В настоящее время использование в образовании новых технологий способствует развитию творческих и познавательных способностей ученика, стимулированию его в самостоятельном получении и обработке новых знаний по различным предметам.
Одной из таких новых технологий в образовании является проектная деятельность ученика.
Как говорится во многих работах, написанных на тему о проектной деятельности ученика, проект – это метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее достижении.
Что же касается самой проектной деятельности – это совместная учебно-познавательная, игровая или творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы и направления деятельности, которая направлена на получение общего положительного и верного результата деятельности.
Как указано в рабочей программе Луганской А.А., Луганской Е.А, главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, а также о этапах проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и способах реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [3].
Как отмечает Полат Е.С., метод проектов можно рассматривать как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом [7].
Как обозначено в работе Серебренниковой С.Г., проектная исследовательская деятельность формирует у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности [8].
Падикова М. В. в своей работе выделяет, что проектная деятельность ведет к изменению функций педагога: учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников [4].
В одной из своих работ Пахомова Н.Ю. определяет метод учебного проекта — как одну из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [5].
Этапы работы учителя и учащихся над проектом [6]:
|
Стадии работы над проектом |
Содержание работы на этой стадии |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
|
Подготовка |
Определение темы и целей проекта |
Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей |
|
Планирование |
Определение |
Вырабатывают план |
Предлагает идеи, |
|
|
источников информации; определение способов ее сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды |
действий Формулируют задачи |
высказывает предложения |
|
Исследование |
Сбор информации Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты |
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
|
Анализ и обобщение |
Анализ информации, Оформление результатов, формулировка выводов |
Анализируют информацию Обобщают результаты |
Наблюдает, советует |
|
Представление или отчет |
Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты |
Отчитываются, обсуждают |
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника |
|
Оценка результатов и процесса |
|
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок |
Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчета |
Последовательность выполнения проектов [6]:
|
Этапы |
Задачи |
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
|
1. Начинание |
Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы |
Уточняют информацию. Обсуждают задание |
Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает |
|
2. Планирование |
Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде |
Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха |
Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает |
|
3. Принятие решения |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта |
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование |
Наблюдает. Консультирует |
|
4. Выполнение |
Выполнение проекта |
Выполняют исследование, работают над проектом. Оформляют проект |
Наблюдает. Советует |
|
5. Оценка |
Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели |
Участвует в коллективном самоанализе проекта |
Наблюдает, направляет процесс |
|
6. Защита проекта |
Подготовка доклада. Обоснование процесса проектирования |
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов |
Участвуют в коллективном анализе |
На мой взгляд, главными достоинствами проектной деятельности на сегодняшний день являются:
1. Актуальность: активное участие ученика в получении и систематизации знаний, добыча их самостоятельно и непосредственное использование в жизнедеятельности;
2. Дифференциальный подход: тема проектов избирается учеником самостоятельно, что способствует реализации его творческого потенциала; в результате этой «свободы» в выборе темы проекта решаются многие задачи личностно ориентированного обучения;
3. Использование информационных технологий: при работе над проектом с использованием информационно-коммуникационных технологий обучающиеся приобретают навыки работы с различными компьютерными программами, а также учатся работать в сети Интернет и находить необходимую информацию. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки с применением средств информационно-коммуникационных технологий [1].
4. Формирование исследовательских умений: ученик самостоятельно выбирает способы и методы исследования выбранной им темы проекта;
5. Мотивирующий характер: возможность самим контролировать процесс исследования выбранной темы, сотрудничество с одноклассниками.
Но сколько бы не было положительных аспектов проектной деятельности, всегда можно выделить и отрицательные:
1. Отсутствие системности знаний;
2. Узкое направление в получении знаний: упор учеником делается на получении знаний только в выбранной теме, остальная информация не считается нужной и неинтересна;
3. Краткосрочность проектов;
4. Распределение их по группам: в разборе темы участвуют только отдельные представители класса.
Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии, физической географии, астрономии, биологии лежат физические законы.
За время изучения физики в школе у учащихся формируется научный метод познания, и ученик получает объективные знания об окружающем его мире [9].
На мой взгляд, именно изучение физики в 7 классе позволяет сформировать основные физические понятия, овладеть методом научного познания. Ученик приобретает умения измерять физические величины и проводить различные лабораторные опыты.
Из всего курса физики 7 класса я выбрала тему «Первоначальные сведения о строении вещества». Именно с начала изучения данной темы у ученика формируется:
понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел; понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды) [10].
С нашей точки зрения, проектная деятельность способствует достижению всех указанных планируемых результатов деятельности: предметных, метапредметных, личностных, но в данном случае наша работа нацелена именно на формирование предметных результатов. Соотнесем планируемые результаты выполнения проектов с предметными результатами изучения той или иной темы, указанными в рабочей программе.
Поурочное планирование по физике к УМК А.В. Перышкина 7 класс [9]:
По любой из предоставленных тем уроков, можно дать ученикам выбрать тему для своего будущего проекта так, чтобы во время его создания он использовал не только учебную или какую-нибудь другую познавательную литературу, но и самостоятельно проводил опыты.
В методике преподавания физики значительное внимание уделяется работам таких видных работников как Каменский С.Е., Пурышева Н.С., Носова Т.И., Орехова В.П., Объедков Е.С. и др.
С формирующимися УУД по выбранной теме проекты связаны, прежде всего, тем, что на их примере ученик может сам определить явления диффузии в окружающем мире, при этом построив цепочку умозаключений и выводов, которая позволит объяснить роль диффузии в природе.
Таким образом, проектная деятельность формирует у учащихся наблюдательность, способности к исследовательской и описательной деятельности при изучении выбранных объектов. Проекты могут предлагаться для выполнения как и на уроках, различных кружках по физике, но и дома, желательно под присмотром родителей и старших братьев или сестер. Проекты могут длиться от 10-15 минут до года или двух лет в зависимости от скорости протекания реакций и степени сложности проекта.
Список литературы
1. Организация проектной деятельности обучающихся по физике. – ДзюричЕ.А.// http://festival.1september.ru/articles/615972/
2. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Каменский С.Е., Пурышева Н.С., Носова Т.И. и др.; Под. Ред. Каменецкого С.Е. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.
3. Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» для учащихся 6 класса на 2013-2014 уч. год / Составители - разработчики: Луганская А.А., Луганская Е.А.- классные руководители 6-х классов ГБОУ СОШ №654 имени А.Д. Фридмана //https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fsch 654.mskobr.ru%2Ffiles%2Fproekt_6_2013.pdf&name=proekt_6_2013.pdf&lang=ru&c=5803aa5a7285
4. Проектная деятельность в школе. - ПадиковаМ.В. //http://festival.1september.ru/articles/624317/
5. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Пахомова Н.Ю., - 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
6. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» //http://bg-prestige.narod.ru/proekt
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; под ред. Полат Е. С. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
8. Проектная деятельность учащихся на уроках физики. - Серебренникова С.Г. // http://uchkopilka.ru/fizika-i-astronomiya/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/4963-statya-na-temu- proektnaya-deyatelnost-uchashchikhsya-na-urokakh-fiziki
9. Рабочая программа по физике. 7 класс / Сост. Сергиенко Т.Н.. – М.: BAKO, 2015. – 48 с.
10. Физика. 7 - 9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Тихонова Е.Н.. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2015. – 400 с.