Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Творчество, как один из аспектов деятельности, необходимо для формирования полноценной личности ребенка. Оно способно развивать многие важные качества школьника и имеет некоторую специфику. По определению знаменитого педагога и психолога Злотникова В.Г., творчество – это непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства [4].

Одним из видов творчества является бумажная пластика. Бумажная пластика – это особый вид творческой деятельности, направленной на конструирование и создание работы из бумажного материала. Данный вид творчества имеет множество достоинств. Во-первых, сама по себе бумага – это доступный и дешевый материал, в работе достаточно простой. Все основные приемы и навыки работы с бумагой, то есть разрезание, складывание, склеивание, скручивание, дети осваивают легко и с интересом. Кроме того, в настоящее время существует огромный ассортимент различных видов бумаги, которые обладают разными пластическими возможностями и свойствами. Во-вторых, бумажная пластика – это настоящая художественная деятельность, которая имеет свои традиции, особые приемы и техники. С бумагой работают многие профессиональные художники, создавая произведения искусства. По своим пластическим и выразительным свойствам она близка к скульптуре. Игра света и тени на бумаги, пластичность и лаконичность образов доставляют эстетическое удовольствие, формируют художественный вкус [7]. В-третьих, бумажная пластика помогает развить в ребенке его духовное восприятие, чувственно-эмоциональное отношение к миру и действительности и интеллектуально-творческий потенциал. Систематически занимаясь бумажной пластикой, можно улучшить многие важные качества, так как пространственное мышление, образное представление, логику, зоркость глаза, острое ощущение цвета. Это в дальнейшем поможет ребенку не только в творчестве, но и в любой другой сфере работы. Известный педагог И. Я. Лернер в творческой деятельности детей выделяет следующие черты: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; видение новой функции предмета (объекта); видение проблемы в стандартной ситуации; видение структуры объекта; способность к альтернативным решениям; комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми [4].

Кроме того, как писали выдающиеся педагоги Я. А. Коменский, Ф. Фребель и И.Г. Песталоцци, занятия творчеством создают основу для содержательного и полноценного общения детей и взрослых, отвлекают ребенка от грустных и негативных мыслей, убирают нервное напряжение, помогают забывать страхи. То есть выполняют оздоровительную функцию, настраивают ребенка на позитивность и хорошее настроение [4]. Через творчество ребенок может выразить себя, показать свой духовный мир, то есть найти способ быть понятым окружающим миром.

Все эти качества необходимо развивать у детей всех возрастов и особенно среднего школьного возраста (от 11-12-ти до 15-ти лет). Этот возраст совпадает с обучением в 5-9 классах средней школы, поэтому он и получил такое название [1]. У ребенка в этом возрасте происходит переход от детства к юности, восприятие становится более целенаправленным и организованным, чем у младших школьников. Улучшаются способности к абстрактному и пространственному мышлению, анализу и осмыслению [3]. Эмоциональные всплески у подростков зачастую бывают излишне бурными, начинает проявляться гнев, упрямство, острота переживаний, уход в себя, происходят конфликты с окружающими. В этом сложном возрасте начинается осмысление себя, своего места в мире и среди людей, возникает сильное желание самовыражения. Так происходит формирование целостной личности. Так же в подростковом возрасте происходит социально-нравственное воспитание ребенка, формируются моральные убеждения и нравственные идеалы. Поэтому занятия творчеством в этом возрасте крайне необходимы.

Существует несколько видов бумажной пластики: оригами; модульное конструирование; симметричное вырезание, вырезание орнаментов; транспарантное вырезание; художественное вырезание; объемные модели из бумаги; торцевая пластика (квиллинг); плетение из бумаги; рельефные и полуобъемные композиции; макетирование в бумагопластике [2, 6].

В школьной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского художественная деятельность детей на уроках проявляется в разнообразных формах, среди них объемно-пространственное моделирование и проектно-конструктивная деятельность. В 5 классе школьники изучают тему «Древние корни народного искусства», на которой конструируют нарядный праздничный костюм из бумаги и народные игрушки из бумаги. Также авторы программы предлагают для изучения школьников такие темы как «Роль человека в обществе» и «Декоративное  искусство в современном мире», на которых дети занимаются бумажной пластикой. В 6 классе школьники уже занимаются скульптурой, в которой используется мятая бумага. В 8 классе дети касаются темы архитектуры и дизайна в сфере пластических искусств, поэтому на уроках очень часто рекомендуют использовать бумагу и картон всевозможных видов.

При анализе школьной программы а С.А. Полищук «Изобразительное искусство. Основы архитектурной композиции и дизайна» выяснилось, что курсу бумажной пластики отдается большое значение. Формы художественной деятельности могут быть разными и по содержанию, и по технике. Это может быть изображение в объеме из картона, бумаги, создание пространственных моделей в макете, творчество в технике аппликации и коллажа. В 6 классе учащиеся делают первые работы в объемно-пространственной композиции из бумаги, 7 класс посвящен обучению школьников технике макетирования, а в 8-9 классах дети уже занимаются скульптурой, не только из глины и пластилина, но и бумаги [5].

Анализ учебных программ по изобразительному искусству для средней школы показал, что бумажная пластика является неотъемлемой частью творческой деятельности школьника. Ведь занятия конструированием развивает у детей многие важные качества, навыки и характеристики, важные не только для учебы и работы, но и для жизни.

 

Список литературы

1.      Богданов И.М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. — Академия педагогических наук РСФСР, 1948. — с. 5.

2.      Браиловская Л.В. Арт-дизайн. Ростов-н/Д: Феникс, 2005.

3.      Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1984. – Т. 1. – с. 376.

4.      Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? Дошкольное воспитание, № 2, 2005. – с. 10.

5.      Кузин В.С., Корнута И.В. сост., Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл.– 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001. – с. 91.

6.      Макарова Н.Р. Секреты бумажного листа. Раб. тетр. М.: Мозаика-Синтез, 2004.

7.      Кружок «Бумажная пластика»: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №98». – 2015. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL : http://school98.ru/index.php/2010- 02-04-16-57-55/2011-02-05-10-08-18/223 (дата обращения: 14.11.2015)