Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

С точки зрения профессора В.Д. Симоненко[7], сущность технологического образования (ТО) заключается в творческом овладении обучающимися достигнутым уровнем преобразовательной деятельности человека в материальном и духовном производстве. (ТО) осуществляется в рамках личностно-ориентированной, социально- культурологической, развивающей концепции, которая является следствием генезиса предшествующих парадигм образования. Основной дидактической единицей технологического образования является творческая проектная деятельность. Исследования показывают, что подготовка будущих учителей, к обучению школьников творческой деятельности, наиболее успешно осуществляется в процессе выполнения творческих проектов[3].

Опыт обучения студентов кафедры технологии и профессионально-педагогического образования ЮФУ по интегрированной учебной программе с ГОУ ДОД Областной центр технического творчества учащихся (ОЦТТУ) доказывает, что в настоящее время корпоративное использование ресурсов для реализации  обучения, основанного на инновационной исследовательской деятельности студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ наиболее перспективно. Идея творческого обучения, в противовес «репродуктивному» основана на поддержании и сохранении исследовательских и творческих склонностей студентов, и не может рассматриваться как привилегия одаренных и талантливых, а является идеалом, к которому должна стремиться система образования. Целью в данном случае становится создание развивающей среды, которая обеспечила бы каждому студенту возможность проявить заложенное в нем творческое начало [4].

Занятия техническим творчеством развивают интерес к науке и технике, к исследованиям, изобретательству и рационализации. Они способствуют подготовке к творческому труду и непосредственно влияют на учебный процесс, помогая более углубленному освоению студентами различных теоретических дисциплин. Разносторонность и широта кругозора студентов повышают их требовательность к техническим объединениям и в частности, к объединениям радиоэлектроники.

Независимо от вида, современное производство базируется на применении электроники, а стремительно меняющиеся производственные технологии не мыслимы без инновационных и научных исследований. Ис- следователь — это не только ученый, но и студент, обучающийся в объединении радиоэлектроники, является исследователем, это побуждает его интерес к научным знаниям и творчеству [2].

Учителя физики и технологии, имеющие педагогическое образование и опыт работы с детьми, зачастую сами не в состоянии руководить объединениями радиоэлектроники из-за недостатка знаний в этой области техники. Это противоречие устраняется специальной подготовкой на базе ОЦТТУ, будущему школьному учителю, руководителю радиотехнического объединения представлены, информационные ресурсы, современные методики и новые пути организации работы со школьниками.

Предлагаемая статья рассчитана на студентов в будущем руководителей объединений и ставит перед собой цель оказать помощь при оснащении, организации и проведении занятий объединений подобного профиля.

В основу статьи положена Программа объединения электронной автоматики 1-го и 2-го года занятий, в рамках интегрированной образовательной программы кафедры технологии и профессионально-педагогического ЮФУ и ОЦТТУ.

Материал, составивший статью, отображает в основном опыт совместной работы объединения электронной автоматики ОЦТТУ и кафедры технологии и профессионально-педагогического образования ЮФУ г.Ростова-на-Дону. Статья описывает один из этапов дополнительной подготовки студентов педагогического ВУЗА для работы в качестве руководителя объединения электронной автоматики в учреждении дополнительного образования. Объем статьи включает в себе не только вопросы материального обеспечения, организации и методики проведения объединениями занятий, но и другие вопросы.

Комплексная цель статьи изложить нормативные требования к помещению, перечень необходимого инструмента, требования к электроснабжению кружка, необходимую элементную базу, краткий перечень учебных пособий, перечень необходимой измерительной электроаппаратуры, список радиодеталей и расходных материалов [5].

Для занятий объединения электронной автоматики следует выделить отдельное помещение, светлое, и достаточно просторное, чтобы разместить 10—12 рабочих мест оборудованных принудительной вентиляцией и необходимым учебным оборудованием. Планировка помещения, порядок размещения в нем мебели, оборудования могут быть достаточно произвольными но его площадь должна быть не менее 50 м2. На этой площади необходимо поместить все оснащение объединения. Сюда входят: рабочие столы и шкафы для инструментов, материалов, деталей, слесарный верстак и стенды для пособий, измерительная аппаратура для настройки схем и станки сверлильный, токарный, заточный, намоточный.

Кроме того, в лаборатории автоматики должны быть розетки электросети, выключатели и рубильники, распределительные коробки и электрощиты с предохранительными устройствами и УЗО, а также выводы водоснабжения и противопожарные устройства.

Электроснабжение должно удовлетворять следующим требованиям:

-относительная влажность воздуха длительно не должна превышать 75%;

-должна отсутствовать токопроводящая пыль;

-пол не должен быть токопроводящим (металлическим, земляным, железобетонным, кирпичным и т.п.);

-температура воздуха не должна постоянно или периодически (более 1 суток) превышать 350С;

-должна отсутствовать возможность одновременного прикосновения человека к металлическим частям электрооборудования, которое может оказаться под напряжением, и к заземленным металлоконструкциям лаборатории для чего, например имеющиеся в ней трубопроводы отопления, водоснабжения, газоснабжения должны быть закрыты стационарными изолирующими ограждениями.

-должна быть смонтирована электрическая сеть для питания электроприемников с глухозаземленной нейтралью, нулевым, рабочим и защитным проводниками.

- должна проходить шина контура заземления кабинета с приспособлениями для присоединения к ней каркасов лабораторных столов.

Изготовление самых разнообразных аналоговых и цифровых приборов и устройств автоматики на занятиях объединения требует наличия широкого ассортимента инструментов. Это условие является фундаментальным в организации работы объединений электронной автоматики. Однако все инструменты можно разбить на 2 основ- ные группы: электромонтажные инструменты индивидуального пользования и слесарные инструменты общего пользования.

Электромонтажные инструменты индивидуального пользования:

1.                  Электропаяльник мощностью 30 Вт напряжением 36 В.

2.                  Пинцет.

3.                  Бокорезы.

4.                  Плоскогубцы.

5.                  Нож монтажный.

6.                  Отвертка.

7.                  Щипцы для снятия изоляции.

Количество комплектов этих инструментов должно соответствовать числу рабочих мест. Инструменты общего пользования, как на это и указывает их определение, предназначены для использования их в процессе работы всеми членами объединения автоматики. Каждый отдельный инструмент, входящий в этот комплект, в большинстве случаев может быть представлен в 1—2 экземплярах. И этого вполне достаточно. Работая в объединении над конструкциями, студенты, как правило, используют различные инструменты[7].

Рассмотрим особенности применения инструментов, входящих в оснащение лаборатории электронной автоматики.

Электропаяльник — основной монтажный инструмент. В практической работе объединения должны использоваться исключительно низковольтные паяльники на напряжение не выше 36 в. Подставки под паяльники могут быть любой конструкции, однако все они должны полностью соответствовать своему назначению.

Плоскогубцы - предназначены для захвата и зажима мелких деталей, поддерживания гаек и винтов во время монтажных операций, изгибания и выравнивания проводов.

Бокорезами - перекусывают медные провода, укорачивают выводы радиодеталей диаметром не более 1 мм. Тонкий провод перекусывают самым концом режущих граней бокорезов, а более толстый провод — средней частью режущих граней.

Пинцет - служит для поддержания припаиваемых проводов и мелких деталей.

Отвертки - применяются в монтажно-слесарных работах для наворачивания  и отворачивания винтов. Поскольку все работы в объединении электронной автоматики, так или иначе, связаны с электричеством, ручки у отверток должны быть диэлектрическими. Монтажный нож служит для зачистки проводов.

Щипцы - для снятия изоляции, как говорит название, предназначены для выполнения только одной функции - снятия изоляции с проводов. Но, как правило, эта операция вызывает большие трудности при про- ведении монтажных работ в объединениях радиоэлектроники.

Пассатижи - универсальный инструмент для проведения следующих операций над проводами: откусывание, изгибание и распрямление.

Кусачки - имеют более мощные и большие режущие поверхности, чем бокорезы. С их помощью можно перекусывать толстый медный провод или любой другой, включая и стальной, но не толще 1 мм.

Круглогубцы - служат для сгибания проводников и образования колечек при креплении проводов под за- жимы, винты.

Ножницы - используются для обрезки изолирующих оплеток проводов и нарезки листовых материалов. Шило - служит для прокалывания или наметки центров отверстий на поверхности монтажных плат. Резаком - режут листовой материал: гетинакс, текстолит, оргстекло и др.

Разводной ключ - используется для завинчивания и отвинчивания гаек, болтов и винтов с шестигранными и квадратными головками самых различных размеров.

Торцевой ключ - применяют для наворачивания гаек в труднодоступных местах.

Тиски - являются необходимым инструментом для проведения самых разнообразных слесарных работ. В кружке лучше всего использовать параллельные тиски с винтовым зажимом, неповоротные или поворотные с ши- риной губок 100—120 мм. Тиски нужно надежно привернуть винтами к верстаку, чтобы они не перемещались при зажимании деталей или во время их обработки. Установлены, они должны быть таким образом, чтобы студент, опираясь локтем на их верхнюю часть, касался подбородка кончиками пальцев.

Молоток - необходим для выполнения многих видов слесарно-механических работ. Основной характеристи- кой молотка является его вес. На занятиях кружка используются как тяжелые, так и легкие молотки.

Киянка — деревянный молоток, изготовляемый из мягких пород дерева, например липы, применяется для выравнивания и гнутья листов жести, алюминия и других металлов.

Зубило - служит для рубки листового металла

Ручная ножовка - состоит из ножовочного станка и полотна и служит для резки пруткового, профильного, полосового и листового материала.

Напильники - различают по размерам, форме и типу насечки. Очень часто для доводок и подгонок используются

Маленькие напильники — надфили. Обычно надфили продаются наборами, в которых они представлены самых различных сечений.

Стальная щетка - как раз и служит для очистки рабочей поверхности этих инструментов от опилок. Сверла - для сверления отверстий в металле, дереве и пластике.

Инструменты для разметки. Разметочные риски наносятся чертилками, разметочным циркулем. Керн - для нанесения углублений.

Измерительные инструменты: мерительные линейки, штангенциркуль, микрометр, угольник, резьбомер.

Микрометр - позволяет определять размеры с точностью до 0,01 мм.

Угольник с прямым углом - применяют при разметке плоских деталей для замеров прямых углов в процессе изготовления плат и корпусов приборов.

Электрифицированный инструмент - широко используется в практической работе объединения. Настольно-сверлильные станки. На них можно сверлить отверстия диаметром до 15 мм.

Токарный станок - служит для механической обработки твердых материалов путем обтачивания заготовки с помощью резцов.

Мультиметр – служит для измерения переменных и постоянных напряжений, величины сопротивлений, емкость и индуктивность.

Звуковой генератор - является источником сигналов звуковых частот при налаживании в объединении

усилителей низкой частоты, фильтров аппаратуры телеуправления, звуковых реле и других измерений.

Электронный осциллограф - служит для наблюдений за формой переменных напряжений на экране электроннолучевой трубки и для измерений их параметров. Это весьма универсальный прибор, позволяющий, в особенности с различного рода приставками, производить самые разнообразные измерения и исследования в электрических цепях.

Испытатель транзисторов - предназначен для быстрого определения годности и измерения основных параметров транзисторов.

Генератор стандартных сигналов - представляет собой устройство, генерирующее высокочастотные колебания, основные параметры которых (частота, амплитуда, глубина модуляции) можно в широких пределах изменять и с большой точностью непрерывно контролировать. Он понадобится в объединении для наладки емкостных реле и систем управления [2].

Генератор импульсов — измерительный прибор, вырабатывающий калиброванные по амплитуде импульсы напряжения положительной и отрицательной полярности и предназначенный для наладки и испытания различных импульсных схем и устройств.

Регуляторы напряжения и лабораторные автотрансформаторы (ЛАТРы) позволяют плавно изменять величину переменного напряжения.

На фоне непрерывных дискуссий о необходимости оценки электронной педагогики как самостоятельной отрасли педагогических знаний, представляется ценным указание на необходимость более глубокого исследования процессов, сопровождающих включение человека в новые образовательные среды и использование новых образовательных технологий [6].

Технологическое образование, сущностью которого является, овладение технологической культурой, достигнутым уровнем преобразовательной деятельности человека, творческой проектной деятельностью, как частью учебной, интегрирующей в себе элементы (игровой, познавательной, преобразовательной и коммуникативной), в процессе которой происходит всестороннее и гармоничное развитие личности обучающегося, представляются до конца неисчерпанным[1]. Мы полагаем, что в настоящее время накоплена достаточная масса эмпирического материала, позволяющая делать выводы об эффективности творческого инновационного обучения в совместном проекте факультета Технологии и предпринимательства и Центра дополнительного образования школьников и студентов, - как предпосылки для решения вопроса о правомерности последующих концептуальных теоретизаций. Представляется, что практика обучения студентов кафедры технологии и профессионально-педагогического образования АПиП ЮФУ в ОЦТТУ по интегрированной программе педагогов дополнительного образования является ценным опытом.

 

Список литературы

1.      Еровенко  В.Н. Семестровый курс  лекций по «Электротехнике», Методическое пособие, ПИ ЮФУ г.Ростов-на-Дону, 2009.

2.      Жуловян, В.В. Электромеханическое преобразование энергии: учеб. пособие / В.В. Жуловян. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 452 с.

3.      Миссия молодежи в  технологическом преобразовании России:  Педагогическая концепция  О. Аникст. Борзилов Ю.П. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 6. С.80-83.

4.      Полумиенко В.В. Методика преподавания радиоэлектроники на функциональном уровне в общеобразовательной школе. Автореферат диссертации. 2005г.

5.      Пугач, Л.И. Нетрадиционная энергетика – возобновляемые источники, использование биомассы, термохимическая подготовка, экологическая безопасность: учебное пособие/ Пугач Л.И., Серант Ф.А., Серант Д.Ф. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006, 347 с.

6.      Синдеев «Электротехника с основами электроники» Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2005.

7.      Технологическое образование школьников и студентов: вопросы теории и практики. В.Д. Симоненко Сборник научных трудов, г. Брянск, изд. БГПУ, 2000, 110с

8.      Электроника В.А. Прянишников Санкт-Петербург «Корона принт» 2000г