Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Воспитание и обучение молодежи сегодня являются определяющим элементом в деятельности государства, его важнейшей функцией. В условиях коренного преобразования современного общества, когда изменяются моральные, духовные и материальные ценности граждан, необходимо формировать гражданскую направленность личности.

Вопросы гражданского воспитания молодежи исследовали отечественные ученые (А. Алексеева, А. Алексюк, М. Боришевский, С. Демьянчук, В. Заслуженюк, З. Капустина, А. Киричук, Л. Кузнецова, В. Кузь, И. Кучинская,  Б. Лихачев, В. Лутовинов,    И.  Марьенко,  И. Павлова,  Н.  Побирченко,  О.  Сухомлинская, Г. Филонов, Н. Хазратова).

Анализируя современные задачи гражданского воспитания, можно констатировать, что гражданское воспитание выступает как процесс подготовки подрастающего поколения к жизни в гражданском обществе, основанный на формировании соответствующих знаний и мировоззрения, способствующего мирному сосуществованию людей в многонациональной и поликультурной среде, где воспитание гражданственности является общим для всех законом жизни.

Рассматривая воспитание как целостный, многогранный процесс, сегодня современными учеными подчеркивается важность формирования патриотическо-интернационального сознания личности, что, в частности, предполагает воспитание таких гражданских чувств и убеждений, как любовь к Родине, национальная гордость, уважение к национальным традициям, а также политическая культура, чувство сплоченности, взаимовыручки, уважения к другим национальностям.

В этой связи И. Харламов рассматривает гражданское воспитание как целенаправленный процесс формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений, что предполагает включение учащихся в различные виды деятельности, стимулирующей их активность по выработке этих моральных качеств, способствующей формированию соответствующего интеллектуально-эмоционального отношения, воспитания необходимых взглядов и убеждений [6, с. 353].

Гражданское воспитание в современных условиях предполагает формирование целостного качества личности; причем оно должно включать в себя не только гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения, но и внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства, любовь к Родине, уважение к государственной власти [4, с. 102]; а также способствовать тому, чтобы человек мог чувствовать себя политически дееспособным, морально и юридически защищенным [5].

Рассматривая гражданское воспитание как составляющую морального воспитания, как процесс формирования гражданских и национальных ценностей – идеи социальной гармонии, осознания человеком его прав и свобод, его  обязанностей перед другими  людьми, уважения к законам,  патриотизма, чувства национального достоинства, исторического сознания – можно говорить о необходимости формирования духовности личности в процессе гражданского воспитания, что предполагает выработку высоких нравственных устоев, приобщение к общечеловеческим ценностям; получение представления о соотношении прав и обязанностей человека в демократическом обществе.

Сегодня гражданское воспитание представляет собой процесс, направленный на формирование четкой гражданской позиции личности, которая способствует ее активному участию в жизни правового демократического сообщества; это поэтапное включение молодежи в жизнь общества, подкрепленное соответствующей системой педагогической поддержки [1, с. 34].

При этом гражданское воспитание должно быть направлено на формирование конституционных, правовых позиций личности, а также гражданского сознания как формы общественного сознания, выражающей интересы общества и личности в разрешении внутри- и внешнеполитических проблем государства [3, с. 146].

Формирование основ гражданской культуры также предполагает глубокое осознание своей принадлежности к государству, чувство гражданского достоинства, ответственности, способности решительно отстаивать социально-государственные цели в сложных ситуациях.

Гражданское воспитание сегодня подразумевает воспитание у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу, Отечеству; это формирование гражданина, который должен добросовестно выполнять не только конституционные законы,  но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны; и при этом быть способным чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, то есть быть гражданином мира [2, с. 38].

Характеризуя гражданское воспитание как целостный процесс, можно выделить в нем развитие познавательных функций личности, становление системного отношения к себе как к гражданину, а также к гражданскому обществу и государству, к гражданским правам и обязанностям и как результат, проявление личностью системного, интегративного качества, необходимого для успешной гражданской самореализации.

Таким образом, целью гражданского воспитания в современных условиях развития государства является формирование сознательного гражданина, патриота, профессионала, то есть человека с присущими ему личностными качествами и чертами характера, мировоззрением и образом мышления, чувствами и поведением, направленными на саморазвитие, а также развитие и поддержание демократического гражданского общества.

Список литературы

1.      Алексєєва О.В. Формування громадянської позиції сучасної молоді / О.В. Алексєєва // Педагогіка и психологія. – 2006. – № 2. – С. 31–35.

2.      Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская. – Спб.: Питер, 2000. – 304 с.

3.      Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи / С. С. Вітвицька. – К.: Центр навчальної літератури, 2003.

– 316 с.

4.      Григорович Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марциновская. – М.: Гардарики, 2004. – 480 с.

5.      Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176 с.

6.      Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 519 с.