Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИПЫ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Совершенствование общества XXI века связывается с образовательной парадигмой, соответствующей тенденциям развития мировой цивилизации. Мировоззрение как духовная основа жизнедеятельности личности является ключевой проблемой педагогической науки. Будучи исторической категорией, мировоззрение в своих идеалах, взглядах знаниях, ценностях, установках отражает сущностные характеристики и тенденции того или иного этапа развития человечества.

В соответствии с научно-философскими исследованиями (У. Бек, Х.А. Барлыбаев, А.С. Панарин, М.А. Мунтян, А.Д. Урсул, А.И. Уткин и др.), главным фактором развития земной цивилизации в последние десятилетия XX и начала XXI века является процесс глобализации. С точки зрения В.Н. Сагатовского, глобализация выступает как закономерность развития мировой цивилизации, всемирный процесс [8, с.56].

В связи с насущной необходимостью овладения процессами глобализации с целью обеспечения устойчивого развития мирового сообщества чрезвычайную актуальность приобретает проблема глобализации сознания человека, формирования нового типа мировоззрения. Социальная направленность глобализации зависит от установок самого человека, участвующего в управлении планетарными процессами.

Исследователи (Э.В. Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, Г.В. Номеровская, А.Л. Пастухов, А.Л. Романович и др.) приходят к выводу о том, что глобализация выступает конституирующей моделью современного мировоззрения. С объективной стороны  происходит глобализация земных связей человека.  С субъективной стороны - должен осуществляться процесс принятия человеком реальности объективной взаимозависимости человечества и космо-планетарной природы, планетарной взаимозависимости людей, установление личной причастности к этой глобальной взаимозависимости. На сегодняшний день востребована личность, способная адекватно отражать в своём сознании феномен глобализации, глобально мыслить, моделировать перспективы глобального развития, нести ответственность за разрешение глобальных проблем современности. Современные авторы указывают на методологическую связь между глобальным сознанием и парадигмами устойчивого развития.

В разрешении проблемы формирования глобально ориентированного мировоззрения личности факторами особой значимости выступают наука и образование. С точки зрения учёных, «образование находится в эпицентре глобализации. Именно здесь формируется новое поколение. От него будет зависеть реальное претворение в жизнь, как позитивных сторон глобализации, так и устранение его негативных последствий. Поэтому именно в сфере образования необходимо внимательно изучать явление глобализации, его движущие силы, его последствия, воздействовать на эти процессы» [7, c.404-405].

Духовный кризис начала XXI века проявляется прежде всего в разрушении мировоззрения личности, отчуждённости человека от Природы, Общества, Другого человека и, в конечном счёте, от самого себя. Мировоззренческая ситуация настоящего времени характеризуется фрагментарностью взглядов человека на мир, отсутствием целостности миропонимания, что, в свою очередь, требует поиска методологической основы культивирования нового типа мировоззрения.

Стремление определить методологические основания формирования мировоззрения человека XXI века обусловливает необходимость обращения современных исследователей к отечественному и зарубежному философскому наследию. По мнению современных исследователей (Н.В. Башкова, Н.В. Исакова, И.Ю. Салмина, С.В. Терехов, Т.А. Феньвеш и др.), глобальность как специфическая черта присуща творчеству представителей отечественного и мирового космизма. По мнению учёных, использование философии космизма в качестве методологической основы глобализации сознания современного человека представляет собой один из путей преодоления мировоззренческого кризиса современности.

В плеяду русских философов-космистов входят Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский, и др. Единой платформой этого направления знания является целостный подход к рассмотрению взаимоотношений в системе «Человек – Мир». Глобальные идеи философов-космистов нашли своё отражение и дальнейшее развитие в творчестве представителей отечественной и зарубежной педагогики космизма конца XIX первой половины XX века (К.Н. Вентцель, М. Монтессори и др.).

В теоретических концепциях философов-космистов основополагающую роль играет идея единства мира как гармоничного целого, обладающего способностью эволюционирования. Эта идея чрезвычайно важна в плане рассматриваемой проблемы, поскольку в ней находит своё выражение онтологическая составляющая мировоззрения личности. Для обозначения Мира как структурно организованного и упорядоченного целого в концепциях космизма используется понятие «Космос», трактуемое как всё сущее. Методологическое положение русских философов о космическом единстве мироздания предполагает понимание целостности мира в масштабах Вселенной.

Идея всеединства позволяет рассматривать мир и лежащие в его основе закономерности как единое целое, как единство всего во всём Представители естественнонаучного космизма стоят на позиции признания единства Вселенной, утверждая, что все разнообразие предметов и явлений природы, общества и человеческого сознания – суть проявления целостной всемирной субстанции: «Всё порождено Вселенной, она начало всех вещей, от неё всё и зависит» [10, с. 308].

Космическая педагогика К.Н. Вентцеля нацелена на культивирование космического сознания, в основе которого лежит понимание человеком единства мира в масштабах Вселенной.

Согласно Монтессори, Мир представляет собой единое целое, в котором все элементы субстанции находятся между собой в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии: «Земля, звёзды, камни, все формы жизни в тесной связи друг с другом образуют единое целое; и эти связи настолько тесны, что мы не можем постичь природу камня, не поняв хотя бы что-то о большом Солнце! Без знания большой Вселенной мы не сможем прояснить сути ни одного предмета, которого касаемся, ни атома, ни клетки» [11, S.38].

М. Монтессори подчеркивает необходимость и особую значимость отражения в содержании образования универсальных связей мировой субстанции. По мнению  М. Монтессори, «<…> обучать частностям значит вводить в  заблуждение. Устанавливать связи между явлениями и предметами окружающего мира означает передавать знания» [12, S.38].

В идее о единстве человека и Космоса выражена установка на онто-антропологическую составляющую мировоззрения личности, определяющую место человека в Мире как космопланетарной целостности. В соответствии со взглядами представителей философии космизма, человек включён в мировой порядок. Он рассматривается как органичная часть Космоса, которая подчиняется законам всеобщей целесообразности. Н.А. Бердяев пишет: «Человек – малая вселенная, микрокосм - вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания. Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться, им познаваться и постигаться потому только, что человек не дробная часть вселенной, а цельная малая вселенная» [1, с.29].

Понимание единства человека и космоса нашло своё отражение в мировоззренческой категории антропокосмизма. Антропокосмизм трактуется Н.Г. Холодным как новое миропонимание, отличное  от антропоцентризма, где человек рассматривается в качестве центра мироздания и акцент делается на привилегированном положении человека в мире. Характеризуя основную идею антропокосмизма, Н.Г. Холодный пишет: «Человеческий микрокосм – органическая часть всего великого мирового целого, нераздельно с ним связанная и ему же обязанная своим существованием. Нет и не должно быть никаких границ между миром человека и всей остальной Вселенной, и поэтому нельзя противопоставлять их друг другу» [9, с.199]

С позиций философии космизма, дальнейшее существование общества невозможно без осознания человеком своей неразрывной связи с природой Земли и Космоса, без приоритета духовных ценностей, без объединения всего человечества для достижения всеобщей цели - сохранения жизни на Земле.

В педагогической концепции К.Н. Вентцеля акцент делается, прежде всего, на космическом измерении человека. В центре философско-антропологических воззрений К.Н. Вентцеля также стоит идея целостности мира и органической включенности в него человека. К.Н. Вентцель пишет: «Человечество есть дитя Космоса. Космосом оно вызвано к жизни. А каждый отдельный человек есть член Человечества или сын Человечества, хотя в то же время он является и сыном Космоса. Но сыном Космоса каждый отдельный человек является тем в большей степени, чем в большей степени он сознает свою сыновность. Только люди, обладающие Космическим сознанием, могут быть названы воистину сынами Космоса, ибо только они наиболее полным и совершенным образом служат выразителями и представителями Космоса на Земле и среди Человечества» [3, л.15]. По мнению педагога, основополагающим для каждой личности является целостное видение Мира, осознание себя в качестве органичной и самоценной части Космоса.

Философия М. Монтессори отражает представление о том, что существование человечества на Земле – продукт деятельности всего Космоса и жизнь каждого конкретного индивида имеет вселенную значимость. Итальянский педагог относит человека к «большим космическим силам», вовлеченным в движение Универсума [13, S. 46].

Следующей центральной идеей космизма, имеющей приоритетное значение для разрешения проблемы формирования глобально ориентированного мировоззрения личности, является идея активной эволюции. В соответствии с этой идеей мир как гармоничное целое обладает способностью непрерывного эволюционирования. Возникновение и развитие человека рассматривается представителями космизма как определённая фаза процесса универсальной космической эволюции. Человек понимается не только как сознательный субъект исторического процесса, но как эволюционирующее, вселенское существо. Связь человека с Космосом выражается не только в его телесной «встроенности» в Мир, но и в способности человека осознать единство Вселенной, в возможности познания и преобразования всеединого мира. Объективный процесс эволюционного космо-планетарного развития обусловливает необходимость духовного совершенствования человека. В соответствии с философией космизма, человек наделён особым идеальным онтологическим статусом, он призван познавать и одухотворять Мир. Активная эволюция предполагает конструктивное вмешательство людей в естественную среду с целью разрешения природных и социальных проблем.

Согласно К.Н. Вентцелю, основополагающим для каждой личности является восприятие самого себя как активного участника преобразования Мира на основе общечеловеческих норм нравственности. По словам К.Н. Вентцеля, «гармония «между тобой и Космосом, между тобой и человечеством ведет к установлению цельности, единства и гармонии внутри тебя самого, внутри твоего собственного сознания, твоего мышления, твоих чувствований, целей твоей жизни и твоей волевой деятельности» [4, л.10].

Антропологический аспект космической теории и идея  М. Монтессори о «космическом воспитании» связаны с вопросом о месте и роли человека в космическом мироздании. В контексте антропологических положений итальянского педагога человек выступает как активное, обладающее разумом космо-планетарное, биосоциальное существо. Появление человека на Земле обусловливает переход процесса эволюционного развития на качественно новую ступень.

В естественнонаучной концепции космизма (В.И. Вернадский) эволюция человека связывается с идеей ноосферы как сферы разума, которая является высшим идеалом разумной организации взаимодействия человека с Миром. По Вернадскому, приближение к ноосферному идеалу требует от человека научиться мыслить и действовать «не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и в планетарном аспекте» [5, 35].

В соответствии со взглядами философов-космистов, на пути к ноосфере необходимо духовное обновление человечества, преобразование не столько окружающей среды, сколько внутреннего мира людей. В соответствии с идеей ноосферы, только достигнув гармонии своего собственного внутреннего мира, человек сможет способствовать установлению гармонии во всем Мире. Совершенствуя себя, человек совершенствует человечество как планетарное единство и Природу, рассматриваемую в космопланетарном масштабе.

В целом ряде социально-философских концепций подчеркивается, что перспективы мирового сообщества определяет ноосферный путь развития (Н.П. Антонов, Э.В. Гирусов, Н.Н. Лукъянчиков, Н.Н. Моисеев, В.И. Субетто, А.Д. Урсул и др.). Исследователи высказывают убеждение в том, что ноосферная цивилизация станет главной целью человечества в начавшемся XXI веке.

Лейтмотивом творчества представителей русского космизма является гуманистическая идея единства человечества. Наиболее значимой формой проявления гуманизма в философии космизма выступает ноосферный гуманизм. Ноосферный гуманизм берёт своё начало в философии русского космизма (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.А. Умов и др.) Идея ноосферы предполагает создание гармоничных отношений в системе «человек – общество - природа Земли – природа Космоса». Ноосферный гуманизм предполагает мировоззренческую установку на реализацию экологического и нравственного императивов, на изменение антагонистического способа отношений между человеком и природой на гуманистический смысл.

Космическая этика ориентирует человека на высшее духовное единство с Миром. В соответствии с этикой космизма единство Мира находит своё выражение в понятии «любовь». Любовь в представлениях космистов – это онтологический акт, нацеленный на единство мира. В соответствии с космической этикой, поступки личности оцениваются, исходя из общечеловеческих целей планетарного и космического масштабов. Космизм предполагает универсализацию нравственных ценностей.

М. Монтессори указывает на необходимость совершенствования у человека глубокого чувства причастности к другим людям, к мировому сообществу. «Новый гражданин нового Мира – это гражданин Универсума, который живет не только в рамках своей национальной идентичности, но и объединяется с представителями других государств «под единым флагом человечества» [14, с. 126].

По мнению М. Монтессори, глубокое преклонение перед единением  людей на Земле призвано стать доминирующим чувством новых поколений. Они должны испытывать чувство гордости за то, что принадлежат к человечеству. «Человек должен восприниматься как священное существо мироздания, как самое большое чудо природы; необходимо, чтобы каждый шаг на поприще образования пробуждал у человека чувство любви и благодарности за все те преимущества, которые даёт ему жизнь. Используя тот или иной предмет, мы всегда должны осознавать то, что в него вложен труд другого человека. Кусочек хлеба, горстка риса, платье, дом, транспорт – все дано нам людьми. Мысль об усилиях этих людей, о жертвах, принесенных ими во благо других, всегда должно быть актуальна для нашего сознания…. Вредить человечеству означает быть слепым и варварски невежественным» [6, с. 151].

К.Н. Вентцель акцентирует внимание на проблеме мирного сосуществования людей на планете Земля, необходимости устранения войн как средства разрешения конфликтов, поднимает проблему воспитания миролюбия.

В отечественном и зарубежном научно-философском знании в качестве идеологии глобализации, альтернативной той, которая реализуется в настоящее время, предлагается гуманизм. Современными исследователями феномен ноосферного гуманизма рассматривается в связи с разработкой концепции устойчивого развития (Н.А. Абрамова, Ю.Ф. Абрамов, О.В. Бондаренко, В.В. Мантатов и др.)

В этике космизма основной акцент делается на проблеме должного отношения микрокосма (человека) к макрокосму (объективному миру).

Этика гуманизма и универсальной ответственности выступают как смыслообразующие и целеполагающие ориентиры духовно-нравственного совершенствования человека. В соответствии со взглядами космистов, высшая воля человека – это воля к разумному и высоконравственному самоосуществлению. По Бердяеву, «творчество - нравственный долг человека, им он окупает грехи низшей природы и помогает эволюции» [2, с.108]. По мере духовного роста человек выходит на космопланетарный уровень ответственности.

Проблема смысла жизни в творчестве философов-космистов рассматривается не в узко личностном, а в космо-планетарном плане. Смысл жизни человека в философии космизма раскрывается как творческое служение общему благу. Благо трактуется в качестве всеобщего основания космического бытия. Содержание процесса духовного совершенствования человека обусловлено значением этого процесса для гармонизации его отношений с Миром.

В творчестве К.Н. Вентцеля идея космического воспитания тесно связана с идеей свободного воспитания творческой личности. К.Н. Вентцель характеризует космическое сознание как «желание достигнуть все расширяющейся и углубляющейся, и поднимающейся на все большую высоту гармонии внутри самого себя, внутри собственного сознания, а также цельности, единства и гармонии внутри Космоса и Человечества» [4, л. 19].

В соответствии с идеей М. Монтессори о «космическом воспитании», человек должен постоянно работать в направлении совершенствования своего внутреннего мира, культивирования у себя универсального (=космического) сознания» [11, S. 24]. По Монтессори, все люди, работающие над достижением этой цели и тем самым над достижением гармонии на Земле, образуют «La Nazione Unica», для которой существует только одно отечество – планета Земля. Образование La Nazione Unica итальянский педагог расценивает как важнейшую предпосылку мирного сосуществования человечества.

Вышеизложенное приводит к выводу о том, что в условиях глобализирующегося мира содержание основополагающих идей философии и педагогики космизма может служить методологической основой определения принципов культивирования мировоззрения личности. С нашей точки зрения, к принципам культивирования глобально ориентированного мировоззрения личности следует отнести принцип всеединства, принцип антропокосмизма, принцип ноосферного гуманизма, принцип творческой активности и принцип универсальной ответственности.

Реализация этих принципов с целью культивирования глобально ориентированного мировоззрения личности предполагает опору образовательного процесса на модель мироздания как метасистему, отражающую современное научно философское видение мира в масштабах Вселенной.

Неразрывно связанными между собой составляющими этой метасистемы являются неорганическая космопланетарная система, биосфера, социум, культура. Данная модель мироздания предполагает познание Мира как эволюционирующей метасистемы и действия в ней универсальных законов бытия в контексте имманентной включённости человека в космопланетарное бытие.

В соответствии с данной моделью мироздания отбор и конструирование содержания образования следует осуществлять на основе складывающейся в настоящее время системной научно-философской картины мира. Эта картина мира раскрывает всеобщий синтез объектов и явлений Вселенной. В рамках системной научно- философской картины мира знания о природе Космоса, природе планеты Земля, обществе и человеке предстают перед учащимися как единая система.

Содержание и технология образовательного процесса, реализующего данные принципы, находит своё выражение в таких гуманистических ценностях как феномен жизни; единство космопланетарных, биосоциальных и социокультурных условий существования индивида и человечества в целом; благополучие; творчество; свобода; возможность духовного развития и самореализации.

В соответствии с названными принципами, образовательный процесс нацелен на воспитание духовной личности, осознающей ответственность перед собой, человечеством и природой в её космопланетарном масштабе. Образовательный процесс должен быть направлен на формирование у личности ценностных ориентаций и установок на нравственное отношение к миру, на обретение максимального единства и гармонии с ним, на созидательную деятельность, совершенствующую и гармонизирующую мир, на постоянное духовное самосовершенствование.

 

Список литературы

1.      Бердяев Н.А. Макрокосм и микрокосм //Феномен человека. – М.: Высшая школа, 1993.

2.      Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991.

3.      Вентцель К.Н. Дневник. Научный Архив РАО. Ф.23, оп. 1. ед. хр.16.

4.      Вентцель К.Н. Заметки о космическом воспитании. Научный Архив РАО, Ф. 23. оп. 1. ед. хр. 16. .

5.      Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

6.      Основополагающие идеи педагогики Монтессори. Из письменного наследия и сферы практической деятельности Марии Монтессори. Сост. Пауль Освальд, Гюнтер Шульц-Бенеш. Пер. с нем. Под ред. Н.Г. Тарасенко, М.Н. Костиковой Белгородский государственный университет, 1999.

7.      Пушкарёва Е.А., Пушкарёв Ю.В., Латуха О.А. Российское образование в контексте инновационного становления глобальной организации социокультурного пространства //Проблемы логики социокультурной эволюции и философия Западной Сибири. - Бийск: БГПУ им. В.М. Шукшина, 2007

8.      Сагатовский В.Н. Глобализация и развитие культуры в XXI веке. //Глобализация и национальные интересы России: Материалы росс, науч.- практ. конф, (19-21 мая 2004г.), - Уфа: Восточный Университет, 2004.

9.      Холодный Н.Г. Избр. труды. – Киев: Наук. думка, 1982.

10.   Циолковский К.Э. Воля Вселенной // Грёзы о земле и небе: Научно-фантастические произведения. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1986.

11.   Montessori, M.: «Kosmische Erziehung», Freiburg, 1988

12.   Montessori, M.: Von der Kindheit zur Yugend. Freiburg, 1966.

13.   Montessori, M.: Das Kreative Kind. – Der absorbierende Geist, 4 Aufl., Freiburg, 1978

14.   Grundgedanken der Montessori-Pädagogik. hergst. Paul Oswald und Günter Schulz-Benesch. Freiburg ,1996.