Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА В ПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

На наш взгляд, научная парадигма в психологии должна складываться на основе осознания того, что человек (физическое тело, энергия жизни, ум, душа, дух; личность и душа) представляет единое сознание, единую жизненную силу. Единое сознание проявляет себя в каждом индивиде в виде индивидуальной кармы, миссии и программе жизни, что в совокупности всех людей представляется как жизнь Единого Человека-творца. Для глубокого понимания своего предмета психология неизбежно должна прийти к интегральному видению, основанному на едином законе, который объединяет мир человека (микрокосм) и вселенную (макрокосм). «Отсутствие единства – главная причина всех бед; восстановление единства, единства с универсальным существованием и с тем, что универсальное призвано здесь проявить, – самое действенное средство. Мы должны реализовать истинное «Я» самих себя и всего сущего», – пишет Шри Ауробиндо  [7, с. 124].

У истоков интегральной парадигмы самопознания, интегральной психологии и педагогики стояли выдающиеся мыслители йоги, в частности, основатели интегральной йоги Шри Ауробиндо и Мирра Ришар [6,7] и крийя-йоги Шри Йогананда Парамаханса [1]. Учение интегральной и крийя-йоги все более широко внедряется во все сферы человеческой жизни во всем мире. «Интегральная парадигма объединяет законы объективного и субъективного мира человека и понимает их как движение единого сознания-силы» [3, с. 99- 100]. Базисная установка интегральной парадигмы заключается в том, чтобы научиться понимать и осознавать, что за любыми событиями в мире явлений стоит универсальное сознание, проявление которого бесконечно разнообразны и сложны. Все виды энергий подчиняются единому закону, силе универсального сознания (высшего «Я»), которое творит, хранит, дробит, изменяет и трансформирует природную, физическую, социальную, психическую и духовную жизнь человека [3, 4].

Психика, жизнь и ум человека представляют собой бесконечно многогранный феномен единения материи и духа, в его изучении невозможно избежать процесса дифференциации, что порождает разветвленность психологических знаний на множество отдельных направлений (отсюда и многообразие парадигм). Дифференциация в природе дополняется встречным движением – интеграцией, что происходит одновременно на всех уровнях бытия. Те же процессы интеграции/дифференциации происходят и в сознании человека. Психология внешней личности (социального, природно-исторического существа), которую в большинстве своем изучает современная психология, и психология внутренней личности и души должны стать единой наукой об эволюции сознания человека.

Новая картина психического мира формируется в процессе синтеза восточных и западных представлений в единстве строгого рационального познания и интуиции. Среди гуманитарных наук интегральный подход наиболее полно представлен в трансперсональной, интегративной и интегральной психологии, интегральной философии. Интегральная парадигма показывает, что мы можем совмещать научные знания с наработками и откровениями, существующими в мировых религиях и йоге. Признание того, что универсальное сознание является основой всего мироздания широко и подробно обосновано в квантовой физике многими авторами, в частности, Ф.Капра [2].

Психология – наука о законах развития внутреннего мира человека, о проявлениях сознания, бессознательного  и  сверхсознания  во  всех  сферах  человеческого  бытия.  А.Р.Лурия  отмечал,  что «…предметом психологии является не внутренний мир человека сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, иначе говоря, активное взаимодействие человека с реальностью» [5, с. 23]. Почему бы психологии не задаться целью изучения не отраженного в психике внешнего мира (ведь отражение изменить невозможно! каким бы «живым» оно не казалось), а самого сознания, которое творит жизнь, физические миры и человека, наделяя последнего способностью самопознания и осознания? Тело человека, жизненная энергия, ум, душа есть интегральное образование, воспринимаемое умом как разные формы самопроявления духа (высшего «Я»). Шри Йогананда отмечает, что «до тех пор, пока человек живет в неведении о своей истинной природе, для него реальны только его физическое тело и эгоистичный ум, душа же остается скрытой» [1, с. 971]. Цель человеческой жизни заключается в том, чтобы выйти из-под влияния и узости сознания низшего «я» в радостную вездесущность высшего «Я».

Для человека естественно желание выработать сознательный подход к невидимому психическому плану бытия. Психическая энергия, как и любая другая энергия, является обоюдоострым мечом, и человеку дано право выбора – использовать психическую силу в области достижения корыстных целей (внешний путь развития) или направить ее на осознание себя, на раскрытие сознания своей души (внутренний путь развития). Гармоничное развитие непременно объединяет внешний мир и внутренний мир личности в их бесконечном многообразии. Если мы не можем контролировать собственные ощущения, восприятие, внимание, память, эмоции, мысли, желания и многие другие проявления ума и жизни в физическом теле, то желание контролировать жизнь и сознание другого человека, социальные явления, движения природы является бесперспективным делом.

Помимо знаний, объединенных наукой, во все времена и у всех народов существовали знания, относимые к паранаучным. Человека всегда интересовал не только объективный мир, постигаемый внешними чувствами, но и субъективный, внутренний, доступный при рефлексии, внутренней концентрации, медитации, озарении, в измененном состоянии сознания. Подобные знания широко представлены во всех религиозных учениях востока и запада, в парапсихологии, оккультизме, теософии, магии, йоге. Человек всегда стремится проникнуть за ту черту, которую определила для себя позитивная наука, подойти к решению проблем с иных позиций, иной, противоположной стороны, минуя аппарат формальных научных представлений. Когда-то способы достижения «тайных знаний» были доступны только немногим избранным в силу их особой значимости и неготовности масс к их восприятию, пониманию и применению. Многие ученые, писатели, поэты, композиторы, политики, экономисты, психологи, философы, духовные лидеры черпали идеи из глубин своего бессознательного и сверхсознания и передавали их другим людям.

При интегральном обучении и самопознании необходимо научиться различать все виды энергий и понимать, какие из них принадлежат внешнему миру, какие – внутреннему, способствуют ли они развитию сознания индивида или тормозят его развитие. Психология и педагогика все глубже проникает во внутренний мир человека, это связано не только с развитием науки, но и с методами обучения и самопознания которые применяются в психотерапии, парапсихологии, йоге.

В интегральном подходе в психологии и педагогике, в самопознании и обучении огромная роль отводится качественным характеристикам психики/сознания учителя и ученика. Каждому человеку необходимо научиться наблюдать и контролировать свой внутренний мир, свои субъективные образы, мысли, переживания. Интегральная парадигма подразумевает передачу сокровенных знаний и личного опыта, она базируется на интимно-личностном, глубинном общении, где основными ценностями служат любовь, доверие, радость, интуитивные откровения учителя и озарения самого ученика. Вербально- перцептивное общение дополняется интуитивно-чувственным пониманием, что возможно в случае развития высших психических способностей, возникающих при абсолютном обоюдном доверии, как в активном состоянии сознания, так и в состоянии релаксации, в молчании ума. В интегральном обучении ответственность учителя за ученика максимальна, ибо они соучаствуют в едином процессе развития.

История знает множество примеров обучения, построенного на прямой передаче знаний от учителя к ученику. Такие учителя, а затем и их ученики, входят в историю как мистики, просветленные, мастера, святые. Их взгляды на природу человека и мироустройство намного опережают свое время. Великие учителя человечества Кришна, Будда, Христос оставили после себя огромное количество преемников и продолжателей их учения, которые в свою очередь передают знания другим ученикам. Так создавались все великие религии и спускались на Землю все великие для своего времени идеи, требующие воплощения. Подобная преемственность существует и в наше время.

В традиционных парадигмах обучения дидактика полагается только на бодрствующее, активное сознание индивида. Считается, что активная психика наиболее восприимчива, а состояние покоя и тишины ума является признаком, когда обучение проводить нецелесообразно, т.к. в это время, якобы, не происходит образования рефлекторно-ассоциативных связей. Отличительная особенность интегральной парадигмы заключается в том, что в обучение и самопознание включается не только бодрствующее сознание индивида, но и те состояния, которые традиционно относятся к измененным состояниям сознания (ИСС) и медитативным. Развитие сознания и набор знаний – далеко не одно и то же. Набор информации (знаний) – это рост, расширение сознания по горизонтали в одной плоскости. Раскрытие сознания – это постоянный выход на качественно новые горизонты восприятия, связанные с вертикальным восхождением, это овладение многомерным пространством. Каждый горизонт психики имеет бесконечное поле информации, но качественного изменения психика достигает тогда, когда энергия субъекта направлена вверх и внутрь себя на более высокие и тонкие планы бытия.

Интегральная парадигма показывает, что не существует отдельного индивидуального или общественного сознания, бессознательного или сверхсознания – есть единое, объективное, универсальное сознание, это единство во множестве [4]. Объединение может осуществить только та сила-энергия, которая выше силы-сознания личности и социума, энергии природы. Человек изначально обладает силой универсального (объективного) сознания, и чтобы оно включилось в эволюцию индивида и его деятельность более эффективно, необходимо научиться самоотдаче всего себя высшему «Я». Интегральная парадигма тесно связана с внешней и внутренней концентрацией, что вводит ум в медитативное состояние. Концентрация и медитация служит неотъемлемой частью жизни в буддизме, тантризме, индуизме, мусульманстве, во всех духовных практиках. В некоторых странах медитативные практики вводятся в школьную программу с первого класса (Корея).

Интегральная парадигма направлена на целостное развитие человека, где под целостностью понимается синтез эго-личности и высшего «Я», при этом работа ума, чувств и духа дополняют друг друга и равно считаются божественными. Интегральное обучение и самопознание смещает фокус сознания индивида и его активность с физического мира, эмоционального и ментального в мир души. Внешняя личность одной стороной обращена к материальному миру, другой – в мир души, ее задача заключается в том, чтобы принять энергии души и закрепить их в материальном мире. Человек должен научиться жить по законам духовного мира творящего внешний мир.

Психология изучает природное или внешнее сознание личности, субъективный мир, но в центре интересов человека стоит проблема происхождения и функции объективного человеческого сознания. Знание законов и закономерностей проявления объективного сознания не только в человеке и животных, но и во всей природе, является основой для правильной организации теоретической и практической работы в области познания человеком самого себя, мира других людей, природных и социальных явлений. «Сознание –   вот что представляет собой единую всеобъемлющую основу, вселенского свидетеля, наблюдающего за развитием мироздания; а органы чувств являются инструментами сознания» [6, c. 23-24]. Вселенная уже была до того, как возникли жизнь и разум, и ей суждено их пережить. Такой подход имеет большое практическое значение, это вопрос о реальности космического бытия, и, что еще важнее, вопрос о ценности человеческой жизни. Современная психология постепенно признает наличие высшего сознания в человеческом существе, в то время как психология востока всегда признавала космическое сознание реальностью и целью нашего существования. Космическое сознание такая же реальность, как и мир физический, зависящий от него. Сознание и бытие не есть нечто противоположное и отдельное, это единое целое, вечное, самосущее. «Сознательная Энергия порождает Сознательное Бытие, составляя с последним неразрывное единство» [6, с. 27]. Необходимо найти такую истину, которая позволяла бы примирить противостоящие полюса – материю и дух – и определить для каждого из них соответствующее место в жизни, объяснив их назначение с точки зрения разума. Нужен не компромисс, а истинное примирение, ведущее к внутреннему единству, что позволяет получить прочную основу для установления согласия между внешней и внутренней жизнью человека. Космическое сознание можно считать точкой соприкосновения духа и материи, истины единства и истины множества в их взаимодействии, что избавляет от противоречий и примиряет в божественной гармонии [6, с. 32]. Тогда материя предстает перед озаренным интеллектом и просветленными чувствами одной из форм проявления духа. Дух, попадая в материальный мир, проявляет себя как сознание души, дух и материя – это единая по своей сути божественная реальность. Безмолвный дух и динамическая материя – не противоположные и не непримиримые крайности, «они суть единый Брахман в двух ипостасях – позитивной и негативной» [6, с. 33].

В йогических учениях говорится, что в человеке скрывается не только история развития отдельного индивида и эволюция индивидуальной души, но и история всего человечества, и еще больше – всей вселенной с бесконечными проявленными и непроявленными энергиями и силами.

Сделаем краткие обобщения:

- среди гуманитарных наук интегральный подход наиболее полно реализуется в трансперсональной и интегративной психологии, интегральной философии и социологии, религиозном мировоззрении;

- особенность интегральной парадигмы в психологии заключается в том, чтобы научиться понимать, что за любыми событиями в мире стоит единое сознание-сила;

- знание законов объективного сознания является основой для правильной организации теоретической и практической работы в области познания человеком самого себя, мира других людей, природных и социальных явлений;

- жизнь, психика, сознание человека представляют собой бесконечно многогранный феномен единения материи и духа. В обыденном сознании невозможно избежать процесса дифференциации, что порождает разветвленность психологических знаний на множество отдельных направлений;

- все парадигмы имеют неисчерпаемый эвристический потенциал и научное обоснование, чтобы быть используемыми в современных научных исследованиях.

Список литературы

 

1.     Йогананда Парамаханса. Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственна наука Богопознания / Новый перевод и комментарии. – М.: София, 2013. – 1232 с.

2.     Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. – К.: София, М.: ИД София,2003. – 336 с.

3.     Корнеенков  С.С.  Интегральная  психология  и  педагогика  самопознания:  монография.     – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. – 412 с.

4.     Корнеенков С.С. Интегральная технология обучения и саморазвития в бодрствующем и измененном состояниях сознания // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). – 2011. – № 9 (12). – С. 83-92.

5.     Лурия А.С. Язык и сознание. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.

6.     Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т.14. Жизнь божественная – I. – СПб.: Адити, 2005. – 336 с.

7.     Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т.19. Синтез йоги – III. СПб.: Адити, 2013. – 368 с.