Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Важным компонентом современного российского воспитания является  процесс формирования нравственной культуры личности, его моральных целевых установок. Необходимо воспитать в подрастающих поколениях высокой нравственности, уважения прав человека, свободы личности, толерантности, национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов.

В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ведет к необходимости возрождения этнопедагогической культуры, духовно-нравственных сокровищ, восстановления лучших народных традиций и обычаев, сохранения и развития прогрессивных сторон присущего этносу менталитета. Любое обращение к национальным культурам выполняет спасительные функции для всей многовековой уникальной полиэтнической российской цивилизации, ибо «Воспитание, если оно хочет быть всесильным, должно быть народным», «Каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания», «В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих» (К.Д.  Ушинский). Особенно  важно  для разработки основ современного  образовательного процесса авторитетное утверждение К.Д. Ушинского: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

В настоящее время обращение к народной педагогике, к опыту культурного прошлого приобретает особенно актуальное значение, так как именно народная педагогика, являющаяся средоточием духовной жизни народа (В.А. Сухомлинский) сохранила, исторически выверив, традиционные средства воспитания, которые не потеряли своей значимости в наши дни. Народная педагогика получила широкое признание и распространение благодаря научным трудам Ш.М.-Х. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, В.М. Григорьева, М.Б. Гуртуевой, А.Э. Измайлова, К.Ж. Кожахметовой, В.М. Коротова, А.М. Леонова, Б.Т. Лихачева, Ш.А. Мирзоева, Т.Н. Петровой, И.С. Портнягина, В.А. Разумного, Я.И. Ханбикова, З.Б. Цаллаговой, И.А. Шорова и других, раскрывающих в своих исследованиях педагогические традиции разных народов и предлагающих пути использования их воспитательных ресурсов.

Этнопедагогические традиции требуют особого внимания к семье как основе процесса оздоровления общества, к семейному воспитанию, поскольку народные воспитательные традиции в наиболее чистом, незамутненном виде сохранились именно в семейно-родовых отношениях. Поэтому изучаемая нами проблема естественным образом направила наш исследовательский интерес к работам О.И. Волжиной, А.А. Григорьевой, С.В. Дармодехина, Б.Н. Попова, М.М. Прокопьевой, П.А. Слепцова, Э.И. Сокольниковой, К.Д. Уткина и др.

Общетеоретическое представление о сущности нравственной культуры, ее месте в системе общей культуры, а также понятийный аппарат определены с опорой на труды И.С. Когана, Н.Д. Никандрова, В.А. Разумного, Р.М. Роговой, Г.Н. Филонова, А.И. Шемшуриной. Вопросы формирования нравственной культуры у школьников, их приобщение к национальным ценностям освещаются в работах О.С. Богдановой, Н.С. Дежниковой, И.А. Каирова, С.А. Козловой, О.Д. Мукаевой, А.Б. Панькина, Т.Н. Петровой, И.С. Портнягина, Л.И. Федоровой, З.Б. Цаллаговой, И.В. Цветковой и др.

Но несмотря на то, что есть уже много работ, посвященных различным аспектам традиционной культуры воспитания, сохраняется противоречие между социальным заказом к формированию нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики и недостаточной разработанностью этой темы как в педагогической теории, так и в школьной практике (недостаточная разработанность содержания, технологии, отсутствие модели, проекта процесса формирования нравственной культуры, педагогических условий и т.п.).

Система учебно-воспитательной работы в школе и семье, опирающаяся на богатейший опыт народного воспитания, создает благоприятные условия для повышения педагогической культуры семьи, рода, совершенствования воспитания молодого поколения на лучших нравственных традициях народа, на его морально-этических ценностях. Благодаря этнопедагогическому диалогу культур национальное естественным образом ориентируется на общечеловеческие нравственные ценности. Основные идеи своего исследования мы связываем с тем обстоятельством, что народные традиции, обычаи функционируют естественно, закономерно, порою и стихийно, как черта, как образ народной жизни.

Воспитание может быть успешным только при условии, если оно целенаправленно ориентировано на конкретную возрастную группу. Младший школьный возраст, являющийся объектом нашего исследовательского внимания, интересен тем, что именно в этом возрасте надежно закладываются основы мировоззрения, формируются чувства, побуждающие к нравственным поступкам, развивается способность делать элементарные логические умозаключения и выводы, складываются личностные механизмы поведения, завязываются первые связи, отношения, образующие в совокупности качественно новое высшее единство субъекта – единство личности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, З.В. Мануйленко). Глубоко содержательные исследования А.И. Шемшуриной, опирающиеся на длительный педагогический эксперимент в сочетании с многолетним личным опытом, убеждают в том, что такие важнейшие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, сострадание, уважение к старшим закладываются именно в младшем школьном возрасте. В ее трудах постоянно подчеркивается, что младшие школьники характеризируются полным доверием к взрослым, особенно к родителям и учителям.

В якутской народной педагогике сохранился древний пласт общетюркского культурного наследия, подтверждающийся целым рядом кардинальных положений. Например, якуты считают мальчика «полувзрослым человеком»: «7-8 летние мальчики уже водят быков; зимой и летом посылаются к соседям за несколько верст; носят воду, помогают в поле, летом собирают коров, а зимой гоняют их к проруби, куда нередко необходимо тащить на веревке телят» (Серошевский В.Л.). Дети идентифицируют себя со взрослыми, и такая работа для них вовсе не в тягость. Аналогичны алтайские, татарские, тувинские, хакасские, чувашские традиции, особенно в отношении 7-8 летнего мальчика, которого они уже считают мужчиной, способного участвовать в пешем походе, работать на лесоповале, на стройке в качестве помощников плотников и каменщиков.

Нравственное сознание, «как мощное тайное оружие человеческого духа» (К.Д. Уткин), проникая во все сферы деятельности и поведения личности и обеспечивая единство их проявления в соответствии с требованиями общественной морали, становится результатом в процессе духовного восприятия личностью всей социальной реальности. Нравственное сознание отражает нравственные явления, прежде всего в форме представлений, знаний, оценок, отношений и мотивов. Оно обусловливает развитие нравственного самосознания ребенка, начиная от непосредственного переживания своих отношений с окружающими людьми и действительностью до осознания, познания себя. Нравственное сознание младших школьников формируется разными способами – через эмоциональную и рациональную сферы, выработку навыков нравственного поведения и деятельности через воспитание и развитие представлений о норме, идеале, заповедях, принципах. Все они становятся нравственными убеждениями и мотивами нравственного поведения.

Таким образом, изученный нами материал и проведенная опытно-экспериментальная работа показали, что:

-   нравственная культура заключается в осознании единства человеческой сущности с природной средой, гармоническом взаимодействии культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения;

–     в  миропонимании якутов о нравственной  культуре высшей ценностью является именно свободное

творчество  любящего    человека,    который  в  структуре     национального  мировоззрения  выступает  как самопознающее и самосознающее существо;

–        народная педагогика и нравственная культура являются неотъемлемыми аксиологическими компонентами духовной культуры народа и имеют самостоятельные поля функционирования, тесно взаимодействуют в этнопедагогическом пространстве;

–     формирование нравственного сознания у младших школьников может происходить стихийно, под влиянием всех факторов окружающей среды, в том числе и этнического, а также целенаправленно в процессе педагогического воздействия;

–    важное значение для нравственного развития детей младшего школьного возраста имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно со взрослыми, которые служат детям примером для подражания и основным источником формирования морально-этических представлений и знаний.