Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МСФО В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

   На сегодняшний день в России переход к применению МСФО определен Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180, принятая на период с 2004-2010 гг.; Постановления правительства, приказ Минфина от 20 мая 2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности; Федеральный закон №208-ФЗ от 27.07.2010г. «О консолидированной финансовой отчетности»

    Нормативное регулирование МСФО наряду с РСБУ осуществляется в настоящее время Федеральным Законом от 06.12.2011г. № 402 «О бухгалтерском учете». Вступивший в силу с 01.01.2013 г. ФЗ № 402 вводит новый механизм правового регулирования бухгалтерского учета, а также устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету и к бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации.

    Одним из указанных в ФЗ принципов регулирования бухгалтерского учета является применение международных стандартов отчетности как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности. План Министерства Финансов Российской Федерации на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденный приказом Минфина России от 30.11.2011г. № 440 предусматривает утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО и завершения приведения ранее принятых нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствии МСФО. Таким образом, будет сформирован пакет новых национальных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности, максимально приближенных к МСФО.

    План перехода российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности оценивается неоднозначно. Опыт российских организаций, уже работающих по МСФО, а также европейский подход к внедрению МСФО позволяют достаточно объективно оценить данный процесс.

     Важно выделить основные проблемы перехода:

-     кадровость. МСФО значительно сложнее российских правил бухгалтерского учета и требуют от финансистов большей профессиональной подготовки и знаний. В Южном Федеральном Округе профессия бухгалтера занимает одну из лидирующих позиций на рынке труда, но наблюдается нехватка компетентных кадров в области МСФО.

-   высокая стоимость услуг при привлечении внешних специалистов, наряду с внедрением во внутреннюю службу учета (согласно данным по Краснодарскому краю: постановка учета с применением МСФО примерно составляет 50000 руб., трансформация отчетности - 50000 руб., консолидация МСФО - 45000 руб., аудит по МСФО -10000 руб./чел-день., внедрение во внутреннюю службу учета~40000руб.

-   языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности – английский. В Краснодарском крае по данным опроса на сегодня небольшой процент специалистов с профессиональным знанием иностранного языка~ 43%, быстро научить бухгалтеров английскому языку невозможно, поэтому необходим официальный перевод МСФО.

-      оперативность представления информации. К сожалению, сейчас на подготовку отчетности по международным стандартам у предприятий уходит слишком много времени и данные теряют свою актуальность.

    Разночтения при формировании отчетности в целях ее представления пользователям: круг пользователей финансовой отчетности и цели ее подготовки; роль профессионального суждения бухгалтера; расхождения с МСФО в самих принципах учета; расхождения с МСФО в методах оценки элементов финансовой отчетности; различия в порядке учета самих объектов и в составлении отчетности.

    Необходимо отметить, что переход на МСФО - это затратная часть бюджета компании, которая будет включать в себя и переобучение сотрудников, и программное обеспечение, и аудит отчетности. Но затраты на начальном этапе могут принести большие доходы в будущем.

    Если говорить о применении МСФО в российских компаниях, то можно сказать, что быстрого перехода не произойдет. На текущий момент отчетность будет составляться согласно РСБУ, затем трансформироваться в отчетность по МСФО. При трансформировании возникнет достаточно много проблем, так как это не просто перевести понятия, это переход на другую систему, что является непростой задачей.

    Лишь немногие компании ведут учет по МСФО и РСБУ параллельно. С одной стороны, это упрощает, в конечном счете, формирование отчетности, а с другой, требует большого количества специалистов и соответствующее программное обеспечение, позволяющее осуществлять учет в соответствии с новыми принципами.

   Переход российских компаний на МСФО важен не только инвесторам, но и руководству компаний, и государству.

    Государству это важно, так как организации, применяющие МСФО, будут привлекать иностранных клиентов, соответственно, это оживит российскую экономику и увеличит поступления в бюджет.

   Руководство компаний будет получать достоверную, полную и объективную информацию финансовой отчетности, не прибегая к дополнительным аналитическим операциям.

     Что касается прозрачности и достоверности, то всегда найдутся заинтересованные лица, которые будут способны показать отчетность в том виде, в котором им выгодно. И все же, любые стандарты ориентируются на добросовестных исполнителей.

    Уже сейчас направления развития, перечисленные в Плане развития, нашли свое частичное отражение в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», опубликованном на сайте Минфина России в марте 2013 года. Законопроект расширяет сферу применения МСФО и предлагает обязательное составление консолидированной отчетности по МСФО начиная с отчетности за 2013 год для: негосударственных пенсионных фондов; управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых фондов и негосударственных пенсионных фондов; клиринговых организаций; общественно значимых унитарных предприятий, государственных компаний и корпораций.

    Кроме того, из круга организаций, для которых предусмотрено обязательное представление отчетности по МСФО за 2015 год, предлагается исключить организации, являющиеся эмитентами облигации. Такие организации будут обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2014 год.

    Нет хороших и плохих систем. Каждая система имеет ряд положительных и отрицательных моментов. И то, что существовало десятилетия, очень сложно переделать.

    Но для того, чтобы система работала, предстоит много сделать. Подготовка надежного фундамента займет, возможно, еще ни один год. Но будем надеяться, что любые изменения принесут компаниям и государству только пользу

 

Список литературы

1.        Приказ Минфина России от 25.11.11  № 160н  «О введении  в действие Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

2.        Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

3.        Терехова В.А. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности/ В.А.Терехова.- 2-е издание.-М.: «Питер», 2006,- 272с.

4.        Рекомендации Лысенко И.В. –аудитора, аттестованного Минфином РФ