22 декабря 2016г.
Стратегия развития региона в широком смысле означает, во-первых - определение приоритетных направлений и областей деятельности региона в долгосрочной перспективе, во-вторых, - определение способов и путей достижения поставленных целей. Вторая составляющая стратегии не менее важна, чем первая. Основная проблема при этом заключается в том, чтобы довести стратегию до реализации, объединив отдельные элементы в единую систему управления, а затем непрерывно контролировать этот процесс.
Необходимо иметь представление о том, в каком направлении осуществляется развитие региона и его рост, как соотносятся получаемые результаты со стратегическими целями.
Концепция регионального сбалансированного развития подразумевает следующие элементы: воплощение видения развития региона в реальность; соединение стратегии с оперативной деятельностью; соединение стратегии со стоимостными факторами; формирование философии, в которой развитие и изменения становятся нормальным явлением; формирование обратной связи.
Концепция основывается на направлениях, которые охватывают все наиболее значимые области деятельности региона. Прежде всего, это финансовая деятельность и оценка основных достижений в этой области.
Результаты финансовой деятельности характеризуют интенсивность денежных потоков региона, соотношение между потреблением и накоплением, определение добавленной стоимости. Финансовые результаты относятся к прошлому периоду времени и характеризуют имеющиеся средства, которые могут быть привлечены на повышение привлекательности региона, а также на повышение жизненного уровня населения. [2]
Однако в процессе развития региона одной финансовой информации недостаточно, требуется информация об изменениях на рынках сбыта, в том числе во внешнеэкономической и межрегиональной деятельности, а также на внутреннем потребительском рынке. Требуется информация об эффективности производственной деятельности региона, в том числе о наиболее конкурентоспособных производствах. Деятельность в области рынков сбыта и производства позволяет оценить текущее восприятие преимуществ региона для партнеров, инвесторов и жителей региона, а также преимуществ в структуре созданных производств и бизнес-процессов. Это направление имеет целью укрепить конкурентные преимущества региона, от него зависят и финансовые результаты, определенные предыдущим направлением. Выбор конкурентоспособных производств, приоритетных межрегиональных связей и направлений внешнеэкономической деятельности должен осуществляться с позиции не только текущей, но и перспективной эффективности.
С целью обеспечения эффективного управления социально-экономическими процессами в Кабардино-Балкарской Республике (КБР) и для решения стратегических задач необходима разработка долгосрочного плана действий, увязывающего различные элементы государственной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями региона, именно для этого и призвана кластерная стратегия его развития.
Региональные власти могут взять за основу любую методологию, но началом любых действий должен быть анализ существующих в региональной экономике кластеров, причем анализ начинается с распознавания и моделирования кластера, продвигаясь к координации работы и развитию данного кластера с учетом местных особенностей.
Целесообразно использовать следующую модель формирования кластеров в региональной экономике, которая состоит из четырех стадий:
1 стадия – это принятие решения о создании кластеров в региональной экономике; сбор и анализ информации о предпосылках кластерного развития территории;
2 стадия – это разработка стратегии социально-экономического развития региона с применением кластерного подхода на основе собранного аналитического материала;
3 стадия – это реализация кластерных инициатив и определение наличия инфраструктуры для реализации и развития кластеров;
4 стадия – оценка результатов, полученных в процессе кластеризации как отдельно в отрасли, где происходило непосредственно применение кластерных методов хозяйствования, так и для региональной экономики в целом.
Итогом реализации предложенного процесса формирования и развития кластеров в региональной экономике должно стать повышение конкурентоспособности не только ее экономической подсистемы, но и повышение конкурентоспособности социальной, институциональной, экологической и инфраструктурной подсистем, т.е. происходит включение механизма мультипликации.
Развитый сельскохозяйственный потенциал и социальная сфера, значительная природно-сырьевая база в сочетании с трудовыми ресурсами республики, основу которых составляет предприятий среднего и малого бизнеса, учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, интеллектуальный потенциал вузов и научно-исследовательских учреждений - те ресурсы, которые должны быть использованы для достижения поставленных целей и дальнейшего созидательного социально-экономического развития КБР.
Работа санаторно-оздоровительного комплекса всегда предопределяла перспективы развития экономики Кабардино-Балкарской республики. Признанием успешности управления экономикой Кабардино-Балкарской республики, обеспечившей социально-экономическую стабильность, можно считать последовательное повышение в последние годы деловой предпринимательской активности.
В последующие годы необходимо обеспечить активизацию внутренних факторов развития экономики, а также конкурентоспособность за счет инвестиций в модернизацию производства и технологий, инноваций, снижения издержек производства, создания благоприятного инвестиционного климата, целенаправленной имиджевой политики Кабардино-Балкарской республики. [3]
Цели регионального развития не сводятся только к целям рыночной экономики - получению прибыли. В них содержится, прежде всего, стремление человечества к возобновлению, воспроизводству жизни, но во все более лучших условиях. Отсюда правомерно рассматривать экономический рост, структурные изменения в регионе в увязке с ходом воспроизводственного процесса на территории и миссией региональных властей и органов местного самоуправления. Они состоят, на наш взгляд, в следующем:
- поддержание сферы жизнедеятельности человека, качества его жизни на определенной конкретной территории;
- устранение несбалансированности хозяйственного комплекса, кризисных явлений на территории с позиций условий жизни, эффективной структуры мест приложения труда, обеспечения рациональной занятости населения как основного источника его доходов;
- поддержание на территории самоокупаемой экономики, ее роста как базы воспроизводства населения и т.д. [1]
Региональные программы должны иметь приоритетный финансовый и управленческий режим, строгую целенаправленность и адресность, перечни конкретных заданий и мероприятий, согласованных с будущими их исполнителями. В ней должен быть заложен механизм финансирования, реализации и контроля, который должен начать действовать сразу после утверждения программы. То есть, уже на стадии разработки необходимо определить источники финансирования, механизм работы с ними, поставщиков и потребителей программной продукции и т.д. [4]
Стратегическими целями государственной экономической политики Кабардино-Балкарской Республики являются:
- создание конкурентоспособной инвестиционно - привлекательной экономики за счет экономического роста всех отраслей экономики преимущественно на инновационной основе, устранения структурных диспропорций;
- построение эффективной инфраструктуры инвестиционной деятельности, способствующей экономии затрат и снижению инвестиционных рисков;
- стимулирование долгосрочных инвестиционных вложений;
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- сохранение и развитие передовых научных школ, их кадрового потенциала;
- расширение сфер научных исследований, направленных на развитие техники, технологий экономических и социальных отраслей республики.
В следствии этого необходимо соблюдать баланс при определении направлений, форм и масштабов государственного влияния на экономику и социальную сферу с учетом макроэкономических, правовых и организационно-управленческих факторов, ресурсных возможностей, принципов добровольного и взаимовыгодного сотрудничества, гарантированности принятых решений.
Необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:
- создание правовых и организационных условий для привлечения в экономику республики кредитно-финансовых ресурсов, инвестиций, новейших технологий, опыта и знаний, способствующих обновлению основных фондов предприятий во всех отраслях экономики;
- привлечение средств в реализацию эффективных инновационных проектов для обеспечения взаимодействия представителей науки и производственного сектора экономики;
- содействие развитию экспортного потенциала предприятий, выпускающих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию с высокой долей добавленной стоимости;
- содействие предприятиям в расширении рынков сбыта товаров, в адаптации к новым условиям и требованиям, предъявляемым в рамках ВТО;
- содействие предприятиям в расширении кооперационных связей по производственному и технологическому принципам;
- совершенствование имиджа Кабардино-Балкарской Республики через повышение уровня доступности информации.
Таким образом, достижение целей и решение задач в области экономической политики послужит основой для обеспечения стабильного развития отраслей социальной сферы.
Список литературы
1. Кац Н. Роль и задачи государственного регулирования экономики // Экономист. -1996. -№9. - с. 74-77.
2. Тогузаев Т.Х., Шхагапсоев А.Э. Основные направления развития кооперации и агропромышленной интеграции // Научный альманах - Тамбов.: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015г., с.347-349.
3. Шхагапсоев А.Э. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур АПК // Экономика и социум. - Саратов.: ООО «Институт управления и социально-экономического развития», 2014г., с.620-623.
4 Тогузаев Т.Х., Шхагапсоев А.Э. Проблемы развития агромаркетинга. Устойчивость развития и саморазвития региональных социально-экономических систем. Нальчик, 13-15 октября 2015г. Материалы Международной научно-практической конференции. - Нальчик.: ФГБОУ ВО КБГАУ им. В.М. Кокова, 2015г., с.186-187.