Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Кызылорда, Казахстан
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

История профориентации уходит своими корнями в далекое прошлое, где накапливался, сохранялся и передавался жизненный опыт из поколения в поколение. Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из центральных мест занимает идея совершенства человеческой личности, понимание которой стало возможным только с возникновением воспитания к труду.

Мысль гармонического развития личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, людей вообще,- вот на что делала ставку народная педагогика.

Появление некоторых элементов профориентации в глубокой древности связывается в основном с диагностикой знаний, умений и способностей. Еще в Древнем Вавилоне была введена проверка определенных умений у лиц, которые претендовали на должность писца.  Пифагор  основал свою школу. Он подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей и внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей. В Древнем Китае подобная проверка проводилась у претендентов на должность государственного чиновника, В Древнем Египте при приеме в школу жрецов. В IV веке до н.э. древнегреческий мыслитель Платон указывал, что по своим качествам люди делятся на три категории (содержащие золото, серебро или медь), в зависимости от этого и следует определять сферу их будущей профессиональной деятельности. В Спарте успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме была создана система отбора и обучения гладиаторов, в Афинах открыто рассматривался вопрос о зависимости могущества государства от способностей лиц, которые им управляют.

В 1575 году  была издана работа Хуана Уарте (Испания), в которой поднималась проблема раннего установления способностей ребенка с тем, чтобы использовать это при определении сферы его профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация как практическая деятельность нашла свое воплощение в эпоху технического развития и распространения промышленного капитализма. В XIX столетии стали появляться работы по профессиональной ориентации. Во  Франции («Руководство по выбору профессии», 1849  год), в Англии (1883 год), где Ф. Гальтон изучал индивидуальные различия и разработал тест из 17 показателей для оценки физических и физиологических возможностей и в России (Н.И. Кареев «Выбор факультатива и прохождение университетского курса», 1897 год). Таким образом, профессиональная диагностика находила свое отражение в трудах многих мыслителей и применялась на практике [1.8].

В 1907 году немецкий ученый Рот обосновал необходимость введения профессионального отбора, что позволило бы использовать любого человека именно в той отрасли деятельности, которая наиболее полно соответствует его индивидуальным качествам. В 1908 году Ф. Парсонс в Бостоне (США) создал «Бюро ориентации» для оказания практической  помощи школьникам в выборе жизненного пути. В Англии  такой работой занимались службы профессиональной и школьной ориентации «Гайданс», а также бюро по трудоустройству молодежи. В США большое внимание уделялось профотбору. Первая мировая война (1914- 1918 гг.)  вызвала  дальнейшее  расширение потребности  в определении профессиональной  пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.

Особое признание во Франции получила теория развивающей профориентации (А. Валлон, Р. Заззо), в силу которой человек сам является активным участником своей профориентации. Стали широко применять психотехнические тестовые испытания молодежи для определения их наклонностей и способностей.

В Швейцарии действовала целая сеть учреждений под названием «Бюро ориентации». Всю работу возглавляла Швейцарская ассоциация профессиональной ориентации и защиты учащихся. Подобные службы профориентации школьников были созданы также в Бельгии, в Швеции и в некоторых других странах.

В Германии в 1922 году был принят закон о системе профессиональной ориентации и консультации и на его основе положение, определившее принципы руководства этой системой. Согласно положению бюро профконсультации, создаваемые, как правило, при биржах труда, должны были:

1)      проводить планомерную подготовку подростков к выбору профессии, для чего поддерживать тесную связь со школой (на практике эта работа начиналась за 4 —5 месяцев до выпуска из школы);

2)        давать ответы и информацию, касающиеся выбора профессии как при вступлении в профессиональную жизнь, так и при перемене профессии;

3)    проводить психологическое обследование;

4)      сопровождать рекомендации направлением на работу или н а профессиональное обучение [1.8- 10].

В.Ф. Сахаров, Н.Н. Захаров, А.Д. Сазонов условно выделили пять ступеней в становлении и развитии системы профессиональной ориентации в СССР:

1.    Начало 20-х - конец 30-х годов ХХ века ознаменовали как момент становления системы, поиска новых форм и методов работы, осмысление накопленного экспериментального и практического материала в соответствии с новыми социально-экономическими условиями.

Именно в эти годы появились первые научные исследования, посвященные выяснению причин выбора той или иной профессии. Большое внимание уделялось изучению вопросов профориентации, профотбора и профконсультации, в разработке которых принимали активное участие органы просвещения и здравоохранения. [1.17].

По свидетельству Н.Н. Захарова, в 1922 году была открыта лаборатория промышленной психотехники труда, основной целью которой было изучение профессий с позиций психологии и создание профессиограмм. В 1927 году в качестве опытно-показательного научно-практического учреждения при Педолого-педагогическом отделении Института им. Л.И. Герцена была создана педолого-педагогическая амбулатория, одной из задач которой было проведение психотехнического обследования выпускников школ и их профконсультация.

В 1929 году Советское правительство принимает постановление, в котором обращает особое внимание на организацию и проведение профконсультации,  на рационально организованный профотбор рабочих в соответствии с их профессиональными склонностями и способностями.

В 30-е годы начала складываться система профориентации в учебно -воспитательном процессе школы. В 1931 году в стране уже была создана целая сеть бюро, кабинетов и лабораторий профконсультации. К 1932 году в стране насчитывалось 54 бюро профконсультаци й.

По словам Н.Н. Захарова положение резко изменилось после принятия постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.). Психологические исследования были свернуты, профориентационные бюро прекратили свою деятельность [6.27].

2.    Начало 40-х – середина 50-х годов. Великая Отечественная война 1941-45 годов утвердила положение невостребованности профессиональной ориентации молодежи.

Огромные лишения военного времени, а также послевоенного восстановления страны с острым дефицитом любых работников стали основной причиной угасания интереса к профессиональной ориентации.

По утверждению А.Д. Сазонова, в послевоенное время в школах страны развернулась работа по усилению связи обучения с жизнью, трудом. Начиная с 50-х годов значительно возросло внимание к проблеме профориентации, сложился и определенный так называемый организационно-методический подход, который заключался в улучшении организации профориентационной работы и совершенствовании методики профориентации школьников. Эта проблема, как отмечает ученый, была поднята в связи с возросшими потребностями народного хозяйства в кадрах, их подборе и расстановке [8.20].

3.   Середина 50-х – начало 70-х годов характерны возрождением интереса к профессиональной ориентации. По замечанию Захарова Н.Н., в начале 60-х годов в связи с пересмотром политики в сфере трудового обучения и профессиональной ориентации школьников, активно возрождалась профориентационная служба в различных  регионах  страны; появились профконсультационные пункты, межведомственные советы, центры профориентации и т.д. Средняя общеобразовательная школа стала сочетать общее и политехническое обучение с профессиональным, когда учащиеся вооружались навыками и умениями определенной профессии. И связь школы с жизнью дало свои положительные результаты в подготовке учащихся к выбору профессии [6.28].

С середины 60-х до середины 80-х годов профориентацию не запрещали, но и не развивали. В этот период главной задачей государства стало выполнение социального заказа по подготовке работников для решения производственных проблем.

4.   Начало 70-х – начало 80-х годов прошлого столетия стали годами продуктивной профоориентационной работы. Активизации этого процесса первоначально способствовало известное Постановление 1969 года «О профессиональной ориентации учащейся молодежи», которое поставило конкретные задачи перед общеобразовательными школами и шефствующими предприятиями. Этот документ обязывал руководителей предприятий всемерно помогать школам в профессиональной ориентации учащихся и обращал внимание на необходимость углубления трудовой подготовки старшеклассников.

Особо важное значение имело Постановление Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г. № 662 «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся».

В 1975 году было утверждено «Типовое положение о межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся».

Межшкольные учебно-производственные комбинаты являлись центрами работы по профессиональной ориентации среди учащихся и их родителей в школах района (города) и обеспечивали старшеклассников начальной профессиональной трудовой подготовкой.

Учебно-производственные комбинаты распространились по всей стране.

5.   В начале 80-х – начале 90-х годов активизировалась работа по профессиональной ориентации учащихся, когда по мнению Захарова Н.Н. сложились основные задачи государственной службы профориентации.  Это подтверждается тем, что во всех школах страны создаются учебно-методические кабинеты, которые ведут пропаганду профессий, групповые и индивидуальные консультации учащихся и их родителей, оказывают методическую помощь учителям-предметникам [6.35].

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всѐ ещѐ не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Можно констатировать, что правильно организованная профориентация молодежи в современных условиях – это эффективный путь сочетания профессиональных интересов, склонностей и способностей личности с интересами общества и вместе с тем необходимый фактор регулирования трудовых ресурсов страны.

Таким образом, освоение мировой и отечественной научно-педагогической теории и воспитательно- образовательной практики в исторической динамике позволяет использовать позитивный опыт профориентации прошлого в условиях современных социально-экономических преобразованиях.

 

Список литературы

1.      Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. Москва.- «Просвещение» 1982. - 192с.

2.      Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. Москва.-«Просвещение» 1988 г.-272с.