Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РОЛЬ ПЕДАГОГА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

«Учитель и ученик растут вместе...»

(Конфуций)

 

 

В настоящее время актуальным вопросом в мире является уровень профессионального имиджа в целом и имиджа педагога в частности. Любая профессия имеет свои особенности, и профессия  педагога дополнительного музыкального образования не является исключением. Педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, которая не подлежит технологическому описанию, так как сочетает взаимодействие духовного мира человека и его эмоционального восприятия, определена индивидуальным характером обучения и не может быть ограничена временными рамками общения между педагогом и учеником. Поэтому профессия педагога - музыканта требует от избравшего её не только постоянного личностного роста и повышения уровня профессиональных качеств, но и развития музыкальных интересов и творческих способностей.

К приоритетным профессиональным качествам личности учителя музыки можно отнести любовь к детям и художественно-педагогическую интуицию, музыкальность, эмпатию, артистизм и, конечно, профессиональное мышление и самосознание. Австрийский композитор и эстетик 18 века Д. Шубарт подчеркивал: «Музыкальная одаренность – природный дар человека. Как она разовьется, зависит лишь от среды, в которой растет человек».

Современный уровень педагогической науки и педагогического опыта в области эстетического образования детей значительно опережает уровень подготовки будущих педагогов, поэтому так необходимо понимать значение и взаимосвязь музыкального искусства в развитии современного общества. Как известно, педагогическая наука выделяет в деятельности учителя любой  специальности ряд  функций, которые развиваются на базе соответствующих способностей (конструктивных, организаторских, гностических, исследовательских, информационных, развивающих и др.) Пониманию назначения будущей профессиональной деятельности прежде всего способствует всесторонняя художественно-творческая подготовка, а накопленный художественно-творческий и музыкально-исполнительский опыт в сочетании со знанием предметов психолого- педагогического цикла создает предпосылки для овладения методикой эстетического воспитания [2].

Несмотря на то, что каждое поколение педагогов-музыкантов обращается к проблеме развития понимания и ощущения музыки школьниками, вносит в ее решение что-то новое, уникальное, все-таки неизменно связывает эту проблему с традициями отечественного музыкального образования.

Однако каждый человек, в том числе ребенок, чувствует, выражает, осознает музыку по-своему: один воспринимает и слышит в ней красоту гармонии, музыкальных форм, у другого рождается круг образных ассоциаций, третий ищет и находит в общении с музыкой способ самовыражения и самопознания. Поэтому наблюдение за развитием детей в соприкосновении с музыкой и окружающим миром должно быть более главным для учителя, чем непосредственно обучение детей: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М. Монтень). Вот почему так важно знание музыкантом-педагогом музыкальных предпочтений, интересов и потребностей учащихся, их отношения к музыке. Только при этом условии процесс музыкального образования может стать эффективным.

Необходимо отметить, что процесс вхождения в искусство не может носить принудительный характер, поэтому не нужно «тянуть» ребенка в музыку, а важна, прежде всего, именно непосредственность процесса совместного прохождения педагогом и учеником пути к миру музыки, ведь главная задача педагога – научить чувствовать искусство не только музыкальное, но и любое другое. Умение педагога увидеть способности ребенка, о которых тот сам может не подозревать, раскрыть их, убедив его в этом — самое ценное, что только может быть в музыкальном воспитании и воспитании вообще.

Чтобы создать максимально благоприятные условия для этого, педагог должен быть уверен не только в правильности выбора методической позиции и методических приемов, искренне прочувствовать музыку, которая выбирается для детей, но прежде всего, быть убежденным в том, что каждый ребенок — талантливый художник.

Процесс обучения в музыкальной школе возлагает на педагога большую ответственность. Под его руководством ученик не только познает основы музыкального искусства, но также развивает свой интеллект, приобретает умение мыслить нестандартно, заставляя действовать свою фантазию. В ребенке формируется творческое отношение к жизни, которое в дальнейшем будет способствовать успешной работе в любой профессии.

Педагог не только обучает – он воспитывает. Именно школьный педагог занимается с детьми в период, когда формируются их способности и складывается их характер. От него, преподавателя, часто зависит будущее ученика. Известно, что ребенок наделен живой фантазией и потребностью творить, (П. Волков, Л. Казанцев) но работать с детьми тяжелее, чем со взрослыми учениками: они не умеют долго концентрироваться на одном виде деятельности, у них не хватает усидчивости, они не могут справляться со своим настроением. И в этом случае основная задача педагога - заинтересовать и найти способ объяснить материал. Более результативным, чтобы ребёнок не заскучал и не переутомился, является обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им [3]. Методической находкой могут быть творческие уроки, проходящие в игровой форме, в которых ученик и учитель  меняются  ролями. Ученику, например, приходится  самому придумывать музыкальные задания и инструментальные фантазии, которые он будет задавать учителю. Именно принимая самостоятельно решения, ребенок укрепляет чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях [5].

Деятельность педагога музыкальной школы носит публичный характер и требует умения управлять своими чувствами, эмоциями и настроениями. Педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в разнообразных, изменяющихся педагогических и психологических ситуациях [4].

К сожалению, слишком часто в стенах музыкальной школы у детей гаснет первоначальный импульс заинтересованности в музыке и желание музицировать. В этих условиях резко возрастает роль творческой активности педагога, его репертуарных и методических поисков [1].

Оптимальной формой общения между учителем и учеником является совместная творческая деятельность, что вызывает ни с чем несравнимый стимул личностного развития и самоутверждения растущего человека. Чувство товарищества, эмоциональный комфорт стимулируют проявление инициативы и творчества, позволяют педагогу создать на уроке атмосферу поиска, при которой ученик в процессе обучения проявляет интеллектуальную активность, активирует мыслительные операции. Совместная деятельность характеризуется тем, что ее участники  вместе ставят цель предстоящего дела, выбирают средства ее достижения, осуществляют задуманное, анализируют полученный результат.

В. Даль писал: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника...». Поэтому одной из ключевых способностей педагога в сотворчестве выступает его индивидуальность и артистизм, наиболее ярко проявляющийся в художественно-коммуникативной и музыкально-исполнительской деятельности. Умение выразительно, ярко исполнять произведения, образно пояснять их, использовать игровые методические приёмы, творческие задания позволяет вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие и во многом обеспечивают успех его педагогической деятельности. Известный российский ученый В.М. Бехтерев, исследуя психологические подходы к музыкальному образованию, рассматривал музыкальную деятельность, как индивидуальную, так и совместную с педагогом, как чрезвычайно важное условие развития ребенка, его навыков, привычек, вкусов.

В заключение необходимо подчеркнуть, что педагог-музыкант, как и педагог любой другой специальности, работает для будущего, и его работа — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, а затраченная им энергия дает плоды только спустя некоторое время.



Список литературы

 

 

1.            Гутовец М. В. Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 6-8.

2.            Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с. С. 22-26.

 3.            Методическая листовка 1919 г. 

4.            Молчанова Т.А., Снегирева М.А. Современный взгляд на роль педагога детской музыкальной школы в воспитании учащихся, http://www.vestnik-kafu.info/journal/26/1100/

5.            Сафронова О.А. Дифференцированный подход в развитии творческого потенциала учащихся на занятиях фортепиано // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3016–3020. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54867.htm.