20 декабря 2016г.
В последние годы в нашей стране наблюдается существенный рост популярности лизинговых операций. Колебания условий хозяйствования в экономике вызывают необходимость использования лизинговых операций.
Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату [1]. В последние годы российское законодательство о лизинге постоянно меняется и совершенствуется.
Поэтому, в современных условиях развития российской экономики лизинг не является чем-то новым на нашем финансовом рынке, этим инструментом с немалым успехом уже пользуются многие отрасли, а некоторые выросли преимущественно за счет грамотно выстроенных лизинговых отношений. Примером может служить строительная отрасль – высокая стоимость крупного оборудования и техники непосильна для всех молодых, а также для большинства крупных предприятий.
С помощью лизинга удалось связать в одну цепочку производителей (поставщиков), крупных продавцов и конечных потребителей. Каждое звено этой цепочки получило определенные выгоды: поставщик открыл для себя новый рынок, продавец получил возможность реализовать дорогостоящую продукцию, а потребитель – необходимое оборудование на доступных условиях. Большое количество строительной техники, автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта реализуется на основании лизинговых отношений.
Текущая экономическая конъюнктура, подкрепленная нестабильностью на кредитном и валютном рынках, не дает оснований для роста нового бизнеса в лизинговой отрасли. В связи с этим подавляющая часть компаний избрала выжидательную позицию, что отразилось на планируемом объеме нового бизнеса на 2015 год. Многое в 2015 году зависело от финансового состояния крупнейших лизингополучателей, концентрация на которых у компаний достаточно высока (сумма платежей к получению, приходящаяся на 10 крупнейших клиентов, на 01.10.2015 составила в среднем по рынку не менее 60%).
Современная экономическая ситуация в России также свидетельствует о наличии некоторого циклического спада в экономике, о чем говорит и некоторый рост безработицы, и недогрузка мощностей, и темпы базовой инфляции. К сожалению, в период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении ежедневных показателей их благосостояния [2].
К сожалению, в 2015 году зафиксировано большое количество дефолтов компаний- лизингополучателей. Поэтому для лизингодателей стало крайне важно организовать оперативное изъятие техники и ее последующую реализацию. Это позволит получить средства, которые необходимы для погашения кредитов. Ну а лизингодатели, столкнувшиеся с нехваткой ликвидности, будут вынуждены уходить с рынка как в текущем году, так и в 2016 году тоже.
Для решения данных проблем, лизинговым компаниям необходимо осуществить переориентацию на сделки с МСБ. При этом, компенсировать сокращение крупных договоров лизинга им не удалось. Сумма новых договоров лизинга за прошедший год упала на 23,1% и составила около 1 трлн. рублей. Подобное сокращение (около четверти) суммы новых лизинговых договоров наблюдалось на лизинговом рынке и в 2008 году. Средняя сумма сделки на рынке за 2014 год составила не более 6 млн. рублей, годом ранее – 8,6 млн рублей (рис. 1).
Из данных, представленных на рис.1 видно, что размер средней лизинговой сделки сократился более чем в два раза. Это было обусловлено ростом общего количества заключенных сделок с малым и средним бизнесом, в которых сумма сделки намного ниже, чем с крупным бизнесом, а также с падение спроса на услуги лизинговых компаний в целом.
Компании, в капитале которых не участвует государство, фиксировали большее сокращения нового бизнеса, нежели лизинговые компании,
которые использовали государственные
программы поддержки льготного лизинга и утилизации старых автомобилей. В 2015 году на российском рынке лизинга продолжился рост концентрации. Чтобы сократить риски и возможные потери с ними, госкомпании наращивали свои доли, а дочерние компании частных банков, вынуждены были сокращать издержки на поддержание аффилированных структур. В связи с этим была проведена реорганизация путем слияния связанных юридических лиц или продаж портфелей [3].
Исходя из проведенного исследования можно выделить основные проблемы современного рынка лизинга России:
1.
Ухудшение платежеспособности клиентов – ключевой вызов для рынка лизинга в 2015 году;
2.
Ограниченный доступ к фондированию требуемого объема и срочности;
3.
Рост ставок по кредитам для лизинговых компаний на 2-3 п.п.;
4.
Низкий уровень спроса.
Как показывает практика, основные трудности с оплатой ежемесячных платежей для клиентов лизинговых компаний, связаны, прежде всего, с незапланированными финансовыми проблемами. В случае с обязательствами по лизинговым сделкам, просроченные ежемесячные платежи
грозят лизингополучателю изъятием транспорта, который юридически находится в собственности лизинговой компании до момента выкупа клиентом. Остаться без парка коммерческого транспорта – означает лишиться средств производства: для бизнеса компаний, работающих в сфере логистики, торговли, строительства, последствия такой ситуации могут быть фатальны [4].
В связи с этим, необходимо сформулировать спектр решений, направленных на сохранение договорных отношений, которые позволят лизингополучателю продолжить использовать коммерческий транспорт на правах финансовой аренды, а именно:
ü изменить график погашения лизинговых платежей, с тем чтобы он стал более комфортным для клиента и соответствовал его изменившимся финансовым возможностям;
ü изменить дату ежемесячного платежа, это позволит синхронизировать график лизинговых оплат с изменившимся графиком поступления денежных средств на счет компании-лизингополучателя;
ü сместить часть суммы лизингового платежа на будущие периоды. Это очень удобно для тех клиентов, которые уже проводят реструктуризацию бизнес-деятельности;
ü снизить ежемесячные платежи также можно за
счет увеличения срока
договора лизинга. В
случае продления срока договора на полгода ежемесячная нагрузка на бизнес клиента уменьшается, а срок продления договора несущественно влияет на показатели ликвидности транспорта, который клиент получает в собственность после завершения финансовой аренды.
Результативность этих решений напрямую зависит и от лизингодателя, и от позиции лизингополучателя и его заинтересованности в урегулировании ситуации. Опыт прохождения предыдущих кризисов показывает, что несмотря
на все сложности, российский бизнес достаточно быстро адаптируется к меняющимся внешним условиям. Уже с начала 2015 года многие лизинговые компании реализуют комплекс оперативных мер (антикризисные программы), которые позволят с наименьшими потерями пройти кризис. Тем не менее, срочные финансовые обязательства нужно выполнять уже сейчас, без поправок на сложные условия.
По результатам проведенного исследования для развития рынка лизинговых услуг в России необходимо:
1.
Минимизировать риски лизинговых компаний;
2.
Усовершенствовать законодательную базу;
3.
Повысить качество оказываемых услуг;
4. Расширить региональные программы поддержки лизинга, т.е. стимулировать развитие региональной лизинговой инфраструктуры посредством предоставления гарантий,
льготных субсидий, налоговых послаблений лизинговым компаниям;
5.
Стабилизировать экономическую и политическую ситуацию в стране.
Таким образом, предлагаемые меры будут способствовать развитию рынка лизинговых услуг в нашей стране, а значит, создавать условия для процессов модернизации и активизации российской промышленности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в редакции от 24.12.2002 года).
2.
Научно-аналитический журнал «Актуальные проблемы социально-экономического развития России». Харитонова Ю.Н., Макарова Г.Ю. Главные проблемы российской инфляции №1, 2015г.- С.65
3.
http://www.marketanalitika.ru/
4.
http://www.all-leasing.ru/analitic/detail/