18 декабря 2016г.
Система ценностных ориентаций, отражая условия образа жизни, является одним из компонентов мировоззрения личности. Формирование ценностных ориентаций отвечает высшим социальным потребностям личности в саморазвитии и самовыражении.
Образование представляет собой органический синтез обучения и воспитания, последнее же предполагает усвоение ценностей, что ведёт к формированию личностного субъективного смысла того, что усваивается в ходе образования [5, с. 66].
На формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают целенаправленное воздействие общества на личность, т.е. воспитание в широком смысле слова; социальная среда, в которой человек постоянно находится и формируется. Кроме того, в формировании личности активность самой личности, её самодеятельность в отборе и усвоении знаний, их осмыслении; умение сопоставлять различные точки зрения, критически анализировать, активное участие в практической преобразовательной деятельности имеют порой решающее значение [2, с. 35-44].
Е.Я. Руднева считает, что «ценностные ориентации студентов являются необходимым компонентом их жизненного самоопределения, выражающегося в ценностном выборе ведущих научных идей, образа гражданина, проектировании себя как гражданина и как профессионала»[3, с.78].
В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает её сплочённость. Для успешной воспитательной работы в студенческих группах необходима разработка адекватной психолого-педагогической модели формирования ценностных ориентаций с учётом характеристик конкретных студентов и социально-экономических факторов, оказывающих значительное влияние на формирование ценностных ориентаций [4, с. 133].
Цель исследования – на основании анализа ценностных ориентаций студентов 2 курса медико- профилактического и педиатрического факультетов внести изменения и дополнения с план воспитательной работы на младших курсах.
Задачи исследования:
- определить особенности ценностных ориентаций студентов медико-профилактического и педиатрического факультетов;
- выявить наличие или отсутствие общности ценностных ориентаций студентов разных факультетов;
- на основе полученных данных сформировать направления аудиторной и внеаудиторной работы на младших курсах медицинского университета.
Методы исследования. В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных ценностей был использован опросник М. Рокича «Определение уровня сформированности ценностных ориентаций», содержащий по 18 терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные
- убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации. Всем студентам было предложено анонимно ответить на вопросы опросника.
Анализируя иерархию ценностей, мы обращали внимание на то, какие ценности студенты ставят на первые три места, а какие на последние. В обследовании участвовали 51 студент 2 курса педиатрического факультета и 56 студентов 2 курса медико-профилактического факультета.
Результаты и их обсуждение. Анализ терминальных ценностей студентов педиатрического факультета показал, что 41% на первое место поставили здоровье, на 2 месте у 23,5% любовь и на 3 месте у 20% наличие хороших и верных друзей.
46% студентов медико-профилактического факультета на первое место ставят здоровье, у 16% на 2 месте любовь и у 18% на 3 месте материально обеспеченная жизнь. На 16-17 места 43% студентов педиатрического факультета поставили счастье других, тогда как у студентов медико-профилактического факультета только 14% на 16 место ставят счастье других и ещё 14% на 17 место поставили удовольствие (рис 1).
Рис. 1
При анализе инструментальных ценностей выяснилось, что у 41% студентов педиатрического факультета на первых трёх местах образованность, у 31% воспитанность и у 25,5% жизнерадостность. У 19,7% студентов медико-профилактического факультета на первых трёх местах образованность, у 34% воспитанность, у 19,7%
жизнерадостность. На последних местах у 64,7%
студентов педиатрического факультета непримиримость к недостаткам в себе и других и 41% студентов медико-профилактического факультета также не считают непримиримость к недостаткам ценностью (рис. 2) Стоит отметить, что результаты нашего исследования практически совпадают с данными, полученными при
изучении ценностных ориентаций будущих провизоров [1].
Рис. 2
Выводы.
1. Для студентов педиатрического
и медико-профилактического факультетов в качестве
жизненных целей, к которым они стремятся, выступают в основном одни и те же ценности, а именно ценности личной жизни.
2. Большее количество студентов педиатрического факультета (по сравнению с медико- профилактическим) не считает ценностью счастье других людей, т.е. не стремится способствовать благосостоянию, развитию и совершенствованию других людей.
3. Студенты обоих факультетов
единодушны в
выборе свойств личности, которые, как им кажется, позволят добиться нужных целей. На первые три места
они поставили ценности, которые можно обозначить как «ценности общения». Однако образованность больше ценится студентами-педиатрами.
4. Обращает на себя внимание терпимое отношение студентов к недостаткам в себе и других, больше выраженное у студентов педиатрического факультета.
Таким образом, исследование показало наличие ценностно-ориентационного единства
у студентов- второкурсников разных факультетов: доминирование ценностей личной жизни и ценностей общения. Исходя из полученных результатов, необходимо обратить внимание в педагогическом и воспитательном процессе на формирование у студентов таких качеств, как ответственность, самоконтроль, эффективность в делах, что будет способствовать повышению ценности профессиональной самореализации и саморазвития.
Список литературы
1.
Галкина Г.А., Грибкова Е.И. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения. // Современные проблемы науки и образования. – 2013.- № 2.
2.
Журавлёва Н.А.Динамика ценностных ориентаций молодёжи в условиях социально- экономических изменений // Психологический журнал. – 2006. - № 1. – с. 35-44.
3.
Руднева Е.Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодёжи: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01/ Е.Л. Руднева. – Кемерово, 2002. – 443 с.
4.
Тютюнщикова В.Д., Сагитова Т.Г. Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов
различных курсов
медико-профилактического факультета
// Вопросы
образования и науки: теоретические и практические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. – Самара – 2015. – с. 133.
5.
Шипицина Н.Е., Петренко Г.М. Ценностные ориентации в личностном развитии студенчества как педагогическая проблема. // Вестник ЮУрГУ. – 2006. - № 3. - с. 66 .