Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    Аннотация: В статье произведен анализ применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в условиях перехода к инновационной модели развития экономики России. Рассмотрены проблемы применения и направления совершенствования специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в РФ в современных условиях.

    Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, налоговая нагрузка, специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход.

 

    Принятые в последние шесть лет меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый  налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования.

   Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса [2]. За 2003 – 2010 гг. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы, увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн. (в т.ч. организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.), или в 1,9 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов, выросли с 33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб., или в 4,2 раза [1].

   Закрепление налогов, уплачиваемых при применении  указанных специальных налоговых режимов, за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также предоставление права органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволило стабилизировать доходную базу их бюджетов.

    В 2011 и последующие годы работа по совершенствованию специальных налоговых режимов была продолжена, ее результатом стало принятие ряда федеральных законов, вступивших в силу с 1 января 2011 г., которые позволили усилить стимулирующее и социальное значение этих налоговых режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых режимов.

    Так, по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий  налогоплательщиков.  Налогоплательщикам  предоставлено  право,  ежегодно  изменять  объект налогообложения. Отменены ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие  налоговые периоды. Отменена обязанность  представления  налогоплательщиками налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Налоговая декларация будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года).

    По упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые индивидуальный предприниматель может получить патент, им также разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 5 человек. Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента. Уточнены сроки, на которые могут выдаваться патенты, установлен порядок утраты права на применение данного налогового режима, уточнены правила постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков и ведения ими налогового учета [3].

    По системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых она может применяться. Запрещено применять данный налоговый режим организациям и индивидуальным предпринимателям, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, а также организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Отменено право налогоплательщиков, самостоятельно корректировать сумму единого налога в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. Законодательно установлен порядок постановки на учет налогоплательщиков по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом [5].

    Вместе с тем практика применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны в их применении, отрицательно влияющие на поступление налогов в бюджетную систему. Так, налоговыми органами выявляются факты  искусственного  разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения.

   По единому сельскохозяйственному налогу отсутствуют ограничения по размерам экономической деятельности для перехода на уплату этого налога, что позволяет переходить на этот налоговый режим крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям, уровень доходности которых позволяет уплачивать налоги наравне с прочими экономическими агентами, не использующими специальные налоговые режимы.

   Для единого налога на вмененный доход характерно отсутствие механизма объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению этим налогом. Несмотря на введение ограничений для перехода на уплату единого налога на вмененный доход для крупнейших налогоплательщиков, а также по численности работающих и доле участия в организации других организаций, требуется ужесточение таких ограничений, в частности, по объему выручки, так как действующее для крупнейших налогоплательщиков ограничение по выручке недостаточно для предотвращения перехода на этот налоговый режим тех субъектов предпринимательской деятельности, для которых он изначально не предназначался [4].

    Для расширения сферы   применения патентной системы   налогообложения,  дополнен разд. VIII.1 «Специальные налоговые режимы» части второй Налогового кодекса РФ новой гл. 26.5 «Патентная система налогообложения». Данный режим введен в действие с 1 января 2012 г. Для реализации указанной цели увеличивается перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения.

    Расширение области применения патентной системы налогообложения является шагом вперед (в действующей редакции НК РФ такого обязательного перечня нет) и может в перспективе способствовать активизации малого и среднего предпринимательства в России.

   Кроме того, предусматривается постепенный отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

   Таким образом, для предпринимателей будут действовать три специальных налоговых режима: ЕНВД, упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения (для индивидуальных предпринимателей).

    В целом, практика применения вышеуказанных систем налогообложения к субъектам малого предпринимательства свидетельствует о необходимости их серьезного реформирования с целью создания благоприятных условий для легального развития малого бизнеса, воспитания законопослушных, добросовестных налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в этой сфере экономики и создающих рабочие места для населения. При этом необходимо учесть имеющийся положительный опыт в данном  вопросе  зарубежных  стран  и  СНГ,  а  также  мнение  региональных  органов  власти  и  самих предпринимателей.

 

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ с изм. и доп. // СПС «Гарант», 2013.

2.     Салькова О.С. Налоговая нагрузка в системе управления финансами предприятия / О. С. Салькова // Финансы. – 2010. – № 1. – С. 33–37.

3.     Фрадкин В.Д. Оптимизация налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих УСН / В. Д. Фрадкин // Аудит. – 2010. – № 11. – С. 29–30.

4.     Черник Д.Г. Налоговое планирование в условиях кризиса / Д.Г. Черник // Налог. вестн. – 2009. – № 9. – С.51–55.

5.     Юрченко В.Р. Методологические аспекты расчета показателя налоговой нагрузки / В. Р. Юрченко  // Финансы и кредит. – 2010. – № 20. – С. 25–32.