Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом.

 

Семья является одним из наиболее важных аспектов жизни человека, и в равной степени одним из наиболее важных факторов в определении того, как ребенок становится взрослым. Семья формирует те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут; обеспечивает преемственность традиций; воспитывает гражданина, патриота; осуществляет  социализацию личности; существенное влияние оказывает на выбор детьми профессии.

Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека-труженика, осознание ребенком труда как условия развития человека и общества. Конституция РФ гарантирует не только право на труд, но и право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учётом общественных потребностей.

Но как найти своё призвание? Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее.

Уровень психологической готовности молодых людей к профессиональному выбору нельзя считать зрелым и хорошо сформированным. К моменту профессионального выбора не только выпускники школ, но и студенты не готовы сделать осознанный, полноценный выбор, с одной стороны, из-за недостаточной сформированности соответствующих психологических функций, с другой стороны, из-за объективно существующих социальных факторов, сдерживающих человека в рамках определенных жизненных условий. А на сегодняшний день актуальны такие вопросы, как безработица, невостребованность профессий, необходимость переподготовки кадров. Ежегодно меняется рынок труда, появляются новые профессии, многие профессии «умирают» или становятся невостребованными. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда и на данный момент от выпускника требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Одной из важных составляющих построения человеком своей идентичности является личностное самоопределение. В процессе личностного самоопределения подростком выстраиваются личные жизненные цели и планы. Основной проблемой самоопределения, в том числе и социально-профессионального, является проблема выбора.

Городские мальчики и девочки нередко совершенно незнакомы с делом, которым занимаются их родители, многие дети никогда не видели своих родителей на рабочих местах. Разумеется, городской школьник понаслышке или вприглядку имеет некоторое представления о широком круге профессий, однако это совсем не те знания, которые помогают обоснованно, с пользой для себя и общества выбрать профессию.

В этом отношении существенные преимущества имеет деревня. Сын сельского механизатора обычно хорошо знаком с работой отца, нередко знает сельскохозяйственные машины и умеет ими пользоваться. Сельские подростки имеют более реальные представления о том, насколько они сами соответствуют требованиям, которые тот или иной вид занятий предъявляет человеку.

В таком непростом вопросе как выбор профессии, конечно, активное участие принимают самые близкие люди – родители. Ведь именно семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере определяют жизненный путь ребенка. Педагогический коллектив учреждения поддерживается тесную связь с родителями обучающихся.

Для родителей регулярно проводятся выездные профориентационные родительские собрания на базе школ района.

Чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе профессии? Опрос школьников, в котором приняли участие 105 человек, учащихся 9 – 11 классов, показал, что для большинства из них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение. По итогам опроса 17,3% школьников отметили, что по выбранной ими профессии работает кто-то из родителей, 25,7% - другие родственники, 55,3% - знакомые семьи. Наличие таких связей дает возможность получить информацию о будущей профессии, создать ее имидж. Это подтверждает важность внешнего социального капитала семьи.

В формировании позитивной мотивации к труду в сфере рабочих профессий, должностей служащих значимым является принцип профессиональной направленности в качестве системообразующего фактора. Центр технологического образования - одно из звеньев системы социальных институтов, позволяющее дать возможность школьникам получить подготовку по профессии рабочего, должности служащего, что расширяет возможности социализации выпускника школы, обеспечивает преемственность ступеней профессионального образования посредством реальной пробы сил в определенной сфере производства и услуг, способствует осознанному личностному и профессиональному самоопределению, формированию жизненных установок личности, проектированию жизненных стратегий.

Для выявления предпочтений в выборе профессии в Центре технологического образования среди родителей проводится мониторинг.

95% родителей на вопрос «В чем вы видите смысл получения рабочей профессии, должности служащего вашим ребенком?» ответили, что получение рабочей профессии, должности служащего помогают развивать интересы, познавать себя; рабочая профессия всегда востребована, дает шансы на трудоустройство при неблагоприятной ситуации на рынке труда.

92% родителей считают, что ребенок должен выбрать профессию и специальность по своим способностям и интересам, которая позволит в дальнейшем развиваться.

Всего в Центре обучаются учащиеся 10 – 11 классов из 12 школ района по профессиям «Водитель транспортных средств категории «В», «Каменщик», «Секретарь руководителя», «Флористика», «Швея». А также учащиеся 9 -11 классов по программам дополнительного образования «Геометрическое черчение» и «Основы технического черчения».

Для успешной адаптации старшим школьникам необходимо учиться управлять своим поведением, уметь выработать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.

Для организации конструктивного сотрудничества с детьми в этом возрасте важно установить с ними контакт:

- найти точки соприкосновения во взглядах;

- обнаружить их увлечения;

- изучить особенности поведения;

- обнаружить отрицательные качества личности подростка и реакции на постороннее влияние;

-      повышать  адаптивные  способности  подростков,  побуждая  их  к  самовоспитанию,  формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию способностей к целеполаганию;

-      создавать  ситуацию  успеха  в  наиболее значимых  для  подростков  видах  деятельности,  дающих возможность самоутвердиться;

- выработать общие нормы поведения и взаимодействия с педагогами и в коллективе сверстников.

Нами выделены следующие составляющие в формировании профессиональной направленности личности обучающегося в профессиональном обучении: точность представления о содержании, реальных условиях труда избранной профессии; успешность в обучении по предметам профессиональной подготовки; сформированность профессиональных качеств; участие в конкурсах, выставках.

На современном этапе задача семьи, школы, учреждений дополнительного и профессионального образования - готовить детей так, чтобы они были способны воспринимать новое и постоянно учиться. На сегодняшний день человеку нужно стремиться к овладению не только одной профессией, а несколькими смежными. “Человеку с потенциалом бояться нечего. Какие бы профессии ни появились, он всегда найдет в себе силы освоить их и быть успешным”, считает руководитель проекта Futura.ru и редактор издательства “Сфера” Сергей Москалев.



Список литературы

 

1.       Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении. Пенза: Приволжский дом знаний, 2008. – с. 73 – 78.

2.       Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. – 256 с.

3.       Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: НПО «Модэк», 2002. – 392 с.

4.       Скаткин Н.М. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 2003. – 152 с.

5.       Фирсова Т. А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в ВУЗе // Самарский научный вестник. — 2014. — № 1(6). — С. 118–120.