Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭЛЕКТРОННОЙ АВТОМАТИКИ»

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Авторы, ссылаясь на длительный опыт руководства объединением «Электронной автоматики» предлагают свое видение решения проблем обучения азам конструирования электротехнических и электронных устройств. В современном обществе востребован компетентный человек, с гибким мышлением, способный учится в течение всей жизни, приобретать новый опыт, самостоятельно принимать решения. При этом Федеральный закон №273- Ф3 от 29.12.2012г уточняет «Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а так же выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [11].

Обучение, ориентированное на поддержку и развитие творческого потенциала ребенка, является основой для ответа на вопрос как учить детей. Система дополнительного образования предоставляет наибольшие возможности для создания развивающей образовательной среды, обеспечивающей учащимся проявление исследовательской и творческой способности.

В начале XXI века электротехника и электроника, прочно вошли в нашу жизнь. Профессии, связанные с электроникой давно стали массовыми. Электроника бурно вторгается в мир представлений и понятий, обучающихся через кино, телевидение, радио, книги, телефон, Интернет. Говоря об изучении электроники в общеобразовательной школе, мы имеем в виду, что электроника изучается фрагментарно, преподаются отдельные главы.

Вместе с тем выпускник школы, не имея глубоких знаний по электронике должен выбрать профессию. Притом, что знания электроники и электротехники весьма приблизительны, в результате выбор осуществляется по названию профессии. Удовлетворить полностью любознательность обучающихся в процессе учебных занятий невозможно, частично это восполняется элективными курсами [2]. Но основной формой обучения и выявления одаренных, детей склонных к электронике, является техническое творчество. Как показывает опыт организации в рамках интеграции дополнительного непрерывного обучения учащихся и студентов в объединении радиоэлектронной автоматики - это поисковое образование, дающее право личности на выбор своей судьбы.

Теоретические сведения являются частью работы объединения элементная база электротехники и электроники, полупроводниковые устройства, механические и электронные реле, а так же основы цифровой электроники и компьютерные технологии. Кроме теоретических сведений для сборки  и эксплуатации электротехнических устройств нам потребуются навыки радиомонтажных, слесарных работ, практические работы с электроизмерительной аппаратурой, генераторами, осциллографами, датчиками, компьютерами и Интернет технологиями типа 3D принтера.

Интегрированные учебные программы [5] для обучения студентов кроме прочего решают следующие вопросы:

1.      Совершенствование и корректировка программы по основным направлениям подготовки  учителя технологии с учётом интеграции дисциплин учебного плана.

2.     Методическая и психологическая подготовки студентов к руководству объединениями технического творчества школьников.

3.     Психолого-педагогическая подготовка студентов по профориентационной работе и диагностических методиках изучения учащихся.

4.     Использование современных компьютерных технологий  в техническом творчестве, подготовка пе- дагогов дополнительного образования.

Решение всех этих вопросов позволяет повысить профессиональный уровень будущего учителя технологии и отчасти решить социальную проблему обеспечения школ и внешкольных учебных заведений квалифицированными педагогами дополнительного образования. Содержание работы и задачи, которые объединение решает, определяют его тип.

Объединение электронной автоматики относится к категории научно-технических, срок обучения в объединении в течение двух лет [2].

Объединение электронной автоматики  разделяется по годам занятий: 1-  2-й год занятий, каждый из которых характеризуется своими отличительными особенностями, охватывая при этом вполне определенный контингент обучающихся.

Объединение 1-го года занятий, или начальное, рассчитано на учащихся, не имеющих достаточно знаний и навыков практической работы. Комплектуются они из школьников 4-6 классов. Численный состав объединения — не менее 8 человек.

Объединение начинающих проходит обычно 1 раз в неделю по 4 часа, всего 144 часа в год. При этом учебный материал разделен, на 5 учебных модулей, имеются тесты рубежного контроля.

Объединение 2-го года занятий являются непосредственным продолжением объединений для начинающих. В них деятельность обучающихся приобретает определенную направленность, требующую специальных знаний, умений и навыков. Программа объединения электронной автоматики 2-го года занятий рассчитана и на студентов 2 курса. Численный состав кружков должен быть не менее 8 человек. Объединения работают один раз в неделю по 4 часа, или 144 часа в год. При этом учебный материал разделен, на 4 модуля, имеются тесты рубежного контроля. Итогом творческой научно - исследовательской деятельности, являются творческие проекты и электронные конструкции. Студентам по окончании обучения вручается сертификат педагога дополнительного образования [8]. В фойе факультета организована постоянно действующая выставка электронных устройств, приборов и учебно-наглядных пособий, отображающих профиль объединений электронной автоматики, работы студентов также представлены на постоянно действующей выставке технического творчества школьников и студентов Областного центра технического творчества учащихся (ОЦТТУ).

Важным условием успешного проведения учебно-воспитательной работы в объединениях электронной автоматики является ее плановость и организационная четкость. Работа всех объединений планируется в начале учебного года.

Рабочая программа объединения является основным документом, определяющим характер и направленность учебно-воспитательной работы. Структура и содержание программы зависит от года занятий объединений, материальной базы, квалификации руководителя и других факторов [9].

Планирование учебной работы в объединении электронной автоматики производится на основании интегрированной программы ЮФУ и ОЦТТУ. Рабочая программа объединения строится с учетом ряда педагогических требований:

-   Первым из них является правильный подбор теоретического и практического материала, обеспечивающего максимальную отдачу учебного процесса.

-     При подборе объекта работы в объединении, учитываются необходимые условия для обеспечения творческого процесса, первоначальные знания и желания обучающихся.

Весь учебный материал делится на 7 модулей содержащих комплексную цель модуля, тесты рубежного контроля, при этом практическая деятельность членов объединения опирается на уже имеющиеся знания.

Время, отводимое на каждую тему в учебном плане, распределяется примерно в следующем соотношении:

-   четвертую часть его составляют теоретические занятия;

-   три четверти — практические занятия и творческий проект в виде действующей модели.

Учебный год в объединении электронной автоматики, как и в других технических объединениях, продолжается с сентября по май. Во время зимних и летних каникул объединение не работает.

Занятия объединений электронной автоматики проводятся в специально оборудованных для этой цели кабинетах или лабораториях, по расписанию.

Деятельность  студентов  и руководителя  объединения предполагает  использование управления  не как

системы власти, а как ресурса создания системной совокупности условий для продуктивной познавательной деятельности студентов и учащихся. Определяющим условием продуктивной познавательной деятельности являются личностные и профессиональные качества преподавателя, его мировоззрение, личностные и профессиональные ценности, управленческие знания и умения. Цели действий руководителя объединения и обучающихся определяются общим проектом, а в календарно-тематическом планировании конкретизируются относительно содержания комплексной цели модуля и проектного задания. Контроль усвоения информации осуществляется с помощью тестов рубежного контроля.

Во время занятий обучающиеся работают в составе объединения, индивидуально или мини группами под общим руководством преподавателя. Занятия могут включать в себя различные элементы учебного процесса: сообщение теоретических знаний, выполнение различного рода операций, знакомство с производственными процессами. Руководитель объединения знакомит ребят с устройством и принципами работы различных элементов электроники и автоматики, рассказывает о функциях, выполняемых отдельными схемами. На практических занятиях обучающиеся учатся: паять, читать принципиальные схемы, монтировать комплектующие, настраивать с помощью приборов конструкции, пользоваться инструментами и электроинструментами, работать на станках и т. д. Закрепление полученных знаний и навыков происходит также при самостоятельной работе над конструкцией. При этом важна четкость и ясность учебной цели, поставленной перед каждым занятием объединения.

Учет и подведение итогов учебного года

Основным финансово-отчетным документом, отображающим выполнение плана учебно-воспитательной работы объединения, посещаемости занятий обучающимися, является учебный журнал. Журнал должен содержаться в порядке, все записи необходимо аккуратно производить, указывая тему каждого занятия, его продолжительность. Формой подведения итогов, в объединении электронной автоматики, является проведение рубежного тестирования по окончании изучения каждого учебного модуля и организация выставки творческих проектов студентов и учащихся.

Вводное занятие

Оно посвящается общему знакомству вновь набранного состава объединения с автоматикой, историей развития, применениями ее в различных областях науки и техники. Рассказ об автоматике постепенно переходит в сферу деятельности любителей электроники, конкретным планам и задачам объединения в течение текущего учебного года. Далее педагогу следует сказать участникам объединения несколько слов о себе, познакомить их с лабораторией автоматики и ее оборудованием. Нужно также предоставить учащимся возможность высказаться, ответить на их вопросы, позволить им самим познакомиться с приборами и конструкциями. Заключительным этапом вводного занятия является организационная часть, в ходе которой преподаватель составляет список объединения из числа присутствующих, сообщает о порядке работы объединения и требованиях, предъявляемых к его членам.

Таков в общих чертах ход проведения вводного занятия. Ни в коей мере оно не должно стать неким подобием формального начала работы объединения. Образные примеры из науки, техники, истории, наглядность и динамика действующих приборов и конструкций — необходимые условия успешной работы объединения с первых дней его существования.

Уже с первых дней существования объединения первого года обучения у педагога возникает проблема, как увлечь обучающихся, привить доступными для них средствами интерес к электронике, помочь ощутить радость творчества. Подавляющее большинство учащихся имеет самое поверхностное представление об этой области техники. Важно вначале привить устойчивый интерес к занятиям, а затем, когда он закрепится, у учащихся появится вкус и к теории, хотя и в будущем ею не следует злоупотреблять. Одним из путей совершенствования преподавания в объединении «Электронной автоматики», является переход к изучению на функциональном уровне. Знакомство с электроникой можно начинать с изучения основных узлов (блоков) радиоэлектронных систем и функций, которые они выполняют. [2]

Задача 1-го года занятий — дать учащимся основные сведения по электротехнике и электронике без полных определений законов и формул, научить их проводить простейшие эксперименты, строить несложные устройства с постепенным введением элементов автоматики.

Теоретический материал, текущие пояснения проводятся педагогом одновременно для всех членов объединения. Схемы для практических работ следует подбирать не требующие специальной настройки. Аппаратура, сделанная обучающимися, обязательно должна работать, иначе они потеряют вкус к новому для них увлечению. Надо помнить, что все конструкции, предназначенные для 1-го года, должны быть динамичными и доступными абсолютно для всех. Если схема несложная, но трудоемкая и работа над ней может затянуться более чем на 3—4 занятия, в план работы объединения ее включать не следует. [7]

Содержание программы объединения электронной автоматики 1-го года занятий включает в себя 16 тем, которые объединены в 4 модуля имеющих каждый свою комплексную задачу. Причем каждый модуль содержит свое проектное задание и тесты рубежного контроля в количестве 30 штук. Последовательность изучения тем в течение года продиктована логикой от «простого к сложному», являясь вместе с тем примерной. Она может быть изменена по желанию руководителя в зависимости от выбранных объектов практических работ. Следует отметить что, для самостоятельного творчества, в 1-й год занятий остается небольшое поле деятельности.

Основной задачей объединений автоматики 2-го года занятий является конструкторская деятельность и развитие творческих способностей студентов и учащихся. Здесь правильный подбор учебного материала имеет особенно большое значение, поскольку от этого зависит, какие навыки получат члены объединения. Одну и ту же конструкцию можно скопировать или создать по эскизам, в одном случае вы ремесленник, в другом творец. [1]

При этом фундаментальным принципом управления познавательной деятельностью студентов в объединении электронной автоматики является принцип субъективности. Предусматривающий управление, как процесс создания условий для саморазвития, самореализации и саморегуляции студентов.

Необходим подбор наиболее целесообразных методов проведения занятий с учетом поставленной перед ними задачи, темы, уровня подготовки студентов, материальной базы и опыта педагога.

При этом имеется в виду обеспечение максимальной активности членов объединения, творческого решения поставленных перед ними задач. Наиболее эффективное использование времени для работы с объединением достигается тщательной подготовкой к занятиям самого педагога. [6]

 

Список литературы

1.             Автотроника Д.А. Соснин Солон-Р Москва 2001г.

2.             Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей: (вопросы и ответы) (учебное пособие)- М.: Центр «Школьная книга», 2008

3.             Корнилович А.А. Физика в примерах: Учебник. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003, - 280 с. – (Серия «Учебники НГТУ»).

4.             Кравченко А.Ф. Физические основы функциональной электроники. Новосибирск: Издательство НГУ, 2000.

5.             Миссия молодежи в  технологическом  преобразовании России:  Педагогическая концепция  О. Аникст. Борзилов Ю.П. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. №6. С.80-83.

6.             Оганнисян Л.А., Акопян М.А. Интегративный подход к преобразованию содержания образования в образовательных учреждениях системы СПО Культура. Наука. Интеграция. 2014. № 3 (27). С. 60-69.

7.             Особенности использования современных образовательных технологий интенсификации обучения в процессе подготовки студентов среднего профессионального образования. Оганнисян Е.А., Еровенко В.Н. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 12. С. 108-114

8.             Полумиенко     В.В.     Методика     преподавания    радиоэлектроники    на     функциональном     уровне     в общеобразовательной школе. Автореферат диссертации. 2005г.

9.             Синдеев Ю.Г. «Электротехника с основами электроники» Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2005.

10.         Технологическое образование школьников и студентов: вопросы теории и практики.      В.Д. Симоненко Сборник научных трудов. г.Брянск, изд. БГПУ, 2000, 110с

11.         Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10. Дополнительное образование.