Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РФ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2016г.

Проводя экономические преобразования, почти все страны прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, а так же решению социально-экономических проблем.

В странах, где отраслевая структура производства включает отрасли с низкой рентабельностью, а для поддержания расходов бюджета используются государственные займы, растет как внутренний, так и внешний долг со всеми его социально-экономическими и политическими последствиями: как отрицательными, так и положительными. Поскольку любой значительный долг требует большое количество расходов по его обслуживанию, то можно сделать вывод, что накопление его чрезвычайно опасно для экономики.

Исходя из этого в экономической науке были сформированы определенные представления о рисках, которые связанны с ростом долгового бремени. Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Правильно оценить ситуацию возможно, только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт [3].

Проблема внешнего долга России является наиболее острой с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики РФ, так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время проблема государственного долга является ключом к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Помимо этого, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

В целом, государственный долг - это результат финансовых заимствований государства, которые осуществляются для покрытия дефицита бюджета. Это сумма дефицитов прошлых лет с учетом вычета бюджетных излишков [2].

По своей сущности государственный долг способен оказывать как позитивное, так и негативное влияние на экономику страны. Основным моментом здесь является то, на что оно направлено и на сколько эффективно использование привлеченных средств.

Можно сделать вывод, что государственный долг представляет задолженность государственных органов власти, которые возникают как результат формирования дополнительных ресурсов на основе займа денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора, а так же у иностранных государств.

Таблица 1. Внешний долг Российской Федерации на 1.01 2007-2016г., млрд.$

 

Год

Национальная валюта

Иностранная валюта

Всего

2007

62,6

250,6

313,2

2008

102,6

361,3

463,9

2009

83,0

397,5

480,5

2010

85,0

382,2

467,2

2011

95,7

393,2

488,9

2012

129,9

415,3

545,1

2013

177,7

458,7

636,1

2014

186,9

541,9

728,8

2015

107,1

492,8

599,9

2016

82,5

435,9

518,5



Анализируя данную таблицу, можно сделать следующий вывод: с одной стороны, снижение внешнего долга Российской Федерации на 1.01.2016 года, который составил около $520 млрд., положительно сказывается на состоянии нашей страны, ведь она платит по своим долгам, тем самым уменьшая свои обязательства перед другими странами - заемщиками. С другой стороны - в связи со сложившейся ситуацией в мире на сегодняшний день, наша страна подвержена санкциям, Россия пытается бороться с кризисом, который сложился при ограничении ввоза и вывоза различных товаров. Государству следовало бы сохранять деньги внутри страны, чтобы усиливать её внутреннее благосостояния. А судя по таблице 1 с 2014 по 2016 года из страны произошел отток капитала, составивший примерно $210 млрд [2].

Наглядно изменение внешнего долга Российской Федерации можно проследить на рисунке 1.

 


Само наличие внешнего долга у государства вряд ли может внушать какие-либо опасения. Поскольку на сегодняшний день в мире не осталось практически ни одного государства, которое не прибегало бы к внешним заимствованиям. Причем, активными заемщиками являются не только развивающиеся страны.

Проанализируем ситуацию, сложившуюся в нашей стране за последние годы и сравним ее с другими странами, которые являются лидерами в современной мировой экономике: США, Германией и Китаем.


Рисунок 2. Сравнение внешних долгов России, США, Германии и Китая.

 Анализируя данный график, можно смело утверждать, что Российская Федерация из выбранных стран имеет самый низкий внешний долг. Так же интересным становится тот факт, что США - самая развитая экономика и одна из самых больших стран имеет и самый большой внешний долг, который оценивается в 19,75 триллионов долларов. Эта цифра говорит только о том, что американцы не экономят, а их расходы порой превышают доходы. Основными инвесторами США являются Китай и Япония. Эти страны при любом уровне долга Соединённых Штатов будут покупать их облигации, чтобы Америка могла вырученными деньгами оплачивать их товары. Россия также входит в десятку крупнейших кредиторов Америки.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема внешнего долга России остается одной из наиболее важных стоящих перед государством проблем. Решение ее несомненно займет не одно десятилетие, ведь от успешного решения этой задачи зависит дальнейшее будущее российской экономики.

Подход к решению данной проблемы должен быть комплексным. Необходимой предпосылкой обеспечения максимально благоприятных условий урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, которая будет ориентирована на рыночные преобразования в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Реализация данной программы должна содействовать поддержанию доверия кредиторов и инвесторов [1].

Не стоит так же забывать о долгах развивающихся стран России: следует найти подход к каждому из должников, поскольку это может привести к значительным потерям для нашего государства.

Так же одним из главных путей регулирования внешнего долга является неукоснительная выплата странам-заемщикам, чтобы поддерживать репутацию Российской Федерации как первоклассного заемщика.

Таким образом, можно утверждать, что внешний долг и его погашение является задачей, имеющей стратегический характер, поскольку без ее решения невозможно обеспечить условия, которые необходимы для краткосрочного экономического подъема, а так же для поддержания устойчивости всей социально- экономической системы страны.

Список литературы



1.                   Алехин Б.И. Государственный долг: Учебное пособие для студентов вузов - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012 - 335с.

2.                   Бичева Е.В. Состояние и перспективы развития валютного рынка РФ/ Е.В. Бичева, В.С. Фетисов// Финансовый вестник. -2015. -№1

3.                   Брагинская Л. С "Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности" Изд. Университетская книга, 2011. - 128 с.

4.                   Финансовое право: учебник для бакалавров/ под ред. Грачева Е.Ю.-издательство «Проспект», 2015

 5.                   Шимко П.Д., Диденко Н.И. Международная экономика. Учебник - М.: Юрайт, 2014. - 754 с.

 6.                   Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: http://www.cbr.ru/

 7.                   Официальный сайт "Московский банковский колледж Банка России" [Электронный ресурс]. URL: https://new.bankcollege.ru/