Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЫБОР КЛЮЧЕВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ КОРПОРАЦИИ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   Выбор показателя рентабельности в целях управления во многом зависит от специфики деятельности корпорации. Обоснование целесообразности управления тем или иным показателем рентабельности как ключевым в системе управления эффективностью корпорации невозможно без учета особенностей ее финансово- хозяйственной деятельности. Мы согласны с точкой зрения Климовой Н.В., что «за счет маржи прибыли может повышать рентабельность организация, которая выпускает высококачественную продукцию для сегмента, характеризующегося достаточно высокими доходами и низкой ценовой эластичностью спроса по цене. При этом очевидно, что удельный вес постоянных расходов должен быть достаточно низким, поскольку высокая маржа обычно сопровождается низким объемом производства и реализации. Кроме того, поскольку высокая маржа – это всегда стимул конкурентам войти на рынок, стратегия повышения рентабельности собственного капитала за счет маржи применима при достаточной защищенности рынка от потенциальных производителей» [1, c. 51].

    Отсюда вытекает учет особенностей рынка, как следующее необходимое для рассмотрения условие при выборе показателя рентабельности. В случае, если речь идет о массовом рынке, при котором обслуживаемый сегмент рынка характеризуется высокой эластичностью спроса по цене и невысокими доходами потенциальных покупателей, основным показателем будет служить рентабельность собственного капитала, которая повышается за счет увеличения оборачиваемости активов.

    Выбор того или иного показателя рентабельности для целей управления зависит и от целевых установок участников бизнеса и жизненного цикла корпорации. «Если на этапе выживания компании показатели прибыльности являются показателями, которые объединяют частные цели всех участников бизнеса компании, то на этапе роста это не совсем так. На этапе роста цели участников бизнеса (собственники, акционеры, инвесторы, менеджмент и др.) могут в определенной степени противоречить друг другу. Поэтому при выборе показателя рентабельности в качестве целевого эти обстоятельства должны быть учтены в первую очередь» [2, c. 21]. Ниже приведена структура показателей эффективности возврата на вложенный капитал с учетом возможных целевых установок участников бизнеса:


Рис.1. Показатели рентабельности с учетом целевых установок участников бизнеса [2, c. 21].

   При этом:

(1). Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль /собственный капитал.

(2). Рентабельность инвестированного капитала = чистая операционная прибыль за вычетом налогов, но до выплаты процентов / инвестированный капитал.

(3). Рентабельность активов = чистая прибыль / активы.

(4). Рентабельность продаж = прибыль от продаж / выручка от продаж.

    Прежде чем выбрать показатель рентабельности в целях управления, необходимо пояснить некоторые противоречия в оценке показателей рентабельности. Автор предложенной выше схемы, как  и большинство исследователей, разделяет инвестированный капитал и активы. Разделение терминов «капитал» и «активы» отражает разные подходы – экономический и бухгалтерский. С точки зрения бухгалтерского учета чистые активы –    это актив баланса, то есть ресурсы, находящиеся в собственности предприятия, собственный капитал – это пассив баланса, другими словами, источники формирования собственных ресурсов (чистых активов). Поэтому величина собственного капитала и чистых активов совпадает, но, исходя из статей бухгалтерского баланса, они имеют разное содержание.

   При рассмотрении управления рентабельностью, нас интересует не момент перехода источников формирования ресурсов в сами ресурсы, а общее значение собственных средств корпорации, поэтому определим понятия собственный капитала и чистых активов как синонимичные. Отсюда следует, что инвестированный (совокупный) капитал – это стоимость всех активов корпорации, то есть валюта ее баланса.

   Рентабельность продукции или рентабельность продаж не подходят как ключевые показатели для управления рентабельностью в целях максимизации эффективности деятельности корпорации, поскольку отражают эффективность отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, а не эффективность в целом. Рентабельность продукции показывает степень эффективности производства, рентабельность продаж – эффективность сбыта продукции.

    В целях управления рентабельностью всего предприятия, а не отдельных направлений его деятельности, необходимо построить модель наиболее общего показателя, на основании которого можно оценить эффективность деятельности корпорации. По мнению многих аналитиков, ключевой показатель рентабельности, который может быть развернут далее в систему частных показателей – это рентабельность собственного капитала, позволяющая оценить эффективность вложенных собственниками средств.

Система отдельных частных показателей представляет собой логически-смысловую цепочку, в который каждый показатель несет определенную смысловую нагрузку. Наиболее полно структура формирования показателя рентабельности собственного капитала представлена на Рисунке 2:

Рис.2. Структура формирования показателя рентабельности собственного капитала. Источник: [3].

    Таким образом, в систему показателя рентабельности собственного капитала входят показатели эффективности всех трех видов деятельности: в обычной деятельности – это рентабельность продаж, в инвестиционной – оборачиваемость активов и финансовый рычаг в финансовой деятельности.

   Однако взять за основу оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия только рентабельность собственного капитала было бы не правильно, поскольку тогда теряется отражение эффективности использования заемного капитала. Руководство корпорации не может оценить, целесообразно ли дальше привлекать ресурсы извне только на основе модели рентабельности собственного капитала, так как один мультипликатор собственного капитала не дает знаний для принятия управленческих решений в этой области. Становится необходимым осуществление расчета рентабельности активов и сравнение ее значения со стоимостью привлекаемых ресурсов. Более того, структура капитала может влиять на прибыль (если мы не ставим целью поддержание определенного значения прибыли и, основываясь на этом, управляем структурой капитала, а такой подход осуществляется в рамках управления структурой капитала, а не управления рентабельностью корпорации) и на рентабельность собственного капитала.

   Следовательно, трехфакторная модель Дюпон для собственного капитала не дает ответ на вопрос относительно того, оптимальная ли у нас структура капитала.

   В то же время, рентабельность собственного капитала «показывает процент прибыли, приходящейся на инвестированный в корпорацию капитал собственников, и характеризует инвестиционную привлекательность бизнеса для инвесторов.

   Рентабельность инвестированного капитала зависит от эффективности определения направлений инвестирования капитала, эффективности операционной деятельности (контроль за расходами, использование активов), эффективности рыночной деятельности (ценовая политика), эффективности налоговой политики. Этот показатель целесообразно использовать для анализа деятельности корпораций и входящих в нее компаний.

    Эффективность инвестированного (совокупного) капитала, в значительной степени определяется рентабельностью собственного капитала. Рентабельность собственного и совокупного капитала связаны между собой следующим образом:

(5). Рентабельность собственного капитала

   В этой формуле произведение первых четырех дробей составляет рентабельность совокупного капитала.

    Отразим схематично данную взаимосвязь показателей рентабельности:



Рис.3. Взаимосвязь показателей рентабельности

 

   Такая модель позволяет установить, как изменилась рентабельность собственного капитала за счет структуры источников ее формирования, рентабельности оборотного капитала, доли чистой прибыли и доли собственного капитала.

   Применение данной модели допустимо при следующем ограничении:

  Основная масса прибыли корпорации  должна находиться в прибыли  от продаж, то есть корпорация получает основной доход от обычной деятельности. Если же корпорация осуществляет инвестиционную или финансовую деятельность, то управление рентабельностью на основе данной модели нецелесообразно за исключением случаев, когда в корпорации существуют самоокупаемые центры ответственности (по видам деятельности). Это означает, что в рамках своей деятельности они получают положительный финансовый результат, а при их взаимодействии применяется трансфертное ценообразование.

  Таким образом, рентабельность собственного капитала является ключевым показателем в целях управления рентабельностью корпорации. Но применять его необходимо во взаимосвязи с показателем рентабельности совокупного капитала, в противном случае руководство корпорации не сможет оценить целесообразность привлечения заемных средств или использования собственного капитала.



Список литературы

1.      Климова, Н.В. Оценка влияния факторов на показатели рентабельности [Текст] / Н.В. Когденко // Экономический анализ: теория и практика. № 20 (227). – Изд-во: ООО «Финанспресс», 2011. С. 50-54.

2.      Лисицына, Е.В. Ключевые показатели результативности в системе показателей эффективности деятельности компании [Текст] / Е.В. Лисицына, Г.С. Токаренко // Финансовый менеджмент № 4. – Изд- во: ООО «Финанспресс», 2012. С. 12-26.

3.      Сироткин, В.Б. Финансовый менеджмент фирмы [Текст]: учеб. Пособие / В.Б. Сироткин. – М.: Высшая школа, 2008. – 320 с.