Приоритетным в развитии конкурентоспособного государства является образование инженера – специалиста высокого класса, способного применять свои знания, умения и способности к предъявляемым требованиям профессиональной деятельности в условиях развивающейся техники и технологий. Анализ выпусков ФГКОУ СПКУ показал, что большинство кадет поступают в вузы Министерства обороны РФ на инженерные специальности. Тенденции развития современного военно-инженерного образования определяют новые требования к сформированности профессиональных компетенций будущего офицера, профессиональным качествам, и повышению качества их подготовки. Развитие научно-технического прогресса, военно-технической отрасли, оборонной промышленности требует сформированности способности проектировать, конструировать, экспериментально апробировать, испытывать новые виды вооружения и военной техники [3]. В послании к Федеральному Собранию президент Владимир Путин подчеркнул, что такое уникальное, сложнейшее оружие может успешно разрабатываться и производиться только государством с высочайшим уровнем фундаментальной науки и образования, мощной исследовательской, технологической, промышленной, кадровой базой [2]. Возникает необходимость в воспитании кадет (будущих инженеров) соответствующих предъявляемым требованиям.
Рассмотрим должностную инструкцию военного инженера. В его обязанности входит проектирование и организация работ по производству, монтажу, вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и ремонту военной техники, вооружения, сложных автоматизированных систем управления. Инженер должен знать: методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок; методы проведения сравнительного анализа, исследований и экспериментальных работ [1].
Для обеспечения требований общества, технического прогресса мало быть знающим специалистом в своей области, необходимо обладать определенными профессионально важными качествами. Можно выделить профессионально значимые качества, необходимые военному инженеру: организаторские (коммуникативные навыки, развитые познавательные способности, концентрация внимания, умение выделять в информации главное и ориентироваться в новой обстановке); техническая сообразительность (развитое наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, техническая грамотность); волевые качества. Учитывая требования МО РФ, задачи ФГОС [4], профессионально значимые качества будущего военного инженера, собственный опыт преподавания, выделим компоненты военно-инженерной компетенции кадета и ее состав, таблица 1.
Таблица 1.
Компоненты военно-инженерной компетенции кадета
|
Компоненты |
Состав |
|
Мотивационный |
Учебно-инженерная мотивация |
|
Потребность в саморазвитии |
|
|
Личностный |
Коммуникативные навыки |
|
Волевые качества |
|
|
Устойчивость и концентрация внимания |
|
|
Ориентация в нестандартной обстановке |
|
|
Умение выделять в информации главное |
|
|
Деятельностный |
Познавательная способность |
|
Наглядно-действенное мышление |
|
|
Наглядно-образное мышление |
|
|
Творческое (техническое) мышление |
Компоненты военно-инженерной компетенции кадета возможно формировать в процессе проектной и исследовательской деятельности, но особенности распорядка дня, определенные обязанности, особенности личности не позволяют всем кадетам заниматься данной деятельностью. Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к военному инженеру необходимо уже на уроках физики формировать элементы военно-инженерной компетенции кадета. Одной из фундаментальных наук, способствующей научно-техническому прогрессу, является «физика», поскольку она во многом определяет уровень подготовки кадет (будущих инженеров). Основными задачами изучения физики наряду с получением системных представлений о естественнонаучной картине мира, знаниях физических законов, является усвоение методики постановки и проведения эксперимента, формирование умений пользоваться измерительными приборами, вычислительной техникой.
Возможно следующее построение урока:
1) Включение военной составляющей: постановка «боевой задачи», задачи испытания военной техники (формирование учебно-инженерной мотивации, потребности в саморазвитии, развитие познавательных способностей).
2) Выполнение в группе проблемного задания: «погружение» кадета в моделируемую учебно- профессиональную ситуацию (формирование коммуникативных навыков, волевых, внимания, умения ориентироваться в нестандартной обстановке, выделять в информации главное, развитие мышления).
3) Анализ результатов (потребность в саморазвитии, развитие мышления). Например, урок в 9 классе «Реактивное движение. Ракеты».
1. Мотивационный этап урока посвящен военному испытательному ракетному полигону Капустин-Яр, приурочено к дню образования РВСН.
2. Этап. Работа в группах.
2.1. Прежде чем перейти к испытаниям техники, необходимо знать теорию. Кадетам предлагается по группам изучить по предложенной информации принцип работы, достоинства и недостатки, применение воздушно-реактивных и ракетных двигателей, сообщить остальным группам.
2.2. Провести испытания модели газового реактивного двигателя. Измерить необходимые параметры, определить одну из характеристик эффективности (удельный импульс модели).
3. Сравнить удельные импульсы моделей и реальных двигателей. Сделать вывод.
|
Название |
Характеристика эффективности |
|
Модель газового реактивного двигателя |
|
|
Модель ракеты на газовой тяге |
|
|
Модель жидкостного реактивного двигателя №1 |
|
|
Модель жидкостного реактивного двигателя №2 |
|
Такого рода уроки позволяют формировать элементы военно-инженерной компетенции, качества личности, необходимые командиру, способствуют профориентации.
Список литературы
1. Скапцов, Е. В. Система формирования проектно-конструкторской компетенции курсантов военно- инженерных вузов. https://cyberleninka.ru ›article ›sistema-formirovaniya-proektno-konstru...
2. Послание к Федеральному Собранию президента Владимира Путина http://edunews.ru/professii/obzor/voennye/
3. Должностная инструкция инженера https://instrukciy.ru/text/dop1/page28.html.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] / Российское образование. Федеральный портал. – Режим доступа: http :// www . edu . ru / db / cgibin / portal / spe / spe new list . plx ? substr =190110& st = all & qual =0 .