ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАДЕТА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Город конференции:
  • Ставрополь

Приоритетным в развитии конкурентоспособного государства является образование инженера – специалиста высокого класса, способного применять свои знания, умения и способности к предъявляемым требованиям профессиональной деятельности в условиях развивающейся техники и технологий. Анализ выпусков ФГКОУ СПКУ показал, что большинство кадет поступают в вузы Министерства обороны РФ на инженерные специальности. Тенденции развития современного военно-инженерного образования определяют новые требования к сформированности профессиональных компетенций будущего офицера, профессиональным качествам, и повышению качества их подготовки. Развитие научно-технического прогресса, военно-технической отрасли, оборонной промышленности требует сформированности способности проектировать, конструировать, экспериментально апробировать, испытывать новые виды вооружения и военной техники [3]. В послании к Федеральному Собранию президент Владимир Путин подчеркнул, что такое уникальное, сложнейшее оружие может успешно разрабатываться и производиться только государством с высочайшим уровнем фундаментальной науки и образования, мощной исследовательской, технологической, промышленной, кадровой базой [2]. Возникает необходимость в воспитании кадет (будущих инженеров) соответствующих предъявляемым требованиям.

Рассмотрим должностную инструкцию военного инженера. В его обязанности входит проектирование и организация работ по производству, монтажу, вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и ремонту военной техники, вооружения, сложных автоматизированных систем управления. Инженер должен знать: методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок; методы проведения сравнительного анализа, исследований и экспериментальных работ [1].

Для обеспечения требований общества, технического прогресса мало быть знающим специалистом в своей области, необходимо обладать определенными профессионально важными качествами. Можно выделить профессионально значимые качества, необходимые военному инженеру: организаторские (коммуникативные навыки, развитые познавательные способности, концентрация внимания, умение выделять в информации главное и ориентироваться в новой обстановке); техническая сообразительность (развитое наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, техническая грамотность); волевые качества. Учитывая требования МО РФ, задачи ФГОС [4], профессионально значимые качества будущего военного инженера, собственный опыт преподавания, выделим компоненты военно-инженерной компетенции кадета и ее состав, таблица 1.


Таблица 1.  

Компоненты военно-инженерной компетенции кадета


Компоненты

Состав

 

Мотивационный

Учебно-инженерная мотивация

Потребность в саморазвитии

 

 

 

Личностный

Коммуникативные навыки

Волевые качества

Устойчивость и концентрация внимания

Ориентация в нестандартной обстановке

Умение выделять в информации главное

 

 

Деятельностный

Познавательная способность

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-образное мышление

Творческое (техническое) мышление

 

Компоненты военно-инженерной компетенции кадета возможно формировать в процессе проектной и исследовательской деятельности, но особенности распорядка дня, определенные обязанности, особенности личности не позволяют всем кадетам заниматься данной деятельностью. Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к военному инженеру необходимо уже на уроках физики формировать элементы военно-инженерной компетенции кадета. Одной из фундаментальных наук, способствующей научно-техническому прогрессу, является «физика», поскольку она во многом определяет уровень подготовки кадет (будущих инженеров). Основными задачами изучения физики наряду с получением системных представлений о естественнонаучной картине мира, знаниях физических законов, является усвоение методики постановки и проведения эксперимента, формирование умений пользоваться измерительными приборами, вычислительной техникой.

Возможно следующее построение урока:

1)    Включение военной составляющей: постановка «боевой задачи», задачи испытания военной техники (формирование учебно-инженерной мотивации, потребности в саморазвитии, развитие познавательных способностей).

2)       Выполнение в группе проблемного задания: «погружение» кадета в моделируемую учебно- профессиональную ситуацию (формирование коммуникативных навыков, волевых, внимания, умения ориентироваться в нестандартной обстановке, выделять в информации главное, развитие мышления).

3)   Анализ результатов (потребность в саморазвитии, развитие мышления). Например, урок в 9 классе «Реактивное движение. Ракеты».

1.    Мотивационный этап урока посвящен военному испытательному ракетному полигону Капустин-Яр, приурочено к дню образования РВСН.

2. Этап. Работа в группах.

2.1.     Прежде чем перейти к испытаниям техники, необходимо знать теорию. Кадетам предлагается по группам изучить по предложенной информации принцип работы, достоинства и недостатки, применение воздушно-реактивных и ракетных двигателей, сообщить остальным группам.

2.2.     Провести испытания модели газового реактивного двигателя. Измерить необходимые параметры, определить одну из характеристик эффективности (удельный импульс модели).

3. Сравнить удельные импульсы моделей и реальных двигателей. Сделать вывод.

 

Название

Характеристика эффективности

Модель газового реактивного двигателя

 

Модель ракеты на газовой тяге

 

Модель жидкостного реактивного двигателя №1

 

Модель жидкостного реактивного двигателя №2

 

 

Такого рода уроки позволяют формировать элементы военно-инженерной компетенции, качества личности, необходимые командиру, способствуют профориентации.



Список литературы

 

1.     Скапцов, Е. В. Система формирования проектно-конструкторской компетенции курсантов военно- инженерных вузов. https://cyberleninka.ru ›article ›sistema-formirovaniya-proektno-konstru...

2.     Послание к Федеральному  Собранию президента  Владимира Путина http://edunews.ru/professii/obzor/voennye/

3.     Должностная инструкция инженера https://instrukciy.ru/text/dop1/page28.html.

4.     Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] / Российское образование. Федеральный портал. – Режим доступа: http :// www . edu . ru / db / cgibin / portal / spe / spe new list . plx ? substr =190110& st = all & qual =0 .