Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ СИСТЕМЫ КОМПЛАЕНС В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ БАНКА

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
13 января 2016г.

   Законодательство в области профилактики и противодействия коррупции не только в государственных органах, но и на предприятиях всех форм собственности действует и активно развивается в России уже несколько лет.

   Новым явлением для российских организаций, в том числе для кредитных, стал «комплаенс» - западный подход к системе организации внутреннего контроля и управления риском потери деловой репутации и правовым риском.

   Особую актуальность Система Комплаенс приобрела со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая располагает сильными и совершенными правовыми инструментами ведения бизнеса. Вступление в ВТО существенно расширило горизонты для российских предпринимателей. Однако судьба российских предприятий во многом зависит от того, насколько эффективно они смогут эти инструменты использовать.

   Глобальная международная экономическая система интенсивно развивается, и действующая в ней общественная социальная регулятивная система, представляет собой совокупность взаимодействующих нормативных и ненормативных регуляторов по борьбе с коррупцией, взяточничеством, а также противодействие отмыванию денежных средств, полученных преступным путем.

   Российской экономике, осуществляющей активную интеграцию в международную экономическую систему, необходимо понимать требования этой системы и сформировать поэтапный процесс интеграции в нее.

   Важным условием успешного ведения предпринимательской деятельности в России в современных условиях противодействия бизнеса коррупции является создание комплексной системы экономической безопасности предприятия – Системы Комплаенс.

   Система Комплаенс находится в процессе активного формирования у нас в стране, и включает различные методы социального регулирования: побуждение, принуждение.

   Появление термина «комплаенс» в России связывают с приходом на российский рынок дочерних компаний западных финансовых структур, для которых данная система является хорошо сформированной и законодательно необходимой.

    В  современном  законодательстве  России  до  сих  пор  отсутствует  единое  определение  термина «комплаенс», однако некоторые вопросы, относящиеся к данной сфере в зарубежных странах, в России регулируется специальными законами [1, 2].

    Анализ различных  материалов, посвященных проблематике комплаенса, выявил несколько вариантов определения данного термина.

    В Оксфордском словаре английского языка (англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) комплаенс трактуется как действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение.

   Малыхин Д., эксперт Мирового банка, в своей статье «Особенности организации комплаенс-контроля в российских банках» определяет комплаенс как способность действовать в соответствии с инструкциями, правилами и специальными требованиями [3].

    В российских финансовых структурах комплаенс чаще всего рассматривается как составная часть функции внутреннего контроля, цель которого - защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка (комплаенс)» [4].

    Также распространенной в российской практике является трактовка комплаенса как специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и специальных программ в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

   Другие авторы  предлагают расширить российское понимание комплаенса и, с учетом практики европейского законодательства, дают следующее определение: Комплаенс - принцип ведения бизнеса финансовым учреждением в соответствии с применимым законодательством, правилами, кодексами и стандартами, установленными компетентными властями, профессиональными ассоциациями и внутренними документами данного финансового учреждения [10].

    В российской практике комплаенс существует преимущественно в финансово-банковской сфере.

   Термин «комплаенс-контроль» в банковской сфере России впервые был введен Указанием ЦБ РФ от 07.07.1992 № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» [5]. Согласно данному Указанию комплаенс-контроль определяется как внутренний контроль за соответствием деятельности кредитной организации на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в общей системе внутреннего контроля кредитной организации. Под финансовыми рынками в контексте данного Указания понимались рынки ценных бумаг и рынки срочных сделок.

   В феврале 2004 года данное Указание утратило силу [6] и в настоящее время действует Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». В данном Положении говорится о необходимости введения в банках системы органов внутреннего контроля, в состав которой должны быть включены: структурное подразделение, отвечающее за вопросы противодействия легализации доходов; профессиональный участник рынка ценных бумаг (комплаенс-котроллер); сотрудник по правовым вопросам, отвечающий за документацию банка.

    Наиболее полно и содержательно понятие «комплаенс» рассмотрено в Письме ЦБ РФ от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских структурах» и Письме Банка России от 02.11.2007 № 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору». Данные письма по своей сути являются российской адаптированной версией рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору об организации комплаенс системы в банках.

     Базельский комитет в апреле 2005 года издал документ «Комплаенс и кокомплаенс-функция в банках», в котором определяются основные принципы комплаенса в банках, а именно: ответственность совета директоров и исполнительных органов за общий контроль в эффективном управлении комплаенс-рисками; независимость комплаенс-функции, означающая наличие официального статуса в организации;  наличие всех необходимых ресурсов для осуществления комплаенс-контроля; взаимодействие с системой внутреннего аудита; международные вопросы; аутсорсинг отдельных задач системы комплаенс [7].

    Учитывая тот факт, что система комплаенса является для российского банковского сектора новым явлением, а также отсутствие общедоступной литературы, полной информации о комплаенсе, незначительное количество документов и рекомендательных писем Банка России, комплаенс-сотрудникам приходится выстраивать систему комплаенса, руководствуясь своим опытом, видением и навыками, полученными по другим направлениям профессиональной деятельности: аудиторской, правовой, финансового мониторинга, риск- менеджмента, профессионального участника на рынке ценных бумаг.

    Анализ существующей практики построения комплаенса в российских банках позволяет выделить два наиболее распространенных подхода к организации данной системы.

   Первый подход известен в Западной Европе как «rule based approach», основан на соблюдении нормы и требует минимального уровня организации комплаенса в банке. Выполняется только то, что императивно требует закон.

   Второй подход, известный как «risk based approach», основан на анализе рисков. Данный подход достаточно широко распространен в иностранных банках и рекомендуется как национальными регуляторами, так и международными структурами, такими как Вольфсбергская группа, Базельский комитет по банкам и банковскому надзору. В России он также рекомендован для внедрения Банком России.

     Стоит отметить, что в России подход, основанный на анализе рисков, является менее распространенным, нежели первый подход, основанный на норме, тогда как в зарубежной практике «risk based approach» является доминирующим подходом.

   Суть подхода, основанного на анализе рисков, сводится к тому, что банк при организации системы комплаенс руководствуется не только требованиями закона, что безусловно является важным и обязательным фактором, но также с учетом применимых стандартов отрасли разрабатывает и внедряет собственные механизмы управления комплаенс-рисками.

   Однако независимо от того, какой подход будет использовать банк при построении системы комплаенс, важным условием эффективного функционирования является наличие корпоративной культуры, отвечающей стандартам добросовестности и надежности.

    Комплаенс-риск как отдельный вид риска в нормативно-правовых актах Банка России не упоминается. Однако не исключается возможность управления данным риском.

   Согласно рекомендациям Базеля под комплаенс-риском понимается риск применения юридических санкций, санкций надзорных органов, риск существенных финансовых убытков или потери репутации банком в случае несоблюдения законодательства и внутренней документации банка. Комплаенс-риски рассматриваются как потери, которым может быть подвержен банк в случае несоблюдения законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (ПОД/ФТ), а также проведения сомнительных банковских операций.

    Таким образом, управление комплаенс-рисками можно рассматривать как элемент системы риск- менеджмента в банке.

  Специфика комплаенс-риска состоит в том, что он не всегда поддается оценке до момента его возникновения (например, риск потери деловой репутации).

   Целью управления данным риском является минимизация его влияния на финансовый результат деятельности банка, создание условий, препятствующих вовлечению банка в ПОД/ФТ, недопущение конфликта интересов, сохранение и поддержание деловой репутации банка.

   Наличие комплаенс-рисков само по себе не является критическим для банка. Такие риски обязательно присутствуют, в той или иной степени, в любом финансовом бизнесе. Вопрос заключается в квалифицированном проведении анализа рисков, правильности рекомендаций по их снижению и грамотном управлении рисками. Недооценка роли комплаенса в организации банковского бизнеса может повлечь возникновение повышенных (неуправляемых) комплаенс рисков.

   События последних лет, происходившие в банковском секторе России, говорят об актуальности данной темы. Комплаенс риски являются вполне актуальными для российской банковской сферы.

    В 2008 году российская экономика была вовлечена в сферу мирового экономического кризиса. Рецессия, начавшаяся с кризиса в финансовом секторе, в виде ипотечного кризиса, затянулась во времени и продолжается до сих пор. Этот кризис носит преимущественно явление носило преимущественно монетарный, кредитный характер и оказывает негативное влияние на функционирование мировой банковской системы, приводит к кризису ликвидности банков.

   В последние годы в банковском секторе России, не успевшем полностью реабилитироваться после кризиса 2008 года также появилось много новых проблем. Период 2012-2015 гг. некоторыми экспертами характеризуются как «смутное время» для банков России.

   Проблемы банковского сектора связаны с падением ликвидности банков, ухудшением качества кредитного портфеля, ростом процентных ставок, оттоком капитала, замедлением темпов роста банковской системы, возросшими рисками и высокой волатильностью на финансовых рынках.

    Наиболее заметными событиями в банковской системе России за прошедший год стал отзыв лицензий у ряда российских банков: Мастер-банк, Евротраст, Инвестбанк, Пушкино, Банк развития региона (БРР), Арт-Банк, Инвесттрансбанк, Лесбанк (всего 243 банка за 2012-2015 гг.) в связи с проведением сомнительных банковских операций, ведением высокорискованной кредитной политики и наличием значительной «дыры» в балансе [9].

    Вследствие кризиса общее число банков России сократилось на 429 [8].

    Около 60% лицензий было отозвано из-за нарушений банками требований федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

    Федеральный закон №224-ФЗ от 27 июля 2010 года «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил административные и уголовные санкции за его несоблюдение (закон вступил в силу с 27 января 2011 года, но отдельные положения, устанавливающие административную и уголовную ответственность вступают в силу позже – 27 июля 2011 года и 27 июля 2013 года соответственно).

    Для управления комплаенс-рисками в каждом банке должна быть создана служба комплаенс-контроля в целях: выявления и регулярной оценки комплаенс-рисков; предоставления необходимых рекомендаций органам управления банка по соблюдению действующего законодательства, в том числе законодательства о ПОД/ФТ; оценки соответствия внутренних процедур и операций действующему законодательству; проведения обучения персонала банка соблюдению применимого законодательства и стандартов; поддержания контактов с соответствующими внешними органами, включая органы регулирования.

    В целях минимизации комплаенс-рисков каждому банку необходимо разработать программу, включающую комплекс мер: создание независимой комплаенс-функции в банке, возглавляемой квалифицированным сотрудником; принятие руководством банка комплаенс кодекса и кодекса поведения персонала банка; внедрение системы обнаружения и оценки комплаенс-рисков; постоянная подготовка, переподготовка, обучение и аттестация персонала в соответствии с требованиями системы комплаенс; отражение в составе ключевых показателей деятельности банка показателей системы комплаенс.

   Как уже было отмечено выше, особенно эффективным комплаенс будет при наличии эффективной культуры корпоративного управления. Комплаенс начинается с высшего руководства банка.

    При осуществлении своей деятельности каждый банк должен стремиться соблюдать не только нормы закона, но и поддерживать корпоративный дух. Невнимание к влиянию своих действий на клиентов, персонал банка, может привести к репутационному ущербу, даже если не один закон не будет нарушен.

    Основываясь на вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что система комплаенса является необходимым фактором успешного функционирования банков в условиях современной динамичной финансовой среды.

   Внедрение данной системы в банке является не дешевым удовольствием, однако ее отсутствие может впоследствии дорого обойтись организации.

    В условиях глобализации рынка, консолидации и интеграции финансовых услуг, появления новых технологий, постоянного изменения законодательства банкам для сохранения своей репутации и финансовой устойчивости, необходимо соблюдение установленных регламентов и норм, а также организация эффективной системы комплаенс.

    Таким образом ценность комплаенс функции для бизнеса с каждым годом возрастает. Комплаенс стал необходимым элементом системы корпоративного управления, позволяющим привлечь новых клиентов, инвесторов и партнеров, способствующим достижению стратегических и тактических целей. Внедрение системы комплаенс - инвестирование в будущее процветание и развитие каждого банка в отдельности и банковской системы страны в целом.



Список литературы

1.      Федеральный закон  «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 29.06.2015; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)

2.      Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ

3.      Малыхин Д.В. Особенности организации комплаенс-контроля в российских банках// Внутренний контроль в кредитной организации.- 2009.-№ 2.

4.      Морковкина Е. Комплаенс-функция в кредитных организациях// Бухгалтерия и банки.– 2005.–№12

5.      Журнал «Вестник Банка России», 1999, № 41

6.      Журнал «Вестник Банка России», 2004, № 7

7.      Compliance and Compliance Function in Banks // Basle Committee on Banking Supervision, April 2005

8.      www.banki.ru (Информационный банковский портал)

9.      www.raexpert.ru (Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА»)

10.   www.lp.ru (Официальный сайт Адвокатского бюро «Линия права»)