Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста обусловлена наблюдающимися в современном социуме проблемами взаимодействия человека с человеком. Неумение людей общаться нередко обусловлено отсутствием элементарных коммуникативных умений, формирование которых у детей с раннего возраста становится ключевой задачей современного воспитания, обучения и развития детей, что и определено в современных ФГОС как важная педагогическая задача.

В связи с этим, возникает необходимость целенаправленно и последовательно формировать коммуникативные умения детей дошкольного возраста. В нашей практике средством формирования коммуникативных умений (ФКУ) детей дошкольного возраста явились хореографические проекты учреждения дополнительного образования, в которых возможно целенаправленно, цельно, системно, креативно и результативно осуществлять этот процесс.

Анализ научных психологических и педагогических работ показал, что ученые единодушны во мнении о том, что для детей дошкольного возраста стремление к коммуникации, игре является естественным процессом жизнедеятельности и самореализации [1, 2]. Исследователи отмечают, что коммуникативные умения формируются и проявляются во взаимодействии, сотрудничестве, соперничестве, поддержке, позиционировании, потребности вдохновлять и т.д. (Л.И. Божович, Б.З. Вульфов, М. Монтессори, А.В. Мудрик, Е.И. Тихомирова, Д.И. Фельдштейн).

Включенное лонгитюдное наблюдение, опрос, анкетирование показывают, что хореографические проекты учреждения дополнительного образования занимают свое особое место в процессе формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Хореографические проекты в учреждениях дополнительного образования используются достаточно широко, пользуются большой популярностью среди детей дошкольного возраста и их родителей. В частности, по результатам опроса 137 детей дошкольного возраста сотрудниками лаборатории Субъектной самореализации и инновационных технологий Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ЛаСС ПГСГА г. Самара) и учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Крылатый» городского округа Самара, оказалось, что более 75% детей дошкольного возраста с удовольствием участвуют в хореографических проектах учреждения дополнительного образования детей. При этом, дети дошкольного возраста – участники хореографических проектов считают: что хореографические проекты в учреждении дополнительного образования – это очень интересное дело, потому что «доставляют всем радость» - 67,1% мнений опрошенных детей дошкольного возраста, от общего числа полученных мнений детей дошкольного возраста. Кроме того, в 38,5% мнений опрошенных детей дошкольного возраста, от общего числа полученных  мнений  детей  дошкольного  возраста,  подчеркивается,  что  хореографические  проекты «помогают приобрести хороших друзей»; а в 37,1% мнений опрошенных детей дошкольного возраста, от общего  числа полученных мнений детей дошкольного  возраста, констатируется, что  хореографические проекты – это «очень красиво».

Таким образом, обнаружено не только позитивное отношение детей дошкольного возраста к хореографическим проектам, но и умение находить достоинства этих проектов. Проведённый нами анализ практики ФКУ детей показал, что дети выражают искреннее желание активно участвовать в хореографических проектах учреждения дополнительного учреждения, что определяет нередко успешность личностного развития, в целом, коммуникативных умений, в частности [3].

Используя хореографические проекты учреждения дополнительного образования, мы можем формировать и развивать у детей дошкольного возраста активность действия, позитивность взаимодействия, креативность коммуникации, которые в комплексе формируют и развивают коммуникативные умения. Дети учатся выражать себя в танце, взаимодействовать со зрителями, радоваться успехам и позитивной оценке зрителей используя «хореографическую речь», как средство позитивного индивидуально-группового взаимодействия, представленного хореографическим движением, хореографическим жестом, эмоциональными хореографическими знаками (удивление, вдохновение, грусть, радость, страх, настороженность) [4].

Используя метод включенного наблюдения, опрос, персонифицированную психолого– педагогическую тестовую диагностику исследования коммуникативных умений детей дошкольного возраста, участвующих в хореографических проектах учреждений дополнительного образования детей мы получили следующие данные: у 15% детей дошкольного возраста, из числа 137 обследованных детей, достаточно хорошо развиты коммуникативные умения в хореографических проектах; у 50% обследованных детей дошкольного возраста недостаточно развиты коммуникативные умения в хореографических проектах, а у 35% обследованных детей дошкольного возраста – почти не развиты коммуникативные умения в хореографических проектах учреждениях дополнительного образования.

Полученные результаты стали основанием для организации целенаправленного процесса формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста в хореографических проектах учреждения дополнительного образования детей. Скорректированы хореографические проекты детей дошкольного возраста по технологии и содержанию, усилена коммуникативная направленность хореографических проектов.

В результате проведенного анализа практики организации хореографических проектов учреждения дополнительного образования детей установлено, что хореографические проекты становятся средством формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста в связи с тем, что овладение пластикой своего тела, то есть лексикой танца (языка танца, хореографической речи), позволяет детям научится передавать без помощи слов, а только средствами хореографической речи, движение, пластику, мимику, мысли, чувства, которые составляют основу танца; интегрированная взаимосвязь танца с другими видами искусств (музыкой, изобразительным искусством, театром, литературой), расширяет возможности взаимодействия детей; хореографические проекты детей дошкольного возраста в дополнительном образовании осуществляется коллективно, что обеспечивает позитивное индивидуально-групповое взаимодействие детей, активизирует потребность развивать свои позитивные коммуникативные умения.

Таким образом, процесс формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста в хореографических проектах учреждения дополнительного образования детей направлен на объединение детей дошкольного возраста в позитивные содружества и сообщества, на осваивание ситуации позитивного индивидуально – группового взаимодействия в процессе овладения хореографической речью, на развитие потребности и проявлении способности в реализации своего коммуникативного Я.

 

Список литературы

 

1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 398 с.

2.   Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М. : Педагогика, 1986. – Т. 1 : Психическое развитие ребенка. – 318 с.

3.   Социально – гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновации, перспективы: материалы III Международной научно – практической конференции / сост. и науч. Ред. Е.И. Тихомирова. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. - С. 54-56.

4.    Тихомирова Е.И., Миронова Е.Л. Хореографические проекты в развитии коммуникативных умений подростков в процессе самореализации в дополнительном образовании: учебно- методическое пособие. – Самара : Изд-во Ас Гард, 2011. – 157 с.