Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Элиста
ВУЗ:
Дата:
14 января 2016г.

Инвестиции являются одним из самых востребованных ресурсов развития экономики и, вместе с тем, наиболее дефицитных. Дефицитность инвестиций связана не только с их ограниченностью, но и с тем, что они предъявляют весьма высокий уровень требований к условиям привлечения.

В настоящее время российская система финансирования инвестиционной деятельности территорий и субъектов хозяйствования строится на сочетании трех основных групп инвестиционных источников: бюджетных средств, собственных средств хозяйствующих субъектов и привлеченных хозяйствующими субъектами инвестиционных ресурсов. Такая структура источников финансирования инвестиционной деятельности приведена в Табл.1.

Более детальный анализ, осуществляемый в разрезе отдельных крупных инвестиционных источников, показывает, что   рост инвестиционного влияния средств, привлекаемых хозяйствующими субъектами   в




анализируемый период, произошел за счет увеличения доли в инвестициях в основной капитал заемных средств других организаций - в 1,6 раз к уровню 2010 г.; банковских кредитов - в 1,8 раз, в том числе иностранных - в 1,8 раз к уровню 2010 г.; прочих средств - в 1,1 раз. Рост бюджетных средств, прежде всего, обусловлен увеличением средств федерального бюджета, почти в 1,5 раза к уровню 2010г. [3].

В рыночных условиях хозяйствования инвестиционные отношения должны носить активный характер, гарантируя хозяйствующим субъектам, успешно функционирующим на российском и мировом рынках, достаточное количество инвестиционных ресурсов, необходимых для их устойчивого инновационного развития.

 

Таблица 1 Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал Российской Федерации в период 2010г.-2014г., млрд. руб.

Источники финансирования инвестиций

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Инвестиции в основной капитал – всего

6625,0

8445,2

9567,9

10065,7

10376,8

В том числе по источникам финансирования:

 

 

 

 

 

Собственные средства

2715,0

3539,5

4261,2

4549,9

4749,2

Привлеченные средства

3910,0

4905,7

5306,7

5515,8

5627,6

Из них:

Кредиты банков

595,8

725,7

801,8

1003,6

1098,3

В том числе иностранных банков

150,0

149,4

113,7

107,7

266,4

Заемные средства других организаций

404,7

485,8

587,6

626,1

658,5

Бюджетные средства (средства консолидированного бюджета)

1294,9

1622,0

1704,1

1916,3

1764,5

В том числе:

Федерального бюджета

661,9

855,1

921,4

1009,9

945,2

Бюджетов субъектов РФ

542,8

665,7

674,1

753,3

668,1

Средства местных бюджетов

108,6

153,1

151,2

Средства внебюджетных фондов

21,0

18,2

36,7

27,9

23,9

Средства организаций и населения на долевое строительство

144,2

172,7

259,5

294,9

366,5

прочие

1449,4

1881,3

1917,0

1570,6

1628,1

 

Это может быть достигнуто только при наличии прогрессивного механизма финансирования инвестиционной деятельности, обеспечивающего эффективное перераспределение финансовых ресурсов, предназначенных для инвестиционной деятельности, между различными отраслями, производственной и непроизводственной сферами деятельности, различными иерархическими уровнями управления.

Одним из базовых элементов современной инвестиционной стратегии российского государства должно являться создание гибкой, комплексной, многоканальной системы финансирования инвестиционной деятельности. Эта система охватывает все существующие производственные и территориальные уровни и предусматривает четкое распределение полномочий между государственными, муниципальными органами управления и хозяйствующими субъектами в области финансирования инвестиций, при приоритете использования для инвестиционной деятельности собственных и привлекаемых инвесторами финансовых ресурсов. Методологическая основа функционирования механизма финансирования инвестиционной деятельности в современных условиях заключается в следующем подходе [1].

Если производитель имеет достаточное количество собственных или привлекаемых негосударственных финансовых ресурсов, он вправе сам определять пути, направления и приоритеты своего экономического развития. Инвестиционная роль государственных и территориальных органов управления заключается в стимулировании его инвестиционной активности через предоставление налоговых льгот в виде налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей, в проведении лизинговых операций через соответствующие территориальные компании, а также в предоставлении определенных, обоснованных гарантий при привлечении средств из внешних финансовых источников.

   Ведущую координирующую и управляющую роль в процессе мобилизации, распределения и обеспечения эффективного использования инвестиций в настоящее время призваны играть территориальные и, в первую очередь, региональные органы управления. Такое положение территорий в инвестиционном процессе определяется теми обстоятельствами, что, находясь в непосредственном контакте с производителями, федеральными органами управления и другими территориальными системами, они имеют возможность более качественного определения основных направлений и приоритетов своего экономического развития с учетом сочетания государственных и региональных интересов, реальной оценки финансовых возможностей субъектов хозяйствования, функционирующих в рамках этих территориальных систем, а также затрат и эффективности реализации предусмотренных целевыми инвестиционными программами мероприятий.

    Реализация совершенствования бюджетных отношений достигается за счет придания им инвестиционной и инновационной направленности посредством восстановления приоритетного законодательного статуса бюджета развития, в котором должны концентрироваться не только бюджетные, но и привлекаемые под гарантии государства внебюджетные ресурсы; сохранения инвестиционной направленности бюджетных фондов, например, дорожного, восстановления минерально-сырьевой базы или экологического назначения; введения специального инвестиционного налога взамен действующих или придания наиболее крупным и стабильным их видам, например налогу на добавленную стоимость, инвестиционной и инновационной направленности; разработки комплексных региональных программ инвестиционного и инновационного развития, определения федеральных и региональных инвестиционных приоритетов и т.д.

   Исполнение этих мероприятий позволит четко определить ежегодно законодательно утверждаемый норматив расходования на инвестиционные цели бюджетных и внебюджетных государственных средств, величина которого в масштабах страны в целом и отдельных регионов должна стабильно увеличиваться [2].

   Главным базовым источником финансирования инвестиций в основной капитал сегодня являются собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет части их прибыли, используемой на инвестиционные цели, амортизационных отчислений и ряда других источников, влияние которых на инвестиционную деятельность невелико. В целом по России этот финансовый источник обеспечивает от 45,6 до 53,2% инвестиций в основной капитал.

   Крупным и весьма перспективным источником финансирования инвестиционной деятельности представляются привлекаемые и заемные внебюджетные средства. Их доля в общем объеме российских инвестиций в основной капитал в 2014 г. составила 54,2%. В первую очередь, это касается коммерческого банковского кредитования, которое наряду с бюджетным должно стать одним из крупных и важных источников финансирования инвестиционной деятельности. Причем постепенно, по мере стабилизации экономических отношений, приоритет будет переходить к среднесрочным и долгосрочным кредитам. Как показывает опыт стран с рыночной системой хозяйствования, эти виды кредитов более стабильны и выгодны как для кредитора, так и для заемщика.

    Крупным потенциальным источником финансирования инвестиционной деятельности в регионах является привлечение иностранных инвестиций. Многие субъекты Федерации уделяют этой проблеме самое пристальное внимание, разрабатывая региональные модели и механизмы активизации этого процесса. За период 2010 - 2014 гг. общий объем иностранных инвестиций в экономику России увеличился почти в 2 раза.

    В государственной стратегии экономического развития России формально предпочтение отдается прямым иностранным инвестициям, направляемым на реализацию крупных и приоритетных для экономики страны проектов. Именно под эти виды проектов предоставляются налоговые и таможенные льготы, обеспечиваются государственные гарантии. Однако, число таких проектов так незначительно, инвестиционные риски достаточно велики, а механизм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику так несовершенен, что доля прямого иностранного инвестирования постоянно снижается. За период 2010 - 2014 гг. она снизилась по Российской Федерации с 40,4% до 12,1%.

    Сегодня большинство иностранных инвестиций в экономику России (более 80%) и регионов относятся к категории прочих инвестиций, которая объединяет различные виды кредитов и займов, полученных как под гарантии государственных органов управления, так и непосредственно хозяйствующими субъектами.

    Определяющую роль в привлечении для инвестиционной деятельности свободных денежных ресурсов населения призван играть региональный рынок ценных бумаг.

   Основными видами ценных бумаг, используемых для мобилизации средств населения для инвестиционной деятельности, являются государственные ценные бумаги, выпускаемые преимущественно в виде облигаций, и корпоративные ценные бумаги, которые реализуются на фондовом рынке преимущественно в виде акций, облигаций и векселей.

    Привлечение средств населения коммерческими структурами посредством акций в современных условиях имеет определенную специфику. Она обуславливается реализацией достаточно дорогих пакетов акций, которые населению купить часто не под силу из-за ограниченных финансовых возможностей. В этом случае участие населения в  инвестировании деятельности данного предприятия  может обеспечиваться посредством паевых инвестиционных фондов, концентрирующих средства отдельных неорганизованных инвесторов.

   На современном этапе экономического развития при достижении определенной стабилизации экономических и инвестиционных процессов у территорий появилась возможность активного воздействия на структуру финансирования инвестиционной деятельности посредством разработки и реализации комплексных инвестиционных программ социально-экономического развития региона. Использование эконометрических методов, системы балансов инвестиционных ресурсов, а также балансовой схемы распределения инвестиций позволяют с достаточной достоверностью оценить инвестиционные потребности и возможности территорий и определить оптимальную схему распределения инвестиционных ресурсов региона.

 

Список литературы

1.      Морозов В.В. Методологические основы совершенствования механизма финансирования инвестиционной деятельности в регионе//Экономика региона №4, 2005.

2.      Филиппова И.А. Инвестиционная деятельность и тенденции ее развития в условиях современной России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. - № 4. – С. 10-15.

3.      Инвестиции в России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2014. 587 с.