Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОСТОВЕ И ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

C целью подготовки и распределения квалифицированных рабочих кадров, в СССР, 2 октября 1940года, был издан указ «О государственных трудовых резервах СССР» и постановление «Об образовании Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР».

В работе системы Управления трудовых  резервов по Ростовской  области с момента её организации выделяются три отдельных периода:

Первый период – с начала организации системы в 1940г. до первой эвакуации в октябре 1941 года.

Второй период – после возвращения из первой эвакуации и до второй эвакуации, т.е. с декабря 1941г. до июля 1942г.

Третий период – восстановление училищ и школ ФЗО и возобновление их учебно – производственной

деятельности после освобождения Ростова и Ростовской области от немецкой оккупации, т.е. с марта 1943года.

В каждом из этих периодов в деятельности училищ и школ ФЗО имеются свои характерные особенности. Первый период работы с начала организации системы, до октября 1941г., сеть училищ и школ ФЗО по

Ростовской области при организации системы Государственных трудовых резервов была утверждена в количестве 37 единиц, с контингентом учащихся 17200 человек, в том числе:

а) ремесленных училищ РУ - 17, с контингентом 10 тыс. чел б) железнодорожных Ж/Д - 1, …………………….0,2

в) школ ФЗО - 19 ,………………………………7

Училища и школы ФЗО были организованы на базе крупнейших промышленных предприятий области, строек, предприятий железнодорожного и водного транспорта. Около 85% училищ и значительная часть ФЗО были созданы на базе бывших школ ФЗУ, …., в числе ремесленных училищ были организованы такие крупнейшие единицы, как: ремесленное училище №1, с контингентом 1,5 тыс. чел. на базе завода Ростсельмаш, ремесленное училище №2 с контингентом 1,4тыс. чел., на базе завода им. Димитрова, в г. Таганроге. Крупнейшая из школ ФЗО - школа ФЗО №1 строится в г.Каменске, имела контингент 1 тыс. чел., школы ФЗО угольщиков №2, 3, 5, организованные на базе лучших шахт комбината «Ростовуголь», имели контингент 500-600 чел.

В организованных училищах и школах ФЗО имелись все условия для подготовки и воспитания квалифицированных рабочих. Для этого они располагали собственными учебными мастерскими, имевшими хорошее оборудование, кабинеты, лаборатории, общежития, столовые, помещения для культурного отдыха.

В конце первого квартала 1941 года были дополнительно образованы 2 школы ФЗО с 3-х месячным сроком обучения. Одна из них - по подготовке рабочих для промышленности, с контингентом -1000чел., вторая для подготовки рабочих железнодорожного транспорта, с контингентом – 500 чел. В мае - июне 1941г. был произведён 1- ый выпуск из школ ФЗО. Промышленность и транспорт получили 7190 чел. молодых рабочих, из числа которых 2700чел. получили угольные шахты, 2500чел. пошли на стройки, около 1200чел. металлистов получили заводы области, свыше 750 чел. железнодорожный транспорт.

В июне 1941г. по второму призыву (мобилизации) в школы ФЗО было вновь принято для обучения 7600 чел., а в августе произведён новый набор в ремесленные и ж/д. училища, контингент учащихся возрос до 17тыс. чел.

Одновременно с работой контингента учащихся в училищах и школах ФЗО поднималось и качество обучения молодежи, накапливался опыт в учебно - производственной и воспитательной работе, поднималась квалификация учащихся и многие училища оказались способными перейти от элементарных изделий к освоению сложной продукции.

Началась война. Новые и сложные задачи встали перед системой трудовых резервов.

Училища и школы ФЗО, не снижая качества обучения, должны были перестроиться в своей работе так, чтобы учащиеся в процессе обучения оказывали бы максимальную помощь фронту, изготавливая продукцию, нужную для вооружения армии, увеличивая добычу угля, давая стране больше стали, проката и т.д.

В августе1941г. училища получили важные государственные задания - изготовление деталей для нового вооружения армии, производство которых надо было освоить в кратчайшие сроки. Лучшие мастера производственного обучения и другие работники училищ были привлечены к разработке технологических процессов и к разрешению других вопросов подготовки производства.

Основная работа была сосредоточена в ремесленном училище №1, которое являлось головным. В сентябре месяце производство деталей было освоено, училища начали выполнять государственное задание. Самоотверженно работали учащиеся, мастера, руководители, отдельные из них сутками не выходили из учебно - производственных цехов, пока не добивались успешного разрешения поставленных перед ними задач. Учащиеся всех металлообрабатывающих училищ и школ ФЗО включились в изготовление боевой продукции, на которую перешли их базовые заводы.

Широко развернувшаяся работа в училищах и школах ФЗО по оказанию помощи фронту была прервана в октябре 1941года, когда началась эвакуация сначала Таганрога, затем Ростова и других городов области.

2 -ой период работы с декабря 1941 до июля 1942 года (вторая эвакуация)

При эвакуации училищ и школ ФЗО Ростовской области, в октябре 1941г. прервавшей их работу, большая часть оборудования полностью была перевезена, и после возвращения учебно - производственную базу училищ пришлось создавать вновь. Все ремесленные и железнодорожные училища, за исключением училищ г.Таганрога и одного из РУ г.Каменска, а так же 10 школ ФЗО возобновили свою деятельность немедленно, после освобождения г.Ростова от первой кратковременной оккупации. В училища и школы начала возвращаться молодёжь, обучающаяся в них ранее, принимались и новые учащиеся.

Исключительно трудными были условия для работы: отсутствовало оборудование, инструменты, материалы, плохое энергоснабжение, недостаток топлива, здания были повреждены.

В 45-50 км от Ростова проходила линия фронта. РУ и школы ФЗО работали в прифронтовой полосе, испытывая угрозы налётов вражеских самолётов. Несмотря на это, учебно – производственная деятельность налаживалась.

В апреле 1942 года в школы ФЗО был произведён новый набор (призыв) молодёжи. Во втором квартале 1942 года действовали 11 РУ, 2 жд., с общим контингентом 4,9 тыс. чел., и школ ФЗО, с контингентом 4,7 тыс. чел.

Основная задача, которая в этот период работы была поставлена перед учащимися и школами ФЗО, заключалась в том, чтобы оказать помощь фронту. Необходимо было изготовить сотни и тысячи разного рода приспособлений, устройств и деталей для возведения оборонительных рубежей и различный инструмент для их строительства.

Промышленных предприятий в области почти не оставалось, а те, что были, не имели ни оборудования, ни необходимой рабочей силы, поэтому, в первые месяцы после освобождения Ростова, училища и школы ФЗО играли весьма значительную роль в оказании помощи фронту и в изготовлении различной продукции для нужд обороны. В кратчайшие сроки было освоено производство мин, изготавливались различные противотанковые заграждения и т.д. В 1942 году из школ ФЗО досрочно выпущено и передано промышленности 3,7 тыс. чел., из училищ – 4,6тыс. чел.

С июля 1942г. вся работа помощи фронту и обучения молодёжи РУ и школ ФЗО была прервана вторичной эвакуацией.

3   период работы с марта 1943г. до окончательного освобождения Ростова от оккупантов.

Ростовское Областное управление трудовых резервов возобновило свою деятельность после освобождения Ростова от второй оккупации с 13 марта 1943г.

Ряд зданий РУ и школ ФЗО оказались полностью или частично разрушенными, оборудование и инвентарь уничтожен или разграблен. Заводы и другие предприятия, которые являлись базами для училищ и школ ФЗО, не только не могли оказать им помощь, но сами ожидали её от молодёжи, шедшей в училища и школы. Во втором полугодии 1943г. было призвано и принято в добровольном порядке 6,5тыс. человек молодёжи. Кроме восстановления РУ и школ, действовавших до войны, были созданы 2 специальных РУ для детей воинов Армии и сирот, родители которых погибли в войне.

К началу 1944г. действовало:

РУ- 15………………….6,7 тыс. чел. Ж/Д - 2…………………0,6 Специальных РУ - 2….0,8

Школ ФЗО - 24……….3,7 Итого: 31……………...11,8

В 4 квартале 1943г. был произведён первый выпуск из школ ФЗО 527чел. молодых рабочих - строителей, угольщиков и других профессий.

В теоретическом обучении имелись такие серьёзные недостатки: отсутствие учебников и пособий, учебных кабинетов и оборудования в них, тетрадей и учебных принадлежностей. Всё это отражалось на качестве теоретического обучения и успеваемости учащихся. К началу 1945г. работало:

РУ - 15……………5,4 тыс. чел. Ж/ДУ - 3……….. .0,8

Спецучилищ - 2….0,8 Школ ФЗО - 24….5,0

Всего: 44………...13,1

Результаты работы училищ и школ со времени их организации определяются количеством и качеством подготовленных для промышленности, транспорта и сельского хозяйства кадров молодых рабочих и наряду с этим объёмом выпуска продукции в процессе производственного обучения. Эти показатели в первую очередь характеризуют размеры помощи училищ и школ народному хозяйству и их участие в работе на оборону Родины за время ВОВ.

Молодые рабочие, подготовленные в школах ФЗО и училищах Ростовской области успешно работали на заводах, угольных шахтах, на стройках. Мастера и преподаватели училищ и школ ФЗО вложили немало труда, чтобы обучать и воспитывать хорошую молодую смену.

Учащимися РУ и школ ФЗО Ростовской области в процессе производственного обучения в период с 1940г. по август 1945г. изготовлено продукции и выполнено различных работ на сумму 21380тыс. руб.

Нелёгкий путь прошли ремесленные училища, железнодорожные училища и школы ФЗО Ростовской области. Дважды пришлось им возрождаться к жизни после немецкой оккупации.

Особенно был тяжёлым 1943г., когда на развалинах из обломков рождалась новая жизнь. Героически работали юноши и девушки, не щадили своих сил, самоотверженно работали те, кто был призван подготовить и воспитывать из этих юношей и девушек рабочую смену. Самоотверженный труд молодёжи, руководителей и воспитателей дали свои плодотворные результаты.

Восстановив и приведя в порядок здания и оборудовав мастерские, училища серьёзно занялись постановкой теоретического обучения, созданием учебно - материальной базы, организацией рабочих мест, оформлением учебных кабинетов и изготовлением наглядных пособий. Работа основывалась на чётком планировании учебного процесса и строгом учёте, высокой требовательности к знаниям и умениям учащихся, на хорошей постановке политико – воспитательной работы среди учащихся и привлечённого к этой работе коллектива мастеров и преподавателей.

В период немецкой оккупации были разрушены и сожжены школы ФЗО и крупнейшее Ремесленное училище (РУ) , которыми гордилась вся страна (РУ №1 при заводе Сельмаш, РУ № 8,9 г.Новочеркасска, РУ № 2,5,15 г.Таганрога и др., уничтожены оборудованные и производственные мастерские, учебные кабинеты. Размеры убытков исчислялись в сумме более 43 млн руб. За два года после освобождения Ростовской области от немецких захватчиков, вновь восстановлено 20 РУ и 25 школ ФЗО с общим контингентом учащихся 13143 чел. на 1 января 1945г. Вновь организованные учебно - производственные мастерские при РУ оснащены оборудованием, приспособлениями, инструментом.

В 1944 году РУ оказали большую помощь сельскому хозяйству в освобождённых районах.

Производственно – теоретическое обучение учащихся проходит в соответствии с программами, утверждёнными Главным управлением трудовых резервов. Основная масса учащихся РУ и школ ФЗО обеспечены рабочими местами. Учащиеся некоторых РУ проходят производственное обучение на предприятиях и цехах заводов, где успешно овладевают производственными профессиями.

Основным недостатком в организации практического и теоретического обучения и бытового обслуживания учащихся некоторых училищ являются отсутствие мастерских, недостаток оборудования, слабое оснащение учебных кабинетов учебниками, таблицами, плакатами, экспонатами, чертёжными принадлежностями. Не полностью укомплектован штат преподавателей по теоретическим дисциплинам и мастеров производственного обучения. На низком уровне остаются жилищно - бытовые условия учащихся и питание.

Обучение учащихся целиком проходит в цехах завода, где нет выделенных рабочих мест, ученики вынуждены выполнять работы не соответствующие программам производственного обучения. Такое положение приводит к тому, что теория обгоняет практику и наоборот. Происходит разрыв между теоретическими занятиями и производственным обучением.

Трудом рабочих, подготовленных системой профобразования, создавалась мощнейшая советская промышленность и после войны. Их руками возводились промышленные объекты и жилые дома, шло освоение целины. Создание системы государственных трудовых резервов положило начало единой централизованной системе профессионально-технического образования в нашей стране. За годы своего существования она подготовила многие миллионы квалифицированных рабочих.

С 1940 года система трудовых резервов развивалась, видоизменялась, реформировалась, но во все времена оставалась необходимой и значимой для России. Становятся прошлым события и годы, вырастают новые поколения людей, которые живут, учатся в различных учебных заведениях и трудятся во всех сферах человеческой деятельности. Значительный вклад в укрепление экономического состояния страны вносили и вносят выпускники системы Трудовых резервов России.

 

Список литературы

1.      Кудрявцев А.С. Экономика труда Изд-во ВЦСПС, Профиздат, 1957

2.      ГАРО Ф Р 4260 оп1 Д11 лист 1,2

3.      ГАРО Ф 4260 оп1 Д1 лист 5

4. ГАРО Ф 4260 оп1 Д11 лист 15,16,17,30,31,33