Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Глобальные изменения профессиональной подготовки студентов высшей школы приобретают особое значение в условиях новых требований в системе образования. Главной задачей образования является выращивание нового самопознания и новых парадигм мышления. На сегодняшний день становится важным и существенным условием образования - качественный подход в преподавании учебных дисциплин и подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля.

Особое значение в системе высшего образования имеет вопрос о федеральных государственных стандартах. В Федеральном законе РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (ст. 11) определяется ФГОС как основа объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, независимо от формы получения образования и формы обучения. Также, со стандартами уровней образования разрабатываются результаты освоения основных образовательных программ и стандарты качества подготовки специалистов.

Стандарты нового поколения по иностранным языкам ставят также новые задачи. Целью освоения дисциплины «Иностранный язык» является повышение уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сфер деятельности, при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. Согласно компетентностной модели выпускника инженерно- технического института результатом освоения дисциплины «Иностранный язык» являются следующие компетенции: ОК-2 - обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения; ОК-5 - способностью к ведению переговоров, установлению контактов, урегулированию конфликтов; ОК-9 - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; ОК-16 - понимать многообразие социальных, культурных, этнических и религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций; ОК-21- владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов[3].

Реализация указанных выше  компетенций возможна при качественном обучении и объективном оценивании уровня подготовленности студентов. Для мотивации к систематической работе над иностранным языком и объективным контролем качественного усвоения знаний, также побуждения к учебной деятельности в условиях ФГОС нового поколения, введение системы балльно-рейтинговой системы (БРС) является необходимым критерием.

Еще Я.А. Коменский указывал, что «обучение должно обеспечивать сознательность и прочность знаний». Основоположник научной педагогики в России, К.Д. Ушинский определил, что необходимые условия хорошего обучения это своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К принципам обучения он относил также: сознательность и активность обучения; наглядность; последовательность; прочность знаний и навыков. Все вышеизложенное, мы можем видеть в рейтинговой системе, как «совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин» [1]. При рейтинговом обучении создаются условия для мотивации самостоятельности через регулярное оценивание результатов своей работы в соответствии с реальными достижениями. При балльно-рейтинговой системе идет осознание систематичности своей учебной деятельности, видна динамика успехов и проблем в процессе обучения. Здесь возможно планирование собственной образовательной траектории.

При БРС весь курс обучения по предмету «иностранный язык» разбивается на тематические модули, контроль по которым необходим согласно рабочей программе дисциплины (Табл.1). По каждому разделу предусмотрена самостоятельная работа студента - определенные задания по программе или возможна корректировка и изменение заданий, далее, контрольная работа, также учитывается посещение учебных занятий. Суммарный рейтинг за семестр выводится по результатам суммирования баллов после изучения каждого раздела и контрольного среза, при этом, итоговый контроль (экзамен) не включается в рейтинг семестра. Таким образом, рейтинг семестра показывает активность деятельности по дисциплине учащегося в течении всего семестра.

При изучении дисциплины Б1.Б.3 «Иностранный язык» специальности 270800.62 «Строительство» в первом семестре обучения отводится 60 часов.

Рейтинговая система контроля выглядит следующим образом: рейтинг одного семестра равен 100 баллам, эта сумма баллов всех видов деятельности в течении всего семестра: собеседование, тесты, проекты, деловые игры, кейсы, эссе, задания в рабочей тетради, контрольные работы по разделам и самостоятельная работа студента. Каждый семестр состоит из двух контрольных срезов, одного рубежного среза и вида итоговой аттестации, баллы по которым распределяются из общих 100 баллов. Рубежный срез проводится до начала экзамена, где определяется общая сумма баллов, набранная студентом за весь период. Максимальная сумма по всем срезам равна 70 баллам. Если промежуточный или итоговый контроль –   экзамен, то баллы распределяются следующим образом (например): 20 баллов- первый срез, 20 баллов - второй срез, 30 баллов- рубежный срез и 30 баллов –экзамен. В конце всех срезов, преподаватель может добавить10 баллов за заслуги студента, например, за участие в работе научных конференций, участие в олимпиаде и другие результативные мероприятия. Распределение баллов  по срезам зависит от модулей, кодов контролируемых компетенций, объема часов и уровня задания. Если студент, набрал по итогам текущей аттестации 45 и до 54,9 баллов, допускается к сдаче экзамена. Для получения студента оценки «автоматом», то есть без прохождения экзамена, студент должен набрать 55 баллов и больше за три среза. В случае, если студент набрал менее 45 баллов, к экзамену не допускается. Баллы за экзамен оцениваются в целых числах и не могут превышать 30 баллов. Итоговая оценка выставляется в баллах и переводится в традиционную систему оценок.

Как метод оценки уровня освоения дисциплины студентом и также как метод совершенствования педагогической работы, балльно-рейтинговая система предусматривает непрерывный контроль со стороны преподавателя. Одним из основных преимуществ БРС для преподавателя иностранного языка является объективность оценивания, четкое распределение баллов по модулям, возможность корректировки и организации учебного процесса в индивидуальном плане. Преподаватель имеет возможность личностно-ориентированного подхода в  обучении,  поддерживать  равномерную работу студента, получить  объективную оценку компетентности студента. Можно заметить, что рейтинговая система контроля знаний не призывает к значительной реорганизации учебного процесса. Однако, обьективная оценка возможна при качественном и ответственном подходе каждой стороны, как студента, так и преподавателя.

Таким образом, балльно – рейтинговая система оценки качества подготовки специалистов высшей школы по иностранному языку является более эффективной технологией взаимодействия преподавателя со студентами для достижения цели по обучаемому предмету и элемент управления качеством образования.

Таблица 1

(Пример) 1 семестр


№ п/п

 

Контролируемые разделы (модули) дисциплины

Код контролируемой

компетенции (или ее части)

Наименование

оценочного средства

+баллы (пример)

 

Баллы

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Техническое образование и его значение.

Ценность образования.

 

 

 

 

 

ОК-2,ОК-21, ПК-7

 

тест-3б

 

 

 

 

 

20

 

собеседование-5

рабочая тетрадь (СРС)

-7

 

эссе-5

 

 

 

2

 

 

 

Система образования:

Россия, США, Великобритания

 

 

 

ОК-2, ОК-5, ОК-21

 

тест-3

 

 

 

20

 

собеседование-3

 

рабочая тетрадь-

 

кейс-10

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

История транспорта. Путешествия.

 

 

 

 

 

ОК-2, ОК-5 ОК-21

 

тест-2

 

 

 

 

 

15

 

собеседование-2

 

рабочая тетрадь- 3

 

деловая игра-8

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Известные личности

( инженерная область)

 

 

 

ОК-2, ОК-16 ОК-21

 

тест-2

 

 

 

15

 

собеседование-2

 

эссе-3

 

проект-8

 

 

5

 

 

Экзамен

 

 

ОК-21

 

 

30

 

 

ВСЕГО

 

 

100

 

Список литературы

1.      Гибадуллин, И.Г. Балльно-рейтинговая система оценки учебной успешности студентов как фактор качественной характеристики в системе зачетных единиц / И.Г. Гибадуллин, А.Н. Калинченко, С.Г. Наговицын // Материалы межведомственной конференции. – Ижевск, 2010. – С.34 – 38.

2.      Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системыоценивания знаний и обучения Качества учебного процесса/ Б.А.Сазонов// Высшее образование в России.-2012.-№6

3.      http://www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/270800b.pdf