Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСФОРМАЦИЯ АУДИТОРИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ КОНВЕРГЕНЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   За последние 20 лет средства массовой информации и их способы подачи новостей претерпели колоссальные изменения, связанные с развитием технологий и дигитализацией. Если раньше источниками информации были печатная пресса, радио и телевидение, то сейчас к ним добавились мобильные и интернет- ресурсы, именуемые новыми медиа.

   К. Йенсен выделяет три исторические ступени развития медиа по их типу: естественные (голос, жестикуляция), аналоговые (печать, радио, телевидение) и цифровые, главным отличием которых является сетевое взаимодействие [3].

   Наступление новой эры медиа тесно связано с понятием конвергенции. И. Кирия приводит классификацию медиаконвергенции норвежских ученых А. Фагерйорда и Т. Сторсул, согласно которой термин конвергенция имеет шесть различных интерпретаций в медийной среде [2].

   Прежде всего, ученые выделяют конвергенцию сетей, которая появилась за счет перехода с аналогового сигнала на цифровой. Становится возможным объединить телевидение и интернет, и, соответственно, одновременно получать данные из разных источников. В России ярким примером может служить цифровое телевидение Билайн. И Интернет, и телевизионный сигнал поступают по одному и тому же кабелю, за счет чего через телевизор можно посмотреть пробки, проверить социальные сети и многое другое. Более того при помощи специальной приставки можно подключить не один, а сразу четыре телевизора к цифровому сигналу.

   Более современной является технология TriplePlay. Ее принцип заключается в том, что по широкополосной передаче пользователям предоставляется доступ сразу к трем услугам: скоростному интернету, телевидению и телефонии. Существует также Quadruple play, куда добавляется еще и мобильная связь [2].

   Из конвергенции  сетей плавно  вытекает и конвергенция терминалов. За счет первого  фактора стало возможно совмещать функции разных устройств в одном. Разумеется, речь идет, прежде всего, о ноутбуках и мобильных гаджетах, к которым относятся планшеты и смартфоны. Но сюда же можно отнести и телевизор, на который осуществляется цифровое вещание, и mp3 плеер (iPod Touch позволяет своему владельцу не только слушать музыку, но и выйти в сеть).

   Далее идет конвергенция услуг, подразумевающая под собой появление совместных услуг на базе цифровых сетей и терминалов, которые поставляются одним и тем же способом, но сами по себе различны.

   Четвертым типом конвергенции в медиаиндустрии является конвергенция рынков. Так телекоммуникационные организации постепенно становятся игроками и на рынке медиа, открывая свои СМИ или за счет слияния с уже существующими медиаорганизациями.

   Кроме того выделяется конвергенция жанров и форм, которая происходит посредством совмещения разных медиаплатформ. Так на базе сайта «Новой газеты» с недавнего времени стал появляться и одноименный интернет-телеканал. Ярким же примером можно назвать сайт телеканала «Дождь», где помимо прямого эфира, и отдельных выпусков программ можно увидеть и ленту новостей. Если же говорить о жанрах, то можно заметить, как типичная газетная колонка перекочевала и в их онлайн-версии, став Интернет-колонкой.

   Наконец, стоит отметить конвергенцию регулирования, которая происходит из конвергенции рынков. За счет появления  совместных рынков,  властям необходима единая  структура, которая сможет  заниматься их регулированием.

    Обсуждение новостей вышло на совершенно новый более масштабный уровень. Вовлеченность человека в медиа процессы, благодаря Интернет-СМИ, возросла в разы, и потому традиционные СМИ постепенно теряют свою аудиторию. Сильнее всего этот процесс ощущается печатными изданиями, чьи электронные версии набирают большую популярность.

    Кроме того, не стоит забывать про «multitasking generation», представителей «цифрового поколения», которые потребляют традиционные СМИ, будь то радио или телевидение, одновременно находясь в интернете, чаще всего в социальных сетях. С. Балмаева утверждает, что поведенческие навыки «multitasking generation», в частности использование мобильных гаджетов для решения повседневных задач, порождает новый стиль мышления, который напрямую связан с потреблением информации в сети. Она характеризует его как «визуально-калейдоскопическое «NETмышление» с очень хрупким вниманием» [1]. Именно это мышление она считает причиной того, что активная аудитория традиционных СМИ переместилась в интернет, и, как следствие, сократились тиражи печатной прессы и время смотрения телевидения. Также следствиями изменившегося стиля мышления она считает фрагментацию аудитории и ее стремление к нишевым СМИ и медиаконвергенцию.

    За счет того, что теперь аудитория «считывает информацию с экрана», визуализация, интерактивность и гипертекстуальность новых медиа является залогом их успеха.

   PewResearch Center for the people & the press разделяет новостную аудиторию на четыре типа [2]: Integrators – те, кто получают информацию из традиционных и интернет-СМИ (люди с высшим образованием и средним достатком или выше среднего), Net-Newsers, которые узнают новости исключительно из интернета (молодые люди, обладающие хорошим образованием и технической грамотностью, которые используют гаджеты для получения информации из интернет СМИ и блогов, активно пользуются социальными сетями и другими сервисами), Traditionalists – приверженцы традиционных СМИ (консерваторы по натуре) и Disengaged – группа, которая совершенно не интересуется новостями.

   Эта типология относится к американской аудитории новостей, но ее можно применить и к новостной аудитории в других странах, поскольку распределение людей по типу источников информации во многом схоже. Однако вместе с этим процентное соотношение групп по отношению друг к другу варьируется в каждой стране в зависимости от множества факторов: уровня жизни, технической грамотности, проникновения новых технологий, доверия к тем или иным источникам информации и плате за нее.

   Первые две группы, Integrators и Net-Newsers, образуют конвергентную аудиторию интернет-СМИ. Они являются активными пользователями сети, которые используют различные источники для получения информации. Так для группы Integrators характерно более консервативное поведение, в то время как Net-Newsers готовы получать новости и из блогосферы и социальных сетей. Это объясняется возрастом, уровнем образования и доверия к интернет-контенту. В частности вторая группа моложе первой и в большей степени интересуется техническими новинками, позволяющими иметь доступ в интернет в любом месте. Стандартно в этой группе преобладают мужчины. Тем не менее, у этих групп есть общие характеристики, в частности высокий уровень образования и повышенный интерес к политике.

   Конечно, термин «конвергентная аудитория» применим не только к современной аудитории интернета, которая является самой динамичной и прогрессирующей, но и к любой новостной аудитории. Аудитория всегда конвергентна, поскольку информация доходит до нее из разных источников. Сложно найти людей, которые смотрят только телевизор или читают исключительно газеты, но тех, кто делает и то, и другое, достаточно много. Именно поэтому конвергентная аудитория новостей в широком смысле обозначает совокупность людей, которые получают информацию из разных источников. Но с появлением Интернета можно говорить о другом, более узком понятии этого термина. Так конвергентная аудитория представляет собой людей, которые ежедневно узнают новости в Интернете и отслеживают интересующие их события. В среднем они просматривают 2-3 новости, посвященные одной теме, на разных сайтах, поскольку им мало той информации, которую предоставляет один источник. При выборе сайтов они руководствуются следующими принципами: прежде всего у каждого есть определенный набор сайтов, который они посещают постоянно, иными словами осуществляя прямой переход, вводя его адрес в адресную строку, или при помощи закладок. Также на новостные сайты приходят при помощи поисковых систем и новостных агрегаторов RSS. Зачастую переходы на новостные сайты обеспечиваются за счет других электронных СМИ, порталов и виджетов, социальных сетей и блогов.

   Таким образом, понимание структуры конвергентной аудитории и ее поведенческих особенностей при поиске новостей поможет интернет-СМИ не только усовершенствовать способы привлечения аудитории, но и разработать новые.

 

Список литературы

1.      Балмаева,  С.  Многозадачное  поколение,  дефицит  внимания  и  конвергенция/  С.  Балмаева  // Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика. – Екатеринбург, 2011. – С. 51.

2.      Кирия, И. Мультимедиа и новые принципы новостей // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в конвергентные / под ред. Качкаевой А.Г. – М., 2010. – С. 30-47.

3.      Чучеткова, М.К вопросу о портрете аудитории современных интернет-СМИ [Электронный ресурс]. Режим доступа:     http://journ.igni.urfu.ru/index.php/component/content/article/374  свободный.     Дата     обращения 12.10.2015.