Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ»

Авторы:
Город:
Шуя
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Динамичный характер деятельности, обусловленный рыночными механизмами, использованием

компьютерных и других средств актуализирует проблему способности личности специалиста к инновационной детерминации окружающей действительности, высокого уровня компетентности и практической готовности к реализации проектов и программ, направленных на преобразование себя и среды. Данный процесс отражен в ФГОС ВПО третьего поколения, а именно речь идет о формировании компетентного специалиста. В педагогической литературе нет единого мнения относительно определения содержания понятий «компетенция» и «компетентность».

Обратимся к различным словарям и рассмотрим существующие трактовки данных понятий в таблице №1.

Таблица №1

Определение понятий «компетенция» и «компетентность»

 

Понятие Источник

Компетенция

(от латинского competo -

добиваюсь; соответствую, подхожу)

Компетентность     понятие,      производное     от

«компетентный», от латинского  - competens (competentis) - соответствующий, способный.

Словарь иностранных слов

Круг  полномочий  какого-

либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых

данное       лицо       обладает познаниями, опытом [7].

Обладание знаниями, позволяющими судить о чём-

либо, высказывать веское, авторитетное мнение[7].

Энциклопедический словарь

Опыт   в   той   или   иной

области [1].

Определенный         законом        круг        полномочий

конкретного  органа,  должностного  лица;  знания, опыт в той или иной области [1].

Толковый         словарь         под

редакцией Д.И. Ушакова

Круг вопросов, явлений, в

которых       данное        лицо обладает  авторитетностью,

познанием, опытом, кругом

полномочий [2].

Осведомлённость, авторитетность[2].




Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящее время не сложилось однозначного определения понятий  «компетенция» и «компетентность». Ученый выдвигают различные предположения по этому поводу. Рассмотрим наиболее популярные зарубежные и отечественные точки зрения в таблице №2.


    Таблица №2

Отличительные особенности авторских точек зрения в понимании категорий «компетенция» и «компетентность»


Автор

Определения

Компетенция

Компетентность

С. Велде

Компетенции  –  некоторые  отчужденные,

наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы [4].

Компетентность           –          это           личностная

характеристика,  совокупность  знаний,  умений, навыков и гибкого мышления [4].

Дж. Равен

Компетентность – это специфическая способность эффективного выполнения конкретных

действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия [4].

И.А. Зимняя

Компетенции – это некоторые внутренние,

потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем

ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека [5].

Компетентность               понимается               как

основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально- профессиональной                    жизнедеятельности

человека[5].

А.В. Хуторской

Компетенция – это отчужденное, заранее

определенное социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [9].

Компетентность – владение, обладание учеником

соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – это совокупность личностных качеств учащегося (ценностно- смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.[9]

Н.Л.Гончарова

Компетенцию определяется как комплексная структура, слагаемая из различных частей [3].

Компетентность -понятие иного смыслового ряда, считая ее реальной, свойственной конкретной личности и зависящей от человека.[3]

Э.Ф. Зеер

Компетенция     –     обобщенный     способ

действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности,   т.е.  способность  человека

реализовывать на практике свою компетентность [5].

Компетентность             -             целостная             и

систематизированная совокупность обобщенных знаний. [5]

 

Как показал анализ литературы по проблеме компетенции и компетентности, понятие компетенции чаще применяется для обозначения:

-      образовательного результата, выражающегося в подготовленности, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;

- такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды;

-      совокупность характеристик (мотивы, убеждения, ценности), обеспечивающая выполнение профессиональной деятельности и достижение определенного результата;

-   соответствие специалиста предъявляемым требованиям компетенции [8].

 Таким образом, общим для всех определений компетенции является понимание ее как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

Среди всех представленных толкований понятия компетентности можно выделить следующие составляющие:

-   предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен;

 -     характеристика деятельности индивида, т.е. понимания им существа выполняемых задач и разрешаемых проблем; умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувства ответственности за достигнутые результаты; способности учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей;

-    базовая характеристика индивида, глубокая и устойчивая часть личности, по которой можно предсказать поведение человека в широком спектре жизненных и профессиональных ситуаций;

-       интегрированная характеристика качества подготовки выпускника, категория результата образования;

-   идеальная и нормативная характеристика, некая заранее определенная область знаний, в которой люди, объединенные одной профессией, должны быть осведомлены [4].

Таким образом, компетентность – это процесс целенаправленного взаимодействия знаний, способностей и субъектных свойств личности для достижения целей в пределах заданной компетенции, определяемая вместе с компетенцией и оцениваемая по критериям достижения целей, задаваемым компетенцией.

Можно сделать вывод, что компетенция и компетентность определяются во взаимосвязи друг с другом, причем уровень компетентности (квалификация)  зависит от соответствия её  требованиям компетенции. Компетенция определяется постановщиком задачи, работодателем, руководителем, а компетентность формируется в процессе обучения и реализуется и развивается в профессиональной деятельности.

Список литературы

 

 

1.    Большой словарь русского языка//Энциклопедический словарь/[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.dict.t-mm.ru/enc_sl/ (дата обращения: 17.11.16)

2. Большой словарь русского языка// Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова/[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.dict.t-mm.ru/ushakov/ (дата обращения: 17.11.16)

3.   Гончарова Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме// Сборник научных трудов СевКавГУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5./[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.%20ncstu.%20ru/ (дата обращения:17.11.16)

 4.     Запевалина О.В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике (в контексте медиаобразования) // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / Отв. ред. О.А.Лапина, Л.А.Иванова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. С.105-111. /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.hr-portal.ru (дата обращения: 17.11.16)

5. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.

 6.   Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.eidos.ru/journal/ (дата обращения: 17.11.16)

7. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов//М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 1308 с. 

8. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. — 2011.— №12. Т.2. — С. 102-104.

9.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. -№ 2. - 58-64.