Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2017г.

Тенденции мировой экономики требуют пересмотра актуальных подходов к управлению и ресурсосбережению, применения новых методов совершенствования эффективности деятельности социально-экономических систем, комплексного организационного проектирования.

Одним из таких методов является функционально-стоимостной анализ, который ориентирован на снижение затрат ресурсов при производстве, упрощение и повышение эффективности аппарата управления и снижение численности персонала, за счет повышения эффективности труда.

Бурное развитие комплексного организационного проектирования систем управления сопровождалось отработкой арсенала методов совершенствования управления. Не все традиционные организационные методы отвечают требованиям, предъявляемым организационным проектированием. Новый объект проектирования – система управления организацией, являясь сложной социально- экономической системой, потребовал создания новых методов, способных проникнуть вглубь явлений, происходящих внутри этой системы, и учесть сложнейшие взаимосвязи с ее другими системами. [2]

Подход, основанный на функционально-стоимостном анализе (ФСА) (в англоязычной транскрипции – Activity Based Costing, ABC), является намного более точным в распределении суммарных фактических затрат на продукты и услуги, которые порождают эти затраты. С точки зрения стратегического управления, ФСА является полезным финансовым инструментом. В его основе лежит бизнес модель организации с детальным описанием бизнес-процессов, реализующихся на предприятии.

Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА) занимает значительное место в системе передовых инструментов улучшения управления, которые способствующих увеличению эффективности трудовой деятельности.

Сравнение функций органа управления с управляемым объектом представляет информацию о том, насколько нужен этот орган. Соответствие функций системы управления функциям производственной системы — важное условие эффективного построения систем управления организацией, поскольку система управления существует не сама по себе, не для себя, а для обеспечения эффективного функционирования производственной системы.

Одни менеджеры находят ФСА довольно сложным для осознания и использования. Другие лёгким популярным. Третья категория менеджеров в принципе не видит потенциала его практического использования.

Функционально - стоимостный анализ – это метод технико - экономического исследования функций управленческого персонала организации, обращённый на поиск резервов снижения затрат на управление и достижение оптимальных производственно - коммерческих результатов в следствии применения эффективных способов управления. [5]

Функционально-стоимостной анализ – это метод системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении (повышении) его качества и полезности. [6]

ФСА основывается на:

Ø     функционально - стоимостном подходе - изучение функций управленческого персонала по количеству оказываемых услуг одним работником за определенный период времени, обоснованию, принятию и осуществлению управленческих решений для достижения намеченного объема и состава услуг при наименьшем уровне затрат на управление и производство;

Ø     системном подходе - изучение предмета как системы, который включает в себя иные

составные элементы, в отсутствие которых не представляется возможным реализация функций управления: кадры управления, технические средства управления, организационная структура управления, технология управления, информация, решения. Анализируются внутренние связи между элементами объекта, которые располагаются во взаимодействии, а также внешние связи объекта, являющиеся частью системы управления наиболее высокого уровня;

Ø     коллективном творчестве для поиска и формирования наиболее эффективных вариантов улучшения управления, заключающиеся в том, что при проведении ФСА применяется разнообразное сочетание инстинктивных, дедуктивных и иных методов мышления. Вместе с тем для решения задач подключают обширный круг специалистов всевозможного профиля и различных уровней управления;

Ø     соответствии степени значимости функций затратам и уровню качества их реализации, заключаемые на основании определения важности каждой функции системы управления в сопоставлении с прочими функциями, фактические затраты на их реализацию и качество их исполнения. После этого делается сравнение важности функций с затратами на их осуществление и уровнем качества их исполнения. Данный прием позволяет предоставить экономическую оценку имеющейся и предлагаемой системе управления. [5]

Процедура функционально-стоимостного анализа систем управления состоит из следующих этапов:

§ изучение и описание системы управления и составление ее характеристики, которая с максимально возможной полнотой раскрывает инженерные, технологические, организационные, экономические особенности;

§ детализация системы управления для того, чтобы выявить весь спектр функций;

§ формулировка критериев классификации функций на главные, основные, лишние и вредные;

§ сбор статистических данных о затратах на выполнение каждой функции; по тем функциям, где статистические данные отсутствуют, необходимо определить эти затраты расчетным или экспертным путем;

§ сбор данных и изучение новейших достижений в сфере управления;

§ выявление зоны наибольшей концентрации затрат, то есть наиболее перспективные зоны внимания при дальнейшем анализе;

§ определение затрат на создание и поддержание в работоспособном состоянии системы управления, освобожденной от вредных, лишних, а иногда и части дополнительных функций;

§ сопоставление реально действующей системы управления и системы управления, освобожденной от лишних и вредных функций;

§ разработка рекомендаций по технологическому, организационному, информационному усовершенствованию системы управления.

Выделим главные задачи улучшения системы управления персоналом в организации:

Ø     устранения повтора функций управления персоналом;

Ø     устранения несвойственных функций;

Ø     введение недостающих функций;

Ø     сокращение затрат;

Ø     пересмотр и совершенствование организационной структуры управления персоналом;

Ø     улучшение должностной и квалификационной структуры сотрудников службы управления персоналом, стимулирование повышения их квалификации;

ФСА включает следующие этапы: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, внедренческий.

Предметом     анализа    является     аппарат    управления    организации    в     целом     или     отдельное функциональное подразделение, отдельный управленческий работник.

На подготовительном этапе определяется объект анализа, так же формируются конкретные задачи проведения ФСА, составляется рабочий план.

На данной стадии проводится комплексное исследование состояния управления организации, выявляются узкие места в организации. В настоящее время наиболее распространенные - высокая текучесть кадров, дефицит квалифицированных работников, неудовлетворительный уровень компьютерных систем и уровня производительности труда, низкий уровень качества работы сотрудников отделов, большой процент возможных ошибок со стороны специалистов, наличие узких мест.

Наличие узких мест в системе управления персоналом, может являться следствием недостаточно четкой работы системы управления организации в целом. Благодаря этому анализ недостатков дают возможность обнаружить узкие места в управлении им (например, низкий уровень качества выполняемых работ).

Далее выявляются недостатки в управлении тем или иным подразделением, в функционировании той или иной подсистемы управления (линейного руководства, функциональной, целевой, обеспечения). В свою очередь, ФСА позволяет обнаружить недостатки по отдельным элементам (кадры, технические средства управления, информация и т.д.).

При комплексном исследовании применяется экспертный (устный или анкетный) опрос руководителей, специалистов, сотрудников управления. В результате исследования определяется объект для первоочередного проведения ФСА.

После выявления «зон неэффективности» и определения приоритетных задач и направлений для преобразований, на основе результатов функционально-стоимостного анализа, необходимо конкретизировать альтернативные варианты реализации функций, процессов, которые обеспечат большую эффективность.

В качестве практического примера рассмотрим ФСА деятельности управленческого персонала на примере работы отдела подготовки и проведения закупок (далее – Отдел) в государственном учреждении или коммерческой организации.

Отдел выполняет работы по обеспечению предприятия материальными ресурсами на основе реализации предусмотренных федеральными и региональными законами (города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы, полномочий города Москвы в сфере формирования конкурентной среды в городе Москве, обеспечения функционирования и развития системы размещения заказов для нужд заказчиков города Москвы, организации и проведения закупок, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере капитального строительства, и иных процедур).

Главные задачи анализа деятельности Отдела: улучшение организационной структуры, уточнение функций отдела и его работников, улучшение качества выполнения функций, рационализация взаимосвязей отдела с другими подразделениями и внешними организациями, улучшение кадрового, информационного, технического обеспечения, снижение расходов на выполнение функций управления.

На информационном этапе производится сбор, изучение и систематизация данных, которые характеризуют систему управления, некоторые ее подсистемы или некоторых сотрудников. В нашем случае источниками информации при анализе работы Отдела служат отчеты и справки, штатное расписание, положение об отделе, должностные инструкции, организационная структура данного отдела, схемы документооборота, документы, данные, исходящие и поступающие в отдел, данные бухгалтерской отчетности.

На аналитическом этапе осуществляется: формулировка, анализ и классификация функций, их декомпозиция, анализ функциональных взаимосвязей между подразделениями, расчёт затрат на выполнение и уровень качества функций, оценивается степень значимости функций, определяется степень и причины несоответствия между значимостью функций и уровнем затрат на их реализацию, качеством их выполнения.

Функции управления разделим на главные, основные и вспомогательные. Для Отдела главные следующие функции:

Ø     осуществление мероприятий по обеспечению функционирования автоматизированных информационных систем в сфере управления закупками города Москвы;

Ø     сопровождение процедур размещения заказа;

Ø     оказанию услуг информационно-консультационного и аналитического сопровождения размещения заказов;

Ø     сопровождение размещения земельно-имущественных торгов.

Основные функции необходимы для исполнения главных функций организации, без них не может быть реализована главная функция.

Вспомогательные функции - содействуют реализации какой-либо из основных функций.

Выделение основных функций от вспомогательных имеет существенное значение, поскольку среди последних располагаются избыточные или не нехарактерные отделу функции. [3]

Такая классификация функций позволяет выстроить функционально - стоимостную диаграмму, представляющая собой графическое изображение функций системы управления или отдельного подразделения.

На творческом этапе выбираются методы поиска идей и активизации процесса, на основании предложенных идей, формулируются способы выполнения функций, предоставляется оценка и выполнение предварительного отбора наиболее целесообразных и жизнеспособных вариантов выполнения функций.

Во время поиска путей совершенствования организации труда и трудовых процессов используются следующие методы: «мозговая атака», контрольные вопросы, морфологический анализ, совещание.

В организации создается экспертная группа в составе: генеральный директор, заместитель директора по экономическим вопросам, начальник отдела, три заместителя начальника отдела по направлениям, главный бухгалтер учреждения, начальник отдела материально-технического обеспечения. На совещаниях экспертной группы обсуждаются следующие вопросы:

Ø     Есть ли возможность исключить вообще или передать другому подразделению какую- нибудь функцию, осуществляемую отделом?

Ø     Какие функции, относящиеся к отделу не выполняются?

Ø     Есть ли вероятность урезать затраты на выполнение каких-нибудь функций?

Ø     Как можно освободиться от избыточных затрат?

Ø     Реализацию каких функций можно автоматизировать?

Ø     Каким другим способом можно выполнять ту или иную функцию?

На каждый из вопросов, как правило, получается несколько вариантов ответов. Информация по данным вариантам фиксируются в карточках идей. Информация по идеям сводится в единую морфологическую матрицу, которая формируется на основании решения каждого приглашенного эксперта. Полученная по результатам экспертизы наиболее проблематичная информация отображается в единой матрице.

Разработка проекта совершается на исследовательском этапе, где вырабатывается эскизная проработка отобранных вариантов, их сравнительная организационно-экономическая оценка с участием специалистов заинтересованных подразделений и служб организации и учет заключений экспертизы, отбор наиболее подходящих для реализации предложений. Эскизная проработка выбранных вариантов заключается в детальном описании каждого варианта с применением схем, графиков, моделей, функциональных диаграмм, проектов положений о подразделениях и другой проектной документации.

Сравнительная технико-экономическая оценка вариантов проектных предложений проводится на основе заключений экспертизы расчетами экономической эффективности.

В время отбора возможных вариантов все предложения разделяют на группы: реальные для внедрения; возможные для внедрения, но в данных условиях не реализуемые; теоретически возможные, но пока практически не реализуемые; нереальные предложения. В первую очередь, для дальнейшего рассмотрения выбираются варианты из первой группы.

На следующем этапе разрабатываются: задание на проектирование, организационный общий и организационный рабочий проекту со всеми необходимыми обоснованиями.

При организационной оценке вариантов учитываются реальные организационные условия, являющиеся предпосылкой успешного внедрения того или иного варианта.

На этапе внедрения проводится весь спектр необходимых мероприятий, направленных на подготовку работников к внедрению проекта, например, социально-психологическая, профессиональная, материально- техническая подготовка работников и внедрение рекомендаций, а также разработан подробный План – график его внедрения. Разрабатывается система стимулирования реализации проекта.

Таким образом, исследование систем управления с помощью метода ФСА дает возможность проводить анализ всех составляющих системы управления носителей функций, внешней среды, их состояния и взаимосвязей.

Определение затрат (стоимости) на реализацию функций системы управления имеет свои сложности и большую специфику в отличие от стоимости выполнения функций технических систем, и эта проблема еще не решена до конца ни в теории, ни в практике.

Наглядность и простота подхода обеспечивают функционально-стоимостному анализу значительные перспективы в применении во всех отраслях и направлениях менеджмента, однако, нужно отметить, что для полноценного системного внедрения данного подхода в бизнес-практику отечественных компаний, есть ряд факторов, осложняющих использование ФСА.

К числу наиболее важных факторов, определяющих возникновение научных и практических проблем использования функционально-стоимостного анализа на системной основе в современных условиях хозяйствования, можно отнести:

Ø     техническую неготовность организации;

Ø     технические сложности создания;

Ø     сложившиеся стереотипы российского менеджмента;

Ø     социально-психологические факторы неготовности российского менеджмента;

Ø     слабое развитие и применение отечественными предприятиями современных инструментов стратегического планирования и управления;

Ø     отсутствие полноты в представлении о ФСА и ССП;

Ø     недостаточное    количество     и     качество     русифицированной     нормативно-справочной информации;

Ø     отсутствие полноценного русифицированного программного обеспечения, отвечающего всем требованиям организации.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы, что проведение функционально- стоимостного анализа является достаточно трудоемкой задачей. Основные трудности, с которыми сталкиваются специалисты при проведении ФСА, связаны с недостатком или отсутствием исходных данных о процессах и стоимости ресурсов, потребляемых этими процессами. В ходе проведения ФСА эти данные необходимо собирать, обрабатывать и уточнять. Но для ряда предприятий социальной направленности, как и соответствующих подразделений, применение функционально-стоимостного анализа оказывается единственной альтернативой для оценки и совершенствования собственной эффективности. Невозможность оценить и измерить производительность и результативность труда работников подобных структур является ключевой проблемой для управления их эффективностью. Именно метод ФСА позволяет комплексно решить данную проблему и на основе собственного инструментария создать механизмы оценки и управления непроизводственными функциями, трудом персонала, не связанного непосредственно с созданием добавленной стоимости, аппаратами управления и пр.

Трудоемкость метода предполагает также необходимость использования соответствующих средств обработки информации и привлечение высококвалифицированных специалистов. Это, в свою очередь, делает применение метода ФСА достаточно дорогим.

Однако для крупных компаний, находящихся на этапе развития и зрелости, – функционально- стоимостной анализ может обеспечить критически значимый прорыв в области ресурсосбережения или повышения эффективности деятельности организации, причем этот эффект будет иметь значительные долгосрочные синергетические позитивные последствия.

 

Список литературы

 

1.       Ендовицкий Д. А., Комплексный экономический анализ деятельности управленческого персонала – М: КноРус, 2011

2.       Данченко Е.Б., Чернова Л.С. Функционально-стоимостной анализ в системе организационного проектирования промышленного предприятия, 2010. – № 4 (36). – С. 21–33.

3.       Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом – 3-е изд. М: ИНФРА-М, 2016

4.       Кибанов, А. Я. Служба управления персоналом - М: КноРус, 2010.

5.       Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Экономика управления персоналом. - М: Инфа-М,2015.

6.       Моисеева Н.К., Карпунин М.Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа. – М.: Высшая школа, 1988. – 192 с.

7.       Управление персоналом организации. Под ред. Кибанова А.Я. 4-е изд., доп. и перераб. - М.: 2010.

8.       Шлендер П. Э., Маслова В. М., Смирнова М. Е. Управление персоналом организации – М: Вузов.учеб., 2010