Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ, ФОРМИРУЕМЫХ В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
30 декабря 2017г.

Проблема служения Родине актуальна во все времена. Сегодня, в век глобальных технологий, особо остро встает вопрос о том, что ценит поколение молодых людей и что особенно дорого тем, которые готовятся защищать Родину, как профессионалы своего дела.

Аксиологические основы повседневной жизни и деятельности закладываются с детства, поэтому обучающимся суворовских военных училищ понимание цены жизни и ценностных отношений к происходящему осуществляется в учебной и во внеучебной деятельности.

Формирование ценностей строится на основе мотивационного отношения к познавательной деятельности [4, 7 и др.], ценностных ориентаций в образовании [2, 3, 8 и др.], стратегий развития отечественного образования [5], ценностных подходов к управлению образованием, аксиологических подходов к педагогической деятельности [9], общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации [6].

Анализ исследования проблем аксиологической направленности современного обучения и содержания уставов Вооруженных сил Российской Федерации подтверждает, что они нацелены на развитие и совершенствование ценностей обучающихся. Следовательно, содержанием педагогической аксиологии в условиях суворовских училищ современности должны стать ценность как категория, ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение, ценностная установка, ценностная ориентация [9, с.119]. Характеристики ценностей, заложенные в уставы Вооруженных сил РФ, достаточно хорошо кооперируются с педагогической аксиологией.

В данной статье даются комментарии к формированию ценностей в учебно-воспитательном процессе с учетом условий суворовских училищ.

Ценность как категория является ориентиром деятельности и поведения [9, c.114], поэтому в условиях суворовских училищ формируется ценность как личное качество, позволяющее использовать знания и практические навыки для всеобщего блага. Известно, что человек всегда положительно или отрицательно оценивает окружающий мир. Причем, оценивает предметы не по их свойствам, а по их использованию, исходя из интересов к ним, потребностям в них. Ценность устанавливается через личные критерии, способы оценки, которые выражаются в нравственных принципах, нормах, идеалах, установках, целях и т. д. Но у каждого человека свои нравственные, эстетические представления о ценностях. Отсюда, каждый суворовец по-своему относится к окружающему миру и имеет свои представления о нравственных ценностях.

Однако обучающиеся суворовских военных училищах должны научиться понимать общечеловеческие ценности и готовиться к их сохранению. Учебно-воспитательный процесс строится таким образом, что обучающиеся осознают, что они первоначально находятся под защитой государства, которое гарантирует им правовую, социальную защиту, охраняет их жизнь и здоровье, а затем выпускники военных училищ должны уметь защитить Отчество.

В процессе обучения и воспитания у суворовцев формируется ценностное сознание о том, что они готовятся к вооруженной защите Российской Федерации. Перед ними ставятся цели выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, поэтому чувства ответственности, взаимопонимания, готовности помочь друг другу становятся не просто словами-провозглашениями, а являются  основой ценностного отношения  курсанта   к его жизненной практике и  нравственному взаимодействию с окружающими людьми. Ценностное отношение к действительности раскрывает внутреннюю позицию суворовца, отражает взаимосвязь личных и общественных отношений.

В процессе адаптации к условиям военной жизни суворовцы нуждаются в особом внимании, заботливом отношении к ним. Личный пример воспитателей-офицеров помогает им налаживать отношения друг с другом, способствует быстрой адаптации к особенностям военной жизни и учебы и формирует ценностное поведение.

Поведение суворовца формируется на   основе   сознания,   отношения,  установок,   ориентиров, личностных ценностей в виде идеалов добра, справедливости, красоты, изящества, а также через соблюдение внутреннего распорядка образовательной организации, исполнение воинской дисциплины, что направлено на формирование ценностной установки быть готовым к реалиям военной деятельности.

В процессе обучения суворовцы вырабатывают в себе ценностную установку быть в постоянной боевой готовности, выдерживать тяжелые испытания, дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, соблюдать Конституцию РФ и законы РФ [6]. Такой процесс обучения и воспитания соответствует современным требованиям, направленным на формирование личностных качеств, целенаправленных установок и умение в них ориентироваться.

Ценностная ориентация суворовца должна представлять собою систему устойчивых отношений к окружающему миру, к самому себе в форме фиксированных установок. На основе трудов [7] считаем, что суворовец должен формировать в себе установки, соответствующие военной профессии, уметь конструктивно решать военные конфликты и быть уверенным в могуществе Родины.

На основе Общевойсковых уставов Вооруженных сил Российской Федерации [6] суворовцы знают свои права и готовятся не только выполнять приказания вышестоящих начальников, но и учатся работать с директивами, которые позволяют достичь военных целей, исходя из обстановки, на основе личной военной ориентации, воинского мастерства и стратегического мышления. На основе педагогических наблюдений за учебно-воспитательным процессом авторы данной статьи убеждены, что суворовец должен характеризоваться, как независимая и самостоятельная личность, склонная к риску, активная, любознательная, неутомимая в поисках, не просто отрицающая явления действительности, а стремящаяся изменить негативные явления, нестандартно мыслящая, готовая принимать решения, иметь дар военного предвидения.

Разделяя мнение М. Вудвока [1] об ограничениях, которые мешают стать личностью, как то: лень, устоявшиеся привычки, излишняя напряженность, ослабленная целеустремленность, излишняя серьезность, -    считаем, что в суворовских военных училищах создаются все условия, позволяющие искоренять эти личностные ограничения и уметь ставить перед собой реальную цель, направленную на подготовку к профессиональной военной деятельности.

В результате целенаправленного обучения и воспитания основными группами ценностей суворовцев становятся:

1. Престиж профессиональной военной деятельности.

2. Самосовершенствование и самообразование.

3. Самовыражение через стремление служению Родине.

4. Профессиональный рост и продвижение по службе.

Таким образом, соединение содержания ценностного наследия педагогической аксиологии и уставных положений Вооруженных сил Российской Федерации в условиях суворовских училищ становится основой развития профессиональной культуры личности, беззаветно преданной служению Родине.

Список литературы

 

1.                           Вудвок, М. Раскрепощенный менеджер; для руководителя-практика [Текст] / М.Вудвок.- Пер. с англ. -2-е изд., перераб. – М.: Дело ЛТД, - 1994. – 319 с.

2.                           Гершунский, Б.С. Философия образования [Текст]: учебное пособие для студ. высших и средних педагог. учеб. заведений / Б.С.Гершунский. – М.: Московский психолого-социальный институт, - 1998. – 432 с.

3.                           Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст]: / Б.И.Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.

4.                           Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С.Каган. - СПб, - 1997.

5.                           Караковский, В.А. Педагогические идеи Караковского [Электронный ресурс]: http: // studopedya. ru. Дата обращения: 24.09.2017.

6.                           Общевойсковые уставы Вооруженных сил Российской Федерации [Текст] /под ред. В.А.Ивасенко. - М.: Военное издательство, - 2008. – 600 с.

7.                           Попова, Н.Е. Формирование экономической культуры: от знаний к компетентности [Текст]: монография / Н.Е.Попова. - ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012.- С. 109-117.

8.                           Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли [Текст]: учебник- справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М.: Новая школа, - 1995. – 96 с.

9.                           Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И.Чижакова. – М.: Издательский центр «Академия»,- 2003.- 192 с.