Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Отвечая на вызовы глобальных проблем, дошкольное образование проходит через период обновления [5]. Характерной тенденцией этих перемен является переход на новый уровень взаимодействия с социумом, открытость, тесное сотрудничество, интеграция с другими социальными институтами, прежде всего, со средней общеобразовательной школой [7], которая и нашла отражение в нашей работе.

Среда дошкольной образовательной организации (ДОО) формирует первоначальное представление об обществе, его укладе, традициях, нравах, способствует приобретению первого опыта социального взаимодействия, чем масштабнее и насыщеннее образовательная среда, тем быстрее и проще проходит социализация ребенка.

Различные аспекты средового подхода были рассмотрены ранее в работах учёных-педагогов [2; 3; 8; 9]. В нашей работе мы опираемся на взаимодействие школы и ДОО, насыщая среду различными межличностными взаимодействиями и расширяя доступный ребенку предметный ряд. Таким характеристикам отвечает интегративная предметно-пространственная развивающая образовательная (ППРО) среда ДОО, которая рассматривается нами как совокупность компонентов, находящихся в определенных взаимоотношениях и активно участвующих в процессе развития ребенка.

Среда ДОО включает 4 взаимосвязанных компонента: образовательный, предметный, развивающий, адаптационно-психологический [4]. Каждый из перечисленных компонентов направлен на развитие психологической, интеллектуальной или физической готовности к школе (схема 1).


Схема 1. Влияние компонентов интегративной предметно-пространственной развивающей образовательной среды на уровень готовности к школьному обучению


Интегративная ППРО среда создается благодаря комплексу педагогических условий, опорными элементами которого являются раздвинутые территориальные рамки среды и разработанный нами предметно-программный комплекс, предполагающий углубление и расширение набора компетенций, а также уровня их освоения дошкольниками, что позволит активно воздействовать на уровень готовности к обучению к школе [1].

Создание интегративной ППРО среды сочетает в себе занятия по основной программе «От рождения до школы» [6] и обогащение ее, предложенным нами предметно-программным комплексом.

Каждый из компонентов среды имеет специфическое содержание и решает определенные задачи, позволяющие достичь общей цели - обеспечения высокого уровня разносторонней подготовки к школьному обучению.

Развивающий компонент. Основная общеобразовательная программа подразумевает проведение музыкальных занятий, физкультуры. Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю, по музыке 2 раза в неделю. Мы расширили территориальные рамки среды и одновременно разнообразили физическую подготовку за счет плавания в бассейне. Бассейн дети посещают 2 раза в неделю. Плавание способствует развитию всех групп мышц, закаливанию организма детей, воспитанию сознательной дисциплины, организованности, формирует правильную осанку, положительно влияет на уровень физической составляющей готовности.

Образовательный  компонент  среды  подразумевает  создание  условий  для  формирования интеллектуальной готовности детей. Предметным наполнением образовательного компонента среды в рамках основной образовательной программы являются развивающие игры в детском саду. Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных способностей, через активацию психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. Развитие познавательных способностей положительно влияет на уровень интеллектуальной готовности.

В предметно-программный комплекс мы включили занятия по предметам, расширяющим базовую программу и проводимым на базе школы 1-2 раза в неделю. Общая протяженность занятий - один час в день. Посещая такие занятия, ребенок постепенно адаптируется к школе - знакомится с учителями, начинает вживаться в статус школьника, что способствует повышению уровня готовности к школе.

Занятия проходят в форме дидактических игр и направлена на: 1) интеллектуальное развитие (математика, логика); 2) художественное творчество (изо); 3) обучение грамоте; социальное партнёрство (работа в группе, в паре, индивидуально).

Инновационный характер данных предметных занятий заключается в расширении территориальных рамок и обогащении предметного цикла, при сохранении игровых методов. Детям предлагаются игры, разработанные в соответствии с логикой поэтапного усложнения мыслительных и практических действий; в применении методов современной педагогики, основанных на технологиях активной познавательной деятельности и личностно-ориентированного обучения. Занятия носят пропедевтический характер, не дублируя школьную программу первого класса.

Занятия по экологии. Занятия, которые проходят 2 раза в неделю, предполагают организацию различных видов деятельности: наблюдение, беседы, опыты и эксперименты, изготовление макетов, подвижные и дидактические игры. Задачи: 1) развитие творческой активности личности; 2) формирование представлений о нравственно-этических нормах поведения в обществе и природе. Каждый месяц проводятся целевые прогулки в парках, способствующие развитию познавательных способностей: умению наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи. Занятия по экологии способствуют повышению уровня интеллектуальной составляющей готовности.

Адаптационно-психологический компонент включает в себя занятия в школе и различные виды коммуникаций в группе.

В дошкольном возрасте важно наличие подходящих условий для формирования способов межличностного взаимодействия, позволяющих усваивать предлагаемые составляющие социального опыта, без ущерба для психического здоровья. В комплексе предусмотрены групповые и индивидуальные психологические занятия, на которых используются различные формы работы: тренинги, арт-терапия, сказкотерапия.

Групповые занятия решают задачи: 1) коррекция эмоциональных трудностей детей; 2) формирование у  детей позитивного отношения к самим себе, уверенности  в своих силах, повышение самооценки; 3) формирование коммуникативных навыков.

Отличительной особенностью групповых психологических занятий является использование разнообразных технологий совместной деятельности дошкольников, которые помогают им совершенствовать                                       свои  навыки  и умения благодаря появлению интереса к деятельности, к сверстникам. В течение года выдвигаются более сложные цели совместной деятельности. В результате такого взаимодействия психолога с дошкольниками появляется возможность выявлять у детей предпосылки нарушений в межличностных отношениях и формировать умения позитивного взаимодействия со сверстниками.

Особенностью групповых и индивидуальных занятий нашего предметно-программного комплекса в отличие от основной программы является направленность на формирование личностного опыта ребенка. Система игр и упражнений направлена на самопознание, становление Я-концепции дошкольников, преобразование личностного опыта.

Педагог-психолог использует наблюдение для изучения отдельных воспитанников (особенностей их развития, взаимодействия с другими детьми), проводит диагностику для получения информации об уровне развития детей, выявления индивидуальных особенностей. Такие групповые занятия положительно влияют на уровень психологическую составляющую готовности.

Также психолог проводит 1 раз в месяц групповые встречи с родителями, что способствует установлению сотруднических отношений.

Повышению уровня психологической готовности способствуют и логопедические занятия, которые проводятся 2 раза в неделю. Логопедические игры позволяют решить задачи: 1) развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов; 2) формирование произносительных навыков, 3) развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа; совершенствование системы формирования лексико-грамматических конструкций; 4) развитие неречевых психических процессов; 5) развитие мелкой моторики руки.

Предметный компонент представлен развивающими игрушками и инвентарем. Созданная в детском саду предметная среда служит полем для обеспечения разнообразной деятельности ребенка. В группе оборудованы центры: сюжетно-ролевых игр, строительства и конструирования, театральные, развития сенсорики, логико-математические естественнонаучные и спортивные. Педагоги заботятся о насыщении среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную деятельность и двигательную активность детей, что способствует повышению уровня физической и интеллектуальной готовности.

Предметно-программный комплекс предполагает насыщение среды спортивно-оздоровительными пособиями и использование их не только на физкультуре, как нам предлагает основная общеобразовательная программа. Физкультурные спортивно-игровые пособия повышают интерес детей к выполнению различных движений, приводят к увеличению интенсивности двигательной активности, что благоприятно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья в целом.

Для развития коммуникативных умений необходим комплекс условий, предполагающих взаимосвязь всех субъектов, детей и взрослых. На базе школы проводятся экскурсии, спортивные мероприятия и музыкальные досуги. Обеспечение такой интеграции, создающей общий благоприятный фон для развития ребенка, прежде всего, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья. Дети учатся строить отношения с социальным окружением, что в последующем призвано обеспечить высокий уровень адаптации к школьной жизни.

Взаимодействие детского сада и школы в процессе формирования интегративной ППРО среды с целью повышения уровня готовности к школе выражается во время проектирования среды, где должны учитываться педагогические условия, стимулирующие активность ребенка. Взаимодействие рассматривается нами шире, не только как взаимная деятельность, но и как взаимное влияние участников друг на друга.



Список литературы

 

 

1. Вайндорф-Сысоева М. Е., Хапаева С. С., Юркина Л. В. Теория и практика психолого- педагогического сопровождения одаренных учащихся: монография. М.: МГОУ, 2010. 110с.

2. Висангириева Е.Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.07. Ростов-на-Дону, 2003. 23 c.

3. Епанчинцева Н.Д. Организация развивающей среды в дошкольном образовательном Сорина А.К. учреждении: автореф. дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01. Белгород, 2001. 22 с.

4. Золотухина Ю.Ю. Комплексное моделирование интегративной предметно-пространственной развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 3. С. 128-132.

5. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Некоторые аспекты внедрения новелл ФЗ «об образовании в Российской Федерации». Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. 2014. Т. 1. № 2. С. 27-31.

6. От рождения до школы: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 368 с.

 7. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Крившенко Л.П., Юркина Л.В.- М.: Юрайт, 2015. 364с.

8. Салчак Б.В. Конструирование образовательной среды дошкольного учреждения как условие воспитания национального самосознания детей: автореф. дис. … кандидата педагогических наук:13.00.07. Екатеринбург, 2009. 22 с.

 9. Сорина А.К. Проектирование образовательной среды дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01. Санкт-Петербург, 2005. 22 с.