Современный этап развития образования ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в жизни. В связи с этим, повышается значимость психолого-педагогических и медико-социальных служб, оказывающих помощь детям с проблемами в развитии, поведении и сопровождающих их обучение и воспитание.
По мнению Е. В. Ватиной, детям с задержкой психического развития можно обеспечить полноценное развитие и образование при условии своевременной и организованной с учетом структуры дефекта коррекционно-развивающей работы. Это позволит максимально скорректировать временное отставание в развитии и предотвратить возникновение вторичных нарушений у детей [2].
В трактовке автора М. Р. Битяновой сопровождение - проектирование образовательной среды, исходящее из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (создания условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребенка), опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей [3].
Сопровождение детей дошкольного возраста предполагает раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. В начальной школе – обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, формирование познавательной активности. Психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в коррекции и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: своевременное выявление трудностей в обучении; выбор образовательного маршрута, адекватного возможностям ребенка; содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; предупреждение возникновения вторичных нарушений; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей [3].
Основные направления работы психолого-педагогического сопровождения: диагностика и отслеживания динамики развития; психологическое просвещение и образование родителей и педагогического персонала; коррекционно-развивающая работа.
Реализация технологии сопровождения школьников проходит пять этапов (по Э.М. Александровской): подготовительный, диагностический, коррекционно-развивающей работы, повторной диагностической работы, консультативно-методический [1].
Реализация диагностической, прогностической, коррекционной функций предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и, следовательно, построение системы психолого-педагогического сопровождения, в рамках которого разрабатывается индивидуальная программа. Ее содержание может быть направлено на установление доверительной связи между взрослым и ребенком, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, предупреждение негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т. д. [2]
Систематическое проведение коррекционно-развивающих занятий существенно повышает уровень образовательных возможностей детей. Занятия создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют способность к выполнению самостоятельной целенаправленной деятельности. За коррекционной работой закрепляется исправление отклонений, а за развивающей – раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Целью занятий является ликвидация имеющихся или предупреждение возможных пробелов в знаниях учащихся, коррекция недостатков психического развития, адаптация школьников к учебной деятельности. Основное содержание занятий необходимо связать с непосредственным восприятием предметов и явлений общественной жизни и природы, с наблюдением за деятельностью взрослых. Поэтому на занятиях используют по возможности все анализаторы и применяют разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации зрительных, звуковых ориентиров [2].
С. В. Тарасова выделяет следующие условия эффективного психолого-педагогического сопровождения детей [1]:
Особое значение в преодолении трудностей в освоении навыков чтения и письма приобретает психолого-педагогическое сопровождение, так как оно направлено на создание специальных психолого- педагогических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного
взаимодействия.
Психолого-педагогическое сопровождение коррекции трудностей в освоении навыков чтения и письма у младших школьников с ЗПР будет осуществляться следующими этапами:
На подготовительном этапе будет проводится анализ работ ребенка (школьный дневник, тетради по русскому языку и другим предметам, творческие поделки, рисунки), знакомство с медицинской документацией (медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др.), характеристиками педагогов на ребенка, беседа с родителями.
На диагностическом этапе устанавливается контакт с ребенком, план проведения обследования, специалистами (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем лечебно- физической культуры (ЛФК), учителем начальных классов) будут проводиться диагностические методики, отобранные специально для детей с ЗПР с учетом их психофизиологических особенностей.
Коррекционно-развивающий этап. После проведения диагностики и разработки индивидуальной программы проходит реализация программы всеми участниками сопровождения (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем лечебно-физической культуры (ЛФК), учителем начальных классов).
Повторная диагностическая работа проводится, чтобы посмотреть на правильность выбранной программы или ее корректировку в соответствии с полученными результатами проведенной работы, отследить динамику освоения коррекционно-развивающей программы, определить направления дальнейшей работы специалистов.
На консультативно-методическом этапе проводится беседа с родителями и учителями по вопросам обучения школьников, даются рекомендации учителям, воспитателям, работающим с учеником, родителям.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение является не только суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации в обществе. Цель сопровождения – создание таких психолого-педагогических условий, при которых ребенок с особыми образовательными потребностями сможет стать субъектом своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
1. Авдулова Т. П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Изд.: ВЛАДОС, 2016
2. Ватина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. - РИО ФГБОУ ВПО «СГПИ», 2012
3. Хаидов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии / Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко, С. К. Хаидов. - Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016