Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
14 января 2016г.

   Реализация макроэкономического прогноза, разработанного в связи со сложившейся неблагоприятной внешней конъюнктурой в любом случае должна обеспечить социальную стабильность и среди прочих мер предполагает компенсацию дополнительных инфляционных издержек уязвимым категориям граждан. В связи с этим, и учитывая тот факт, что в России разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями населения значительно больше, чем в ведущих развитых странах, усиление социального характера налогообложения физических лиц является одним из важнейших направлений налоговой политики РФ в современных условиях.

    Между тем 2015 и 2016 годы знаменательны вступлением в силу целого ряда законодательных поправок, влекущих за собой повышение налогового бремени, которое ложится на физических лиц. Во-первых, речь идет о главе НК, посвященной налогу на недвижимость (ее разработка началась еще в 2004 году, а принятие планировалось в 2010 году),  которая существенно  пересматривает всю систему личного  поимущественного налогообложения. Самое главное в новом законе - переход на новый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и отказ от некоторых налоговых льгот действовавших ранее. Несмотря на то, что предусмотрен пятилетний переходный период для регионов, в течение которого сумма налога, рассчитываемого по новым правилам (не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости), будет повышаться на 20% в год, очевидно неизбежное увеличение налога примерно в три-четыре, а то и в пять раз. Кроме того, если раньше, право на полный имущественный вычет по НДФЛ при продаже объектов недвижимости, возникало у физических лиц при условии владения им не менее трех лет, то при продаже объектов с 2016 года предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях предоставления вычета по НДФЛ составит уже 5 лет (за некоторыми исключениями). Еще одна важная поправка призвана перекрыть канал увода доходов от продажи имущества от налогообложения: если ранее для целей исчисления НДФЛ, как правило, принималась договорная стоимость продаваемой недвижимости, то с 2016 года, если доход от продажи будет составлять менее 70% её кадастровой стоимости, то налогооблагаемый доход от продажи будет приравниваться к 70% кадастровой стоимости. При этом для физических лиц введена новая обязанность по информированию налоговых органов о принадлежащем им облагаемом имуществе в случае неполучения ими налогового уведомления на уплату налога по данному имуществу (недвижимость, транспортные средства).

    В связи с названными изменениями, по сути ухудшающими положение налогоплательщиков - физических лиц, особое значение приобретает расширение льгот в области подоходного налогообложения. В настоящее время налоговым законодательством РФ предусмотрены следующие виды налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, а также  профессиональные налоговые вычеты.

    Стандартные налоговые вычеты предоставляются только в отношении доходов, которые облагаются по ставке 13%, за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных налоговыми резидентами РФ в виде дивидендов. Право на стандартный вычет на себя получают отдельные категории физических лиц, например, Герои РФ, «чернобыльцы» и др. Вычеты на детей вправе получить родители, усыновители, опекуны, попечители, а также приемным родители и их супруги, на обеспечении которых находится ребенок. Вычеты полагаются на всех детей до 18 лет, а также на детей до 24 лет, являющихся учащимися очной формы обучения, аспирантами, интернами, ординаторами, студентами или курсантами. На первого и второго ребенка вычеты предоставляются в размере 1400 руб. в месяц. На третьего и последующих детей, а также детей-инвалидов или учащихся в возрасте до 24 лет, являющихся инвалидами I или II группы, вычет равен 3000 руб. в месяц. Единственным родителям (приемным родителям), усыновителям, опекунам и попечителям вычеты полагаются в двойном размере. Кроме того, вычет в двойном размере дается одному из родителей на основании его заявления, если другой родитель отказался от получения налогового вычета. Вычеты предоставляются с начала года до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 280 000 руб. Для получения вычета работник должен подать работодателю (налоговому агенту) соответствующее заявление и приложить к нему необходимые документы или по окончании года представить декларацию в налоговый орган.

    Несмотря на то,  что со следующего года предельный доход для получения стандартных вычетов на ребенка увеличивается до 350 000 руб., а родитель, усыновитель, жена или муж родителя ребенка-инвалида сможет получать в качестве вычета 12 тыс. руб. ежемесячно, (приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя - 6 тыс. руб.), данные изменения в налоговом законодательстве вряд ли приближают российскую налоговую политику в области налогообложения физических лиц к общемировой практике предоставления льгот и права выбора вариантов налогообложения доходов физическими лицами. Сумма вычета на детей – не инвалидов по-прежнему лишена экономической обоснованности и не привязана к величине прожиточного минимума региона.

    В большинстве высокоразвитых стран мира существует необлагаемый налогом минимум, установленный для каждой группы налогоплательщиков, а для супругов имеется возможность, как рассчитывать налог и подавать налоговую декларацию отдельно, так и декларировать общий доход семьи. В России семья не является самостоятельным субъектом налогообложения, что, несомненно, лишний раз свидетельствует о нарушении социальной справедливости в подоходном налогообложении.

   В современных условиях одним из приоритетных направлений налоговой политики выступает повышение эффективности налогового контроля в области трансфертного ценообразования. Российское законодательство не определяет понятие трансфертного ценообразования, но опирается на стандарты, выработанные в этой области на международном уровне, и в частности, Рекомендациями Организации по экономическому сотрудничеству и развитию «О трансфертном ценообразовании для транснациональных компаний и налоговых ведомств». Во внутрироссийской налоговой практике под трансфертным ценообразованием подразумеваются отношения между хозяйствующими субъектами  в области заключения сделок по  ценам, отличным от рыночных, что позволяет налогоплательщикам минимизировать свои налоговые обязательства. Такого рода отношения складываются, прежде всего, при заключении сделок между взаимозависимыми лицами. В связи с этим Налоговый кодекс определяет критерии определения взаимозависимости организаций и физических лиц, к каковым относятся:

1)    значительная (более 25%) доля участия:

·       одной организации в другой;

·       физического лица в организации,

·       одного и того же лицо прямо и (или) косвенно в разных организациях.

2)    доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

3)     физические лица состоят в отношениях  родства или одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

   Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами только при соблюдении определенных условий, касающихся суммы доходов по осуществленной сделке, применения хозяйствующими субъектами льготных режимов и ставок налогообложения. К сделкам между  взаимозависимыми лицами приравниваются внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли и сделки с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах. Кроме того, в российском законодательстве четко определен круг  лиц цены по сделкам которых налоговые органы не будут контролировать в любом случае.

  Налогоплательщики сами должны представлять в налоговые органы сведения о контролируемых сделках, совершенных ими в течение календарного года, но в случае судебного разбирательства бремя доказывания отклонения цены от рыночной возложено на налоговые органы.

     В России в соответствии с Руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию предусмотрены следующие методы определения рыночной цены:

1.       Наиболее  предпочтительные:  метод  сопоставимых  рыночных  цен;  метод  цены  последующей реализации; затратный метод.

2.    Методы сделок на основе прибыли (применяются в случае ограничения информации по аналогичным сделкам): метод сопоставимой рентабельности; метод распределения прибыли.

   В целях предотвращения возникновения спорных ситуаций при определении рыночного характера цен в РФ крупнейшие налогоплательщики (сумма ежегодных налоговых платежей которых превышает 1 млрд руб. или годовая выручка составляет более 20 млрд. руб.) вправе подать заявление на заключение соглашения о ценообразовании с налоговыми органами, в котором закрепляется порядок применения цен или методы определения цен по контролируемой сделке.

   Таким образом, в качестве существенных проблем современной российской налоговой политики можно выделить необходимость усиления социальной направленности подоходного налогообложения и реализации на практике механизма контроля международных и внутренних сделок с применением трансфертных цен.

 

Список литературы

1.      Налоговый кодекс РФ часть первая. URL: www.consultant.ru.

2.      Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых ведомств - 1995 г.

3.      Федеральный закон РФ от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». URL: www.consultant.ru.