Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ СУБЪЕКТОМ ВОЗДЕЙСТВИЙ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Символическое содержание искусства способствует формированию определенных ценностей и смыслов личности. Изменение смыслового уровня сознания в процессе общения личности и произведения исследуют культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии искусства, где анализ искусства осуществляется через понятия «смысл» и «художественная коммуникация». Психосемантические исследования рассматривают изменение категориальной структуры сознания как следствие творческих процессов субъекта по осмыслению себя и мира, что стимулируется  общением  с  произведениями  (Леонтьев Д.А., 1999, Петренко В.Ф., 1997; Грязева-Добшинская В.Г., 2002).

Исследование воздействия научно-фантастических фильмов на человека может показать возможные пути взаимодействия с современными научными открытиями (Л.Г. Новикова, D.A. Kirby, J. Larson), и с явлениями культуры «постмодерна» – информационной насыщенностью, «клиповостью», структурированием опыта (С. Лем, Д. Хапаева, A. Milner).

В качестве основной специфики научно-фантастических кинофильмов можно назвать сам феномен фантастического, воображаемого, метафорического (Фрумкин К.Г., 2004; Чернышева Т.А., 1982; Telotte, J.P. 2001; Popovich, G.L. 1988; Фрумкин, К.Г., 2004), который включает в себя, в отличие от произведений жанра фэнтези, некоторую рационалистическую, объясняющую составляющую. Такое диалектическое взаимодействие между иррациональным и рациональным, транслируемое в научно-фантастических произведениях, может актуализировать внутреннюю активность личности по процессу означивания неоднозначных и неопределенных феноменов как внешней (объективной), так и внутренней (субъективной) реальности. В первом случае будет актуализироваться объективное познание окружающего мира, во втором – субъективное познание самого себя – самопознание личности.

Другой подход к интерпретации фантастического связан проблемой трансляции иного, с границей между «естественным» и «сверхъестественным» и в кинематографе данный эффект достигается онтологической двойственностью самого персонажа – превращением его в чудовище, монстра, иного человека – робота, пришельца и т.п. (Rheindorf M., 2007; Хапаева Д., 2008), а также организацией пространства кинопроизведений как сверхъестественного и лабиринтного (Зенкин С., 2006). Также фантастическое содержит проблему иного как того, что лежит за пределами человеческого сознания и самого процесса познания, иного как радикально нового и еще непознанного (Самутина Н., 2006). Иное создается, как с помощью кинематографических спецэффектов (Бьюкатман С., 2006) для визуализации непривычных в повседневном восприятии образов; так и с помощью особых приемов, когда иное можно увидеть в привычном предмете или явлении, это т.н. «взгляд иного» (Дашкова Т., Степанов Б., 2006).

Стратегия взаимодействия с этим Другим – познание, а не противопоставление и противостояние. Такое отношение к Другому (к Иному) предполагает возможность диалога и конструктивного взаимодействия, а не соперничества и конфликта. Психологическое воздействие научно-фантастических кинофильмов, таким образом, заключается в актуализации процессов познания Иного и самопознания самого себя как этого Иного.

Для того, чтобы определить, что будет ресурсом социализации в современном информационно- технологическом обществе, рассмотрим сначала характеристики самого этого информационно-технологического общества. Э. Тоффлер в своей работе «Третья волна» говорил о возникновении т.н. постиндустриального общества, в основе которого будут лежать информационные технологии и индивидуализированная трудовая деятельность (Тоффлер, Э., 2002)

Современную точку зрения на существующую общественную организацию многие философы определяют понятием информационная культура. «Информационная культура связана с социально-интеллектуальными способностями человека и его техническими навыками». Первые связаны как с аналитическими способностями, так и со способностью выносить независимое, индивидуальное суждение из большого «потока» информации в современном обществе. Технические же навыки связаны с интегрированостью технических устройств (от телефонов до персонального компьютера и компьютерных сетей), компьютерных технологий и программных продуктов в образ жизни человека, в его профессиональную и социальную деятельность (Рейман, Л.Д. 2001).

Индивидуальность как ценность в современном информационном, постиндустриальном обществе присутствует в таком социальном образовании как креативный класс (Флорида, Р, 2005). Члены данного класса достаточно хорошо социализированы в современном обществе, но при этом являются обычно яркими индивидуальностями. Возможность стать членом данного класса есть практически у любого человека, проявляющего высокий уровень творческой активности в любой профессиональной деятельности. Осознание своей инаковости может способствовать социализации в этом социальном классе, что позволяет личности не только сохранить свою индивидуальность, но и занять адекватную социальную нишу в современном информационно-технологическом обществе. Осознание своей индивидуальности, инаковости, как уникальности своих мировоззренческих смыслов и установок, которые могут отличаться от мировоззрения других людей, может актуализировать более терпимое, толерантное отношение к Другим, что является очень важным фактором при социализации в современном мультикультурном обществе. Еще одним ресурсом социализации личности в современном обществе может служить осознание относительности рационального познания, которое демонстрируется в научно-фантастических произведениях. Излишняя приверженность центрированности на человеческой природе (антропоцентризме) в современном информационно-технологическом обществе может привести к плохой адаптации человека при работе с техническими и информационными технологиями, занимающими все большее место в современной жизни. Принятие и осознание иной (а не привычной) точки зрения на самого себя, Других и окружающий мир способствует более зрелой и адекватной адаптации в современном обществе, характеризующимся наличием большого количества субкультур (социальных групп различных типов), а также достаточно высоким темпом эволюции информационно-технических технологий и общественных мнений.

В наших исследованиях воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности было выявлено, что после просмотра данных кинофильмов у реципиентов увеличивается ориентация на установление истины, правды, на поиск причин и основных закономерностей событий, на установление истины как творческого процесса созидания нового. Также у них актуализируется ориентация на познание как окружающей действительности, так и внутреннего мира человека, на увеличение исследовательской и поисковой активности. Нахождения истины в таких ценностях как выбор, свобода и творчество (Наливайко Е.И., 2009). Транслируемая в таких кинофильмах история познания может быть ресурсом для формирования у реципиентов ценностей научного творчества.

 

Список литературы

1.      Грязева-Добшинская, В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы / В.Г. Грязева-Добшинская. – М.: Академический проект, 2002. – 402 с.

2.      Дашкова, Т. Фантастическое в фильмах Андрея Тарковского Солярис и Сталкер / Т. Дашкова, Б. Степанов // Фантастическое кино. Эпизод первый / составитель и научный редактор Н. Самутина. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – С. 311-344.

3.     Леонтьев, Д.А. Введение в психологию искусства/ Д.А. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 350 с.

4.     Наливайко, Е.И.  Психологическое воздействие научно-фантастических кинофильмов на  самопознание индивидуальности личности как ресурс социализации: дисс. … канд. психол. наук / Е.И. Наливайко. – Южно-уральский гос. ун-т., Челябинск, 2009. – 190 c.

5.     Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. – М.: Изд. МГУ, 1997. – 400 с.

6.     Рейман, Л.Д. Информационное общество и роль коммуникаций в его становлении / Л.Д. Рейман // Вопросы философии. – 2001. – № 3. – С. 3-9.

7.      Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 776 с

8.     Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. – М.: Классика-XXI, 2005. – 258 с.