Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕЗАКОННОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС ИЗ БЮДЖЕТА

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

    Налоговая система Российской Федерации немыслима без существования налога на добавленную стоимость (НДС).

НДС является самым распространенным косвенным налогом, применяемым в налоговых системах большинства стран мира: почти во всех европейских странах, ряде стран Южной Америки, в Латинской Америке, Турции, Индонезии.

Актуальность НДС обосновывается рядом факторов, среди которых:

-   создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;

-   присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм[4,с. 54].

  Применение  и  распространение  НДС  также  обосновывается  фискальными,  экономическими  и психологическими преимуществами налога.

   Фискальные преимущества НДС заключаются в его высокой доходности. Налоговое бремя распространяется по наиболее широкому диапазону товаров, работ и услуг, чем в других косвенных налогах. НДС позволяет оперативно реагировать на необходимость дополнительных доходов простым поднятием ставки налога [3, с.21].

   Экономическое преимущество НДС заключается в том, что данный налог является наиболее независимым от колебаний и спада экономики источником дохода бюджета.

    Психологические преимущества НДС состоят в том, что высокий доход от поступлений по налогу достигается почти незаметно, так как конечные потребители неосознанно уплачивают НДС в стоимости товаров, таким образом, избегается конфронтация с фактическими налогоплательщиками и уменьшается сопротивление общества при изменении налога [3,с.22].

Глава 21 Налогового Кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2001 года, устанавливает и регулирует НДС.


НДС - один из ключевых и одновременно вместе с тем проблемных налогов, применяемых в российской налоговой системе.

Существующая методика расчета НДС и система его администрирования по-прежнему открывают большие возможности для уклонения от уплаты налога.

Рассмотрим структуру поступления НДС в бюджетную систему РФ. Данные о структуре поступления НДС в бюджетную систему РФ представлены в Табл. 1.


Таблица 1 Состав и структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в 2011-2013 гг.*


 

Наименование

показателя

 

2011 год

 

2012 год

 

2013 год

-

Всего

поступило налогов, млн. руб.

Уд.

вес,

%

Всего

поступило налогов, млн. руб.

Уд.

вес,

%

Откл.,

2012

/2011 (+/-)

Всего

поступило налогов, млн. руб.

Уд.

вес,

%

Откл.,

2013/2012 (+/-)

Налоговые

доходы, из них

 

9715,2

 

100

 

10954

 

100

 

1238,8

 

11321,6

 

100

 

367,6

Налог на

прибыль организаций

2270,3

23,4

2355,4

21,5

85,1

2071,7

18,3

-283,7

Налог на

добавленную стоимость

1844,9

19

1988,8

18,2

143,9

1977,2

17,5

-11,6

Акцизы

604,3

6,2

785,6

7,2

181,3

958,9

8,5

173,3

Налоги на

имущество

 

677,9

 

7

 

785,4

 

7,2

 

107,5

 

900,5

 

8

 

115,1

Налоги и сборы

за пользование природными

ресурсами

 

 

2084,9

 

 

21,5

 

 

2484,5

 

 

22,7

 

 

399,6

 

 

2598

 

 

23

 

 

113,5

*Составлено автором на основе отчета 1 –НМ «О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»

 

     Согласно данным о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему РФ за 2013 год мобилизовано администрируемых доходов 11 321,6 млн. руб., что превышает уровень поступлений за 2012 год на 367,6 млн. руб.

За 2012 год мобилизовано 10 954 млн.руб., что больше уровня поступлений за 2011 год на 1238,8 млн.руб.

   В 2013 году наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов характерен для налогов и сборов за пользование природными ресурсами, налога на прибыль организаций и НДС: 23 %, 18,3 и 17,5 % соответственно.

   Отметим, что НДС по сумме поступлений обеспечивает на протяжении 2011 и 2012 гг. 19%, 18,2% налоговых доходов соответственно.

    В 2013 году поступления НДС по сравнению с 2012 годом снизились на 11,6 млн. руб. и составили 1977,2 млн. руб., обеспечив в структуре доходов 17,5 процентов.

    Снижению темпов роста поступлений НДС в бюджет способствует устойчивый рост сумм налога, исчисленного налогоплательщиком к возмещению из бюджета к сумме налога, исчисленного к уплате в бюджет. Данные, подтверждающие это, рассмотрим в Табл. 2.


Таблица 2 Показатели налога на добавленную стоимость в РФ в 2011 – 2013 гг.*

  

Наименование

показателя

 

2011 год

 

2012 год

 

2013 год

1

2

3

4

Сумма налога,

исчисленного по налогооблагаемым объектам, млн.руб.

 

 

24 970,2

 

 

29 231,2

 

 

30 926,2

Сумма налоговых

вычетов, млн.руб.

 

23 289,9

 

27 423,9

 

29 058,4

Уд. вес налоговых

вычетов, %

 

93,3

 

93,8

 

93,9

Сумма налога к уплате

в бюджет, млн.руб.

 

2 933,8

 

3 356,5

 

3 579,7

Сумма налога,

исчисленная к возмещению из бюджета, млн.руб.

 

 

1 254,4

 

 

1 557,7

 

 

1712

Соотношение сумм

налога, исчисленного к возмещению из бюджета к сумме налога, исчисленной к уплате в бюджет, %

 

 

42,8

 

 

46,4

 

 

47,8

*Составлено автором на основе отчета 1-НДС «О структуре начисления налога на добавленную стоимость»

 

Анализируя данные Табл. 2, отметим, что имеется тенденция к устойчивому росту сумм налога, исчисленного налогоплательщиком к возмещению из бюджета к сумме налога, исчисленного к уплате в бюджет.

Отметим  также,  что  удельный  вес  налоговых   вычетов  в   общей  сумме   НДС,  исчисленного  по налогооблагаемым объектам, увеличился на 0,6% и составил в 2013 году 93,9 %.Соотношение сумм налога, исчисленного к возмещению из бюджета к сумме налога, исчисленной к уплате в бюджет в 2013 году составляет 47,8%.


Более наглядно динамика сумм налогов, исчисленных по налогооблагаемым объектам и сумм налоговых вычетов за 2011-2013 гг. по РФ представлена на Рисунке 1.


Рис.1. Динамика сумм налогов, исчисленных по налогооблагаемым объектам и сумм налоговых вычетов

за 2011-2013 гг. по РФ

 

Из всего вышесказанного, на наш взгляд, стоит отметить, что при сохранении тенденции ускоренного роста налоговых вычетов и возмещений НДС уже в ближайшем будущем сумма налоговых вычетов и возмещений достигнет общего объема начисленного НДС, что будет означать экономическую бессмысленность НДС.

Отметим, что сегодня основными способами уклонения от уплаты налога и незаконного возмещения НДС из бюджета, являются следующие:

-   использование деятельности «фирм-однодневок»;

-     «лжеэкспорт» - ложное осуществление предпринимательской деятельности, использующей нулевую ставку НДС или льготную ставку 10%;

-   многократный «экспорт-импорт», при котором один и тот же товар неоднократно вывозится из страны и ввозится уже в качестве товара с низкой стоимостью и низкой налоговой базой;

-      отнесение продукции, облагаемой по ставке 18% к продукции, облагаемой по льготной ставке налогообложения (10%);

-   ложное банкротство внутри цепочки НДС-оборота и т.д.

     Для предотвращения незаконных схем возмещения НДС были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах. Так, например, Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» предусматривает:

-     установление обязанности предоставления налогоплательщиками и иными лицами, выставляющими счета-фактуры, налоговой декларации по НДС в электронной форме;

-      включение в налоговую декларацию сведений, указанных в книге покупок и книге продаж налогоплательщика;

-    установление права налоговых органов истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, а также проводить другие мероприятия налогового контроля при проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС.

    Ожидаемым эффектом от указанных изменений, по мнению ФНС России, будет повышение прозрачности экономики и поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет.

     В качестве основных альтернативных направлений развития НДС и решения проблемы незаконного возмещения НДС из бюджета в настоящее время предлагаются следующие:

-          выработка налоговыми органами дифференцированного подхода к различным группам налогоплательщиков;

-   замена НДС налогом с продаж;

-   использование системы специальных банковских счетов для осуществления движения средств, связанных с расчетами по НДС.

     Выработка налоговыми органами дифференцированного подхода к различным группам налогоплательщиков актуальна по причине того, что собираемость НДС по разным отраслям экономики существенно различается. Об этом свидетельствуют данные, представленные в Табл. 3.


Таблица 3 Поступление НДС по отраслям экономики в РФ за 2011 – 2013 гг.* (млн. руб.)


Наименование

показателя

 

2011 год

 

2012 год

 

2013 год

Всего поступило НДС,

в т.ч.

 

1844,9

 

1988,7

 

1977,04

Сельское хозяйство,

охота и лесное хозяйство

-13,5

-24,3

-26,2

Рыболовство и

рыбоводство

 

0,3

 

-0,09

 

-0,35

Добыча полезных

ископаемых

 

180,7

 

206,4

 

217,07

Обрабатывающие

производства

 

320,5

 

400,9

 

420,09

Строительство

245,05

293

275,5

Транспорт и связь

239,9

236,9

199

Торговля

303,7

248,8

201,6

*Составлено автором по данным отчета 1-НОМ «О поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности»

  

     Анализ структуры поступления НДС по отраслям экономики позволяет сделать вывод о том, что отрасли экономики, которые производят товары и работают на внутренний рынок, имеют высокий уровень собираемости НДС (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства).

   Отрицательное значение НДС по таким отраслям как сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство обусловлено возвратом налога.

   Собираемость НДС по таким отраслям экономики, как строительство, торговля, а также транспорт и связь имеет тенденцию к снижению, а значит именно по эти отраслям налоговым органам необходимо более углубленно осуществлять мероприятия налогового контроля.

    Рассмотрим перспективы введения налога с продаж. Достоинствами в данном случае будут являться: ликвидация проблем, связанных с возмещением «входящего» НДС и как следствие прекращение регистрации «фирм-однодневок». Введение налога с продаж повысит налоговую нагрузку на предприятия торговли, собираемость НДС по которым в настоящий момент имеет тенденцию к снижению. К недостаткам налога с продаж следует отнести: неравномерность нагрузки на плательщиков, необходимость проверки статуса покупателя товара (конечный покупатель или нет), угроза нахождения экспорта в ситуации двойного налогообложения – как налогом с продаж в России, так и НДС в зарубежных странах.

   На наш взгляд, идея перехода с НДС на налог с продаж неадекватна по причине того, что Россия, как участник Таможенного союза, не может в одностороннем порядке заменить НДС другим налогом. Согласно межправительственному соглашению на территории стран - участниц Таможенного союза применяется НДС. Это накладывает на нашу страну определенные обязательства [1].

    Рассмотрим в качестве направления совершенствования НДС использование системы специальных банковских счетов для осуществления движения средств, связанных с расчетами по НДС. Для таких счетов может быть предусмотрен следующий режим функционирования:

-   на специальный счет могут поступать: средства в части полученного НДС за реализованные организацией товары и услуги; средства с расчетного счета данной организации;

-     со специального счета средства могут списываться: по поручению организации на аналогичные специальные счета поставщиков этой организации; в бюджет в качестве уплаты НДС; на расчетный счет организации в объеме, не превышающем предварительного поступления средств с расчетного счета этой организации на указанный специальный счет[5].

     Таким образом, остатки на НДС-счетах нельзя использовать ни для каких целей, кроме как уплаты налога. Реализация мер по введению специальных НДС-счетов могла бы противостоять уходу от налогообложения НДС через «фирмы-однодневки»: при «исчезновении» фирмы денежные средства на НДС-счете будут оставаться в банке, и средства с данного счета будут использоваться с целью уплаты в бюджет.

    В заключение отметим, что реформирование НДС требует много времени, больших материальных затрат и грамотных экономических расчетов.

   Важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость и сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков.

 

Список литературы

1.     Пансков В.Г. Налог с продаж или НДС: что эффективнее? // Финансы. - 2012. - №7 / [Электронный ресурс].–СПС «КонсультантПлюс»

2.     Севрюкова Л.В., Рыкунова В.Л. Проблема альтернативного выбора: НДС или налог с продаж //Финансы и кредит. - 2009. - №39. – С.40-45

3.     Севрюкова Л.В. Налоговое консультирование: теория и практика: учебное пособие / Л.В. Севрюкова [и др.] Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2011.-244с.

4.     Чернова А.Н. НДС, его роль и место в налоговой системе Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации, 2011. - № 1. – С.53-62

5.     Шипилова А.В. Проблемы совершенствования законодательного механизма возмещения налога на добавленную стоимость // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - №30/ [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс»