторов, оказывающих значительное влияние на формирование ценностных ориентаций [4, с. 133].

Цель исследования – на основании анализа ценностных ориентаций студентов 2 курса медико- профилактического и педиатрического факультетов внести изменения и дополнения с план воспитательной работы на младших курсах.

Задачи исследования: 

-     определить особенности ценностных ориентаций студентов медико-профилактического и педиатрического факультетов;

-       выявить наличие или отсутствие общности ценностных ориентаций студентов разных факультетов;

-   на основе полученных данных сформировать направления аудиторной и внеаудиторной работы на младших курсах медицинского университета.

Методы исследования. В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных ценностей был использован опросник М. Рокича «Определение уровня сформированности ценностных ориентаций», содержащий по 18 терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные

-    убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации. Всем студентам было предложено анонимно ответить на вопросы опросника.

Анализируя иерархию ценностей, мы обращали внимание на то, какие ценности студенты ставят на первые три места, а какие на последние. В обследовании участвовали 51 студент 2 курса педиатрического факультета и 56 студентов 2 курса медико-профилактического факультета.

Результаты и их обсуждение. Анализ терминальных ценностей студентов педиатрического факультета показал, что 41% на первое место поставили здоровье, на 2 месте у 23,5% любовь и на 3 месте у 20% наличие хороших и верных друзей.

46% студентов медико-профилактического факультета на первое место ставят здоровье, у 16% на 2 месте любовь и у 18% на 3 месте материально обеспеченная жизнь. На 16-17 места 43% студентов педиатрического факультета поставили счастье других, тогда как у студентов медико-профилактического факультета только 14% на 16 место ставят счастье других и ещё 14% на 17 место поставили удовольствие (рис 1).

Рис. 1
При анализе инструментальных ценностей выяснилось, что у 41% студентов педиатрического факультета на первых трёх местах образованность, у 31% воспитанность и у 25,5% жизнерадостность. У 19,7% студентов медико-профилактического факультета на первых трёх местах образованность, у 34% воспитанность, у 19,7% жизнерадостность. На последних местах у 64,7% студентов педиатрического факультета непримиримость к недостаткам в себе и других и 41% студентов медико-профилактического факультета также не считают непримиримость к недостаткам ценностью (рис. 2) Стоит отметить, что результаты нашего исследования практически совпадают с данными, полученными при изучении ценностных ориентаций будущих провизоров [1].



Рис. 2
Выводы.

 

1.   Для студентов педиатрического и медико-профилактического факультетов в качестве жизненных целей, к которым они стремятся, выступают в основном одни и те же ценности, а именно ценности личной жизни.

2. Большее количество студентов педиатрического факультета (по сравнению с медико- профилактическим) не считает ценностью счастье других людей, т.е. не стремится способствовать благосостоянию, развитию и совершенствованию других людей.

3. Студенты обоих факультетов единодушны в выборе свойств личности, которые, как им кажется, позволят добиться нужных целей. На первые три места они поставили ценности, которые можно обозначить как «ценности общения». Однако образованность больше ценится студентами-педиатрами.

4.    Обращает на себя внимание терпимое отношение студентов к недостаткам в себе и других, больше выраженное у студентов педиатрического факультета.

Таким образом, исследование показало наличие ценностно-ориентационного единства у студентов- второкурсников разных факультетов: доминирование ценностей личной жизни и ценностей общения. Исходя из полученных результатов, необходимо обратить внимание в педагогическом и воспитательном процессе на формирование у студентов таких качеств, как ответственность, самоконтроль, эффективность в делах, что будет способствовать повышению ценности профессиональной самореализации и саморазвития.



Список литературы

 

 

1.                   Галкина Г.А., Грибкова Е.И. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения. // Современные проблемы науки и образования. – 2013.- № 2.

2.                   Журавлёва Н.А.Динамика ценностных ориентаций молодёжи в условиях социально- экономических изменений // Психологический журнал. – 2006. - № 1. – с. 35-44.

3.                   Руднева Е.Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодёжи: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01/ Е.Л. Руднева. – Кемерово, 2002. – 443 с.

4.                   Тютюнщикова В.Д., Сагитова Т.Г. Сравнительный анализ ценностных ориентаций  студентов различных курсов медико-профилактического факультета // Вопросы образования и науки: теоретические и практические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. – Самара – 2015. – с. 133.

5.                   Шипицина Н.Е., Петренко Г.М. Ценностные ориентации в личностном развитии студенчества как педагогическая проблема. // Вестник ЮУрГУ. – 2006. - № 3. - с. 66 .