20 декабря 2016г.
Эффективное функционирование АПК в целом и сбалансированное развитие всех звеньев АПК - необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием. Современными тенденциями развития АПК России являются:
· сокращение объемов производства в результате нарушения межхозяйственных связей, усиления инфляционных процессов, удорожания кредитных ресурсов, сокращения государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельхозпродукции;
· тяжелое финансовое положение комплекса, характеризующееся: незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбыта; нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и низким уровнем доступности банковского кредита; высокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным государственным кредитам, платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве;
· нерешенной проблемой остается межотраслевой диспаритет цен и доходов. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта;
· немаловажной проблемой является ограниченный спрос на агропродовольственную продукцию. Проблема сбыта для отечественных товаропроизводителей была усугублена внешнеторговой экспансией продовольствия. За счет импортозамещения создались возможности для расширения рынка сбыта отечественного продовольствия. Вместе с тем, падение реальных доходов ограничивает общий спрос населения на продукты питания, в первую очередь белковосодержащие.
Нормальному функционированию АПК препятствует неразвитость агрорынков, отсутствие эффективных систем их регулирования. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам.
Несмотря на то, что в последние годы наметился ряд позитивных трендов, связанных с увеличением объемов инвестиций и усилением инновационной активности в отдельных секторах, в целом АПК России находится в состоянии системного кризиса. В этих условиях АПК необходима комплексная поддержка со стороны государства, так как эффективное функционирование данного сектора экономики нацелено на решение важной социально-экономической задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны.
В условиях открытой экономики аспект продовольственной независимости определяется возможностью существования ситуации продолжительного угнетения национальной экономики (реального или потенциального) или ее крупных секторов в результате устойчивого замещения продуктов
отечественного происхождения импортными. Это значимо, прежде всего, для экономик с относительно большой долей сельского хозяйства в ВВП и большой долей населения, связанного с сельхозпроизводством.
Эластичность замещения отражает, насколько объем, структура, качество предложения отечественной и импортной продукции соответствуют предъявленному на рынке спросу. Ключевой является проблема наличия и возможностей использования конкурентных преимуществ отечественного производства. Замещение конкурентоспособным импортом в общем случае может иметь прогрессивное воздействие, так как экономит отечественные ресурсы и позволяют повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность национальной экономики в целом.
В содержание понятия "продовольственная безопасность" нами вкладываются следующие принципы: достижение продовольственной самообеспеченности как условия стабильности обеспечения базовыми продуктами питания независимо от колебаний мировой конъюнктуры и изменения внешнеполитической ситуации; физическая доступность продовольствия как устойчивое наличие в торговой сети базовых продуктов питания на всей территории страны; экономическая доступность продовольствия как достаточность денежных доходов всех слоев населения для приобретения нормативного набора продуктов питания; необходимый для поддержания здоровья нации уровень качества и экологической чистоты потребляемого продовольствия (импортного, отечественного); снижение продовольственной уязвимости отдельных регионов России как со стороны ресурсов, так и со стороны платежеспособного спроса на продовольствие.
Указанное в полной мере относится и к рыбохозяйственному подкомплексу АПК, играющему заметную роль в обеспечении продовольствием: удельный вес его в общем объеме товарной продукции составляет около 11%, в основных фондах - более 30%, в численности производственного персонала - более 15%. Роль рыбных продуктов в питании россиян остается значительной - в общем балансе потребления животных белков доля рыбных составляет около 10%.
Однако с 1991 по 2015 гг. объем добычи рыбы и нерыбных объектов сократился более чем на 42%. Вылов в экономических зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана упал на 50 и
90 % соответственно. Снижение уловов в этот период обусловило уменьшение производства пищевой рыбной продукции на 20.4%, выпуск консервов сократился более чем в пять раз.
Существенные предпосылки возникновения такого положения были заложены достаточно давно. Так, на основе развернутой программы массированного строительства океанического рыболовного флота утвердилось представление о том, что основным источником рыбной продукции для страны должен являться Мировой океан. Соответственно, этой установке основные капвложения по РХП инвестировались в техническое перевооружение предприятий, осуществляющих океанический промысел, тогда как развитие ресурсов внутренних водоемов, НИР, направленных на поиск нетрадиционных видов сырья и технологий более глубокой его переработки, финансировались по остаточному принципу.
К середине 1980-х гг. доля океанского сырья в общем объеме добычи превысила 70%. К этому времени уровень потребления рыбных продуктов достиг нормативного значения, в силу чего приоритетное стимулирование развития океанического промысла казалось оправданным, а явное отставание в сферах технологий глубокой переработки сырья, освоения новых его источников, новых видов продукции и т.д. представлялось малосущественным.
Перспективы роста мировых уловов морских биоресурсов выглядят довольно ограниченными (экспертные оценки возможностей их использования варьируются в пределах 70-200 млн. т.). Ограниченные возможности самовоспроизводства биоресурсов мирового океана определяют потребность поиска новых подходов к обеспечению потребности в рыбной продукции в требуемых количествах, главный из которых – развитие аквакультуры, активно наращивающей объемы производства. В году 2014 году мировая аквакультура произвела 74,3 млн. т., в то время как в 2009 году - 55,7 млн. т., объемы выращенных водорослей возросли с 18,2 млн. т. в 2009 году до 27,4 в 2014 году.
Согласно отчетам «Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН», 2014 это первый год, когда потребление рыбы, добытой в естественной среде оказалось меньше, чем потребление выращенной хозяйствами аквакультуры. Одновременно, анализ реального потребления рыбы на душу населения в мире также неуклонно возрастает (в 60-е годы ХХ века - 9,9 кг, в 70-е годы – 11,5 кг, в 80-е годы – 12,5 кг, в 90-е годы – 14,4 кг, в 2008 году – 17,0 кг, в 2014 году – 20,2 кг, исключение 2015 г. – 14,0 кг.).
Следует отметить, рост потребления рыбной продукции в стране в условиях ухудшения естественной сырьевой базы возможно обеспечить только соответствующим ростом ее производства. РФ обладает достаточными природными предпосылками масштабного развития всех видов рыбохозяйственной деятельности. В настоящее время она занимает седьмое место в мире с объемом годового вылова в 2014 году 4,039 млн. тонн рыбы. К концу двадцатого века Россия входила в первую тройку стран по этому показателю, но затем ее добыча сократилась на 3,3 млн. т. (на 45%) по экологическим причинам и из- за снижения запасов ввиду переловов во внутренних морях и низкой экономической эффективности ведения промысла за пределами отечественных вод. В последние пять лет объемы добычи характеризуются положительной динамикой, удельный вес в мировых уловах вырос до 3,9%. Устранение последствий снижения объемов добычи гидробионтов мировым сообществом решается за счет активного развития аквакультуры, однако в России она развивается медленно, что требует реализации срочных мер по ускорению развития этого сектора РХП.
Анализ деятельности отечественных аквахозяйств позволил установить значимые факторы, негативно влияющие на развитие аквакультуры: низкий уровень государственной поддержки проведения рыбоводно- мелиоративных работ; задержка с внесением изменений в отдельные законодательные акты РФ, вызванные принятием Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве)»; низкая степень внедрения в пастбищное рыбоводство комплексных технологий; неразвитость системы информационно- консультационных служб оказания научно-методической помощи аквахозяйствам; отсутствие высокоэффективных интегрированных структур на региональном уровне.
Одновременно, требует решения проблема обеспечения доступными комбикормами отечественного производства, рыбопосадочным материалом, совершенствование подготовки кадров и т. д.
Таблица 1
Производство аквакультуры в морских и внутренних водах, тыс. т.
Внутренние и морские воды
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
2014 г.
|
Все водные организмы (всего)
|
64911,20
|
68799,03
|
73023,48
|
77247,93
|
78421,34
|
80464,44
|
82442,72
|
83391,20
|
Все водные организмы (Россия)
|
105,80
|
115,70
|
117,30
|
118,31
|
122,94
|
123,17
|
127,34
|
129,31
|
Морские воды (всего)
|
31484,77
|
32715,45
|
34887,00
|
35167,40
|
38910,10
|
41423,45
|
42110,59
|
42992,42
|
Морские воды (Россия)
|
0,40
|
0,30
|
0,80
|
0,84
|
0,91
|
0,85
|
0.83
|
0,85
|
Внутренние воды (всего)
|
33426,42
|
36083,58
|
38136,49
|
40326,54
|
41310.00
|
43411,88
|
47211,97
|
48334,89
|
Внутренние воды (Россия)
|
105,40
|
115,40
|
116,50
|
117,43
|
119.13
|
120.41
|
122,87
|
123,52
|
В «Программе развития аквакультуры в России до 2020 года» предусматривается увеличение объемов производства на 10–15% в год и повышение доли выращивания ценных видов рыб и других гидробионтов в 2 раза.
Для обеспечения экономического роста хозяйств аквакультуры на первом этапе рассматриваемого периода необходимо, прежде всего, обеспечить максимально возможное использование уже имеющегося их производственного потенциала - восстановление имеющегося прудового фонда путем его реконструкции, обновления и пополнения средств механизации рыбоводных процессов. Наличие незагруженных мощностей рыбоводных предприятий и вовлечение их в производство является сравнительно не дорогим ресурсом, и для наращивания объема производства рыбы здесь не потребуется больших инвестиций. Ускоренное развитие аквакультуры в период до 2020 года согласно Программе, планируется на приоритетном развитии пастбищного рыбоводства, существенном повышении интенсификации производственных процессов, разработке и освоении прогрессивных технологий выращивания рыбы, использовании внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства и при активной государственной поддержке.
Одним из решающих факторов успешного развития аквакультуры является также максимально возможное приближение товарных хозяйств к крупным промышленным центрам – основным потребителям товарной рыбы. В связи с этим, большой прирост продукции аквакультуры ожидается в Центральном, Северо-Западном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. По оценкам ФГУП «ВНИРО», возможные объемы продукции товарной аквакультуры в 2020 году по федеральным округам страны составят: в Южном – 160 тыс. т., в Северо-западном – 115 тыс. т., в Центральном – 40 тыс. т., в Сибирском – 34 тыс. т., в Уральском – 21 тыс. т., в Дальневосточном – 20 тыс. т., в Приволжском – 15 тыс. т., и в Северо-Кавказском – 5 тыс. т. На наш взгляд, для развития аквакультуры необходимо сформировать структуру по обеспечению эффективного взаимодействия между хозяйствующими субъектами, исполнительными органами власти, научно - исследовательскими организациями. В рамках данной структуры следует обеспечить: решение задач научного, проектного и юридического сопровождения проектов аквакультуры; формирование межрегиональных связей между бизнес-структурами аквакультуры и поиск потенциальных инвесторов; маркетинговые исследования, анализ рынка рыбопродукции, исследования экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятий аквакультуры; консалтинговую помощь бизнес-структурам, в развитии рыбоводства и создании товарных хозяйств; мониторинг санитарно-эпидемиологического благополучия, борьба с возможными эпизоотиями и др.
Список литературы
1. Земцова Е. А., Султанов М. Р. Теоретические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности в АПК // Актуальные проблемы реформирования экономики: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. 2015. 259 с.
2. Набиев Р. А., Тактаров Г. А. Развитие систем взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 95-100.