Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2018г.

Аннотация. Развитие современной цивилизации не стоит на месте, вместе с ней поисходит трансформация всех составляющих жизни человека, включая составляющие мировой экономики и её цифрового наполнения. Именно цифровизация экономики является фактором, способствующим непрерывному развитию корпоративной среды современного предпринимательства. В представленной статье даны определения цифровой экономики и корпоративной среды предпринимательства; определены тенденции становления цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, предпринимательство, корпоративная среда

 

REGULARITIES AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF DIGITAL ECONOMY IN CORPORATE ENVIRONMENT OF ENTREPRENEURSHIP

 

Gajsanov EH.S., Blazhenkova N.M.

 

 

Ufa State Petroleum Technical University, Ufa

 

 

Annotation. The development of modern civilization does not stand still, along with it is the transformation of all components of human life, including the components of the world economy and its digital content. Digitization of the economy is a factor contributing to the continuous development of the corporate environment of modern entrepreneurship. In the presented article definitions of the digital economy and corporate environment of business are given; Tendencies of formation of digital economy are defined.

Key words: Digital economy, entrepreneurship, corporate environment

Современная экономика является постиндустриальной, при этом ее зачастую именуют новой, инновационной, экономикой знаний, компетенций, сетевого взаимодействия. Начало XXI века принесло развитие цифровых технологий на основе информационной революции и процессов глобализации экономики. Информация в обществе и процессах хозяйствования стала главным ресурсом. В руках человека информация трансформируется в знания, а социально-экономические отношения все чаще переносятся в сетевое пространство. Основным фактором цифровой трансформации в деятельности предпринимательских структур становится развитие корпоративной среды. На современном этапе институциональная структура трансформационного общества характеризуется своими особенностями и требует формирования цифровой экономики, что, в свою очередь, определяет необходимость цифровизации корпоративной среды предпринимательства [3].

Актуальность темы исследования определена тем, что значение предпринимательства и его корпоративной среды в современной экономике оценивается очень высоко как в реальной практике, так и в экономической науке. Зачастую предпринимательство характеризуют в качестве одного из основных факторов производства наряду с трудом, капиталом, землёй. Многие авторы стремятся уделить этому фактору приоритетное значение. Сегодня в исследовании проблем результативного развития предпринимательства лежат серьёзные пласты недостаточно освоенных экономической наукой отношений, требующих своего изучения по причине практической необходимости в их развитии. Указанное и предопределило выбор темы данного исследования.

К настоящему времени проблема развития цифровой экономики в корпоративной среде предпринимательства недостаточно хорошо разработана в экономической науке. Среди иностранных специалистов, освещающих основополагающий базис теории предпринимательства, можно отметить: М.Вебера, Р.Кантильона, И.Кирцнера, А.Маршала, Й.Шумпетера и др.

В числе российских исследователей - современников, посвятивших свои труды изучению указанной проблемы, назовём следующих авторы: А.В. Бабкин, Н.М. Блаженкова, Д.Е. Капинос, Е.А. Самарина, Н.З. Солодилова, О.В. Чистякова.

Прежде чем перейти к рассмотрению основного содержания статьи, озвучим ключевые определения «цифровая экономика» и «корпоративная среда предпринимательства». Итак, по определению Всемирного банка цифровая экономика – система экономических, социальных и культурных отношений, базирующихся на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. В сою очередь термин «корпоративная среда», согласно Большому коммерческому словарю, это специфическая, характерная для конкретной предпринимательской структуры система действий, связей, взаимоотношений и отношений, реализующихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, выполняемой на местном, региональном, национальном или международном рынке [2].

В настоящее время, динамика развития экономической системы, обусловливаться инновационной активностью субъектов предпринимательства, как наиболее прогрессивного, адаптивного и гибкого сектора экономики, уровнем коммерциализации инновационных разработок и активизации спроса на научно- технические инновации, такие как цифровизация всего процесса предпринимательской деятельности. Сохраняющаяся, невзирая на все проводимые Правительством РФ [1] реформы, ограниченность финансовых ресурсов, устаревшая морально и физически технико-технологическая база, преобладающие энерго- и материалоёмкие технологии производства, сдерживают развитие отечественного предпринимательства и не позволяют ему отвечать требованиям современного экономического общества. Для решения данной проблемы необходимы IT-технологии, которые будут способствовать инновационному развитию субъектов предпринимательства руководствуясь требованиями и тенденциями корпоративной среды ее функционирования, с учётом внутренних возможностей и ограничений [7, 287 с.].

Комплексный анализ развития предпринимательства и его корпоративной среды в цифровой экономике позволяет установить общие закономерности и тенденции его развития, показать отчётливую взаимосвязь ключевых концептуальных инноваций последних лет с выделенными закономерностями и тенденциями. Опора на объективные закономерности развития и знание объективных тенденций способствуют повышению эффективности стратегического управления [4].

По мнению Лапидус Л.В., «Цифровая экономика – новая среда ведения бизнеса, на которую бизнес был вынужден реагировать первым, что было сопряжено не только с угрозами, но и с новыми возможностями онлайновых технологий: сокращения транзакционных издержек, точечного таргетинга и широкого охвата целевой аудитории, повышения производительности труда, сокращения времени на реализацию онлайн коммуникаций с партнёрами, клиентами, повышения удовлетворённости потребителей за счёт быстрой  и действенной  обратной связи. Омниканальность стала детерминантой конкурентоспособности онлайновых и офлайновых компаний» [4].

По итогу пятилетних исследований по изучению системных трансформаций под воздействием цифровой экономики, Л.В. Лапидус была построена временнáя шкала эволюции цифровой экономики, на которой отображены стадии ее развития начиная с 1990 года (рисунок 1):

1990-2005 гг. – «становление цифровой экономики» (два этапа: 1990-2000 гг. - бум «доткомов», 2000-2005 гг. - развитие новых рынков электронных услуг, электронного бизнеса и электронной коммерции);

2005-2010 гг. – «рост цифровой экономики» (взрывной рост новых видов цифровых продуктов и электронных услуг);

2010-2015 гг. – «зрелость цифровой экономики» (массовое встраивание онлайн каналов и проникновение цифровых технологий в традиционный бизнес);

2015-2020 гг.  – «цифровая лихорадка» (хаотичное перестраивание бизнес-процессов  и трансформация бизнес-моделей).

2020-2030 гг. – «системная трансформация» (обоснованная цифровизация с позиции системного подхода, ориентация на качественные системные сдвиги).



Основой для эволюции цифровой экономики стало развитие цифровых технологий: онлайн- технологий разных поколений (Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0, Web 4.0), технологий Индустрии 4.0.

В настоящее время главная задача развития цифровой экономики запуск системной трансформации, что предполагает поиск новых механизмов и инструментов усиления участия государства, бизнеса, каждого гражданина в процессах развития цифровой экономики для достижения комплексного результата на всех уровнях, от малых предприятий до государства в целом.

Происходящие цифровые трансформации повлекли за собой изменение моделей развития компетенций цифровой экономики, которые опираются на следующие ключевые ориентиры: интеграция; агрегирование; кооперация; созидание; обучение; коллаборация, взаимодействие при согласовании интересов корпорации, сотрудников, членов семьи по следующим цепочкам (рисунок 2).




Таким образом, с учётом происходящих трансформаций бизнес-моделей под цифровой экономикой следует понимать выстраивание бизнес-процессов и формирование бизнес-моделей на основе возможностей цифровых технологий и обмена большими данными с целью повышения конкурентоспособности бизнеса за счёт повышения потребительской ценности и достижения ключевых результатов – сокращения издержек и повышения производительности труда.

 

Библиографический список

 

1.        Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

2.        Большой коммерческий словарь. - М.. 1996

3.        Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 24. – С. 4087-4102. – doi: 10.18334/rp.18.24.38670

4.        Капинос Д.Е. Закономерности и тенденции развития предпринимательства в индустрии программного обеспечения // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 9. – С. 71-74.

5.        Лапидус Л.В. «Цифровая лихорадка» [Электронный ресурс] http://www.makonews.ru/centr- kompetencij-cifrovoj-ekonomiki/

6.        Лапидус Л.В. Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции. Материалы IV Межфакультетской научно практической конференции молодых ученых: Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, экономический факультет; 13 декабря 2017 г.: Доклады и выступления / под ред. д-ра экон. наук Л. В. Лапидус. – М.: Экономический факультет МГУимени М. В. Ломоносова, 2018 – 72 с.

7.        Самарина Е.А., Солодилова Н.З. Концепция совершенствования адаптивного управления развитием предпринимательских структур в корпоративной среде. В сборнике: Стратегия Республики Башкортостан - 2030: приоритеты экономического роста Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 287-295.