Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2016г.

Аннотация: В статье раскрываются экономические характеристики малого, среднего и крупного предпринимательства. Авторы рассматривают отрасли, в которых более широко развито предпринимательство в России, делая особый акцент на малый и средний бизнес нефтегазовой отрасли.

Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, МСП, крупный бизнес, предприятие, отрасли, нефтегазовая отрасль.

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду и характеру деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно- экономическим формам, степени использования наемного труда и т.д.

По размерам предприятия подразделяются на малые, средние, крупные.




Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее [4].

Только крупные предприятия располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами, а значит, способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, определяющие важнейшие технологические сдвиги. В то же время необходимо отметить, что в последнее время возросло количество малого и среднего предпринимательства (МСП).

Малое предпринимательство – это предпринимательство, которое базируется на деятельности малых предприятий, которые формально не входят в объединения. Малое предприятие имеет независимость в осуществлении своей хозяйственной деятельности и в распоряжении выпускаемой продукцией и прибылью [2].

Средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии является главным критерием, на основе которого предприятие относится к субъектам малого предпринимательства. Для малых предприятий этот критерий составляет до 100 человек включительно. Также критериями отнесения к малому предпринимательству выступают: объем оборота, прибыль, доход, величина активов, размер уставного капитала и т.д. Выручка организации от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 400 миллионов рублей.

Малому предпринимательству присущи следующие преимущества:

 –               более низкая потребность в первоначальном капитале;

 –               относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности;

 –               возможность быстро реагировать на изменения на рынке;

 –               сравнительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;

 –               рост числа рабочих мест, что способствует увеличению занятости населения.

 По мнению Лановой О.Г., малый бизнес – это, прежде всего создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов [3]. Таким образом, малый бизнес играет в экономике любой страны огромную роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны.

Практика показывает, что среднее предпринимательство в России не выделяется в отдельную категорию. В основном употребляют термины: «средний и крупный бизнес» или «малый и средний бизнес».

Среднее предпринимательство – это компании с установленными оборотами и количеством сотрудников. Эти компании являются лидирующим сегментом в производстве и продвижении новых товаров.

Средняя численность работников, занятых за отчетный период в компании, для среднего предпринимательства составляет 101-250 сотрудников. Выручка организации от реализации составляет от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей.

К основным преимуществам среднего предпринимательства можно отнести:

 –               создание новых рабочих мест;

–               высокая эффективность капиталовложений;

 –               более высокая доходность;

 –               большая конкурентоспособность и мобильность.

Среднее предпринимательство – это основа общественного бытия. Данный вид предпринимательства занимает промежуточное положение между крупным бизнесом, над которым осуществляет контроль государство, и малым предпринимательством, который выполняет функции обслуживания.

Рассмотрим отрасли, в которых развито малое предпринимательство в России.


Как видно из рисунка 1, наиболее развитой отраслью малого предпринимательства в России является оптовая и розничная торговля (38,8%). Самой низко развитой отраслью является сфера добычи полезных ископаемых (1%). В то же время рассмотрим показатели развития малого предприятия в разных странах (таблица 1) [6].

Таблица 1 – Показатели развития малого предпринимательства в различных странах

 

 

Страны

Количество малых

предприятий, тыс.ед.

Доля работающих в

общей численности занятых, %

Доля малых

предприятий в ВВП страны, %

Великобритания

2630

49,0

50-53

Германия

2290

46,0

50-54

Италия

3920

73,0

57-60

Франция

1980

54,0

55-62

США

19300

54,0

50-52

Япония

6450

78,0

52-55

Россия

836,2

9,6

10-11

 

Из данной таблицы видно, что развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России. В настоящее время в наиболее развитых зарубежных странах предприятия МСП составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий [1].

Крупный бизнес – это большой независимый субъект с юридическими правами, который производит большое количество продукции, выполняет работы и оказывает услуги для удовлетворения потребностей потребителей.

Крупные компании насчитают тысячу и более сотрудников, годовая выручка от продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг составляет не менее 400 миллионов рублей.

Рассмотрим основные преимущества крупного предпринимательства:

 –               способность обеспечить стабильность экономики в стране в целом;

–               способность изменять внешнюю среду предпринимательства;

 –               экономия на издержках производства;

–               вклад больших капиталов в развитие, внедрение современных технологий и т.д.

 

Таким образом, крупное предпринимательство оказывает большое влияние на национальную экономику. Именно в крупном предпринимательстве в России сосредоточены основные денежные потоки. На долю крупного бизнеса приходится 70-80% национального ВВП.

Рассмотрим, в каких отраслях развито крупное предпринимательство в России, и сравним со средним предпринимательством (таблица 2) [7].

Таблица 2 – Развитость крупного и среднего предпринимательства в различных отраслях в России

 

Отрасль

Крупный бизнес в данной

отрасли, %

Средний бизнес в данной

отрасли, %

Торговля

36,3

63,7

Пищевая, легкая, мебельная

18,6

81,4

Строительство

22,6

77,4

Финансы, аренда, недвижимость

71,2

28,8

Машиностроение

38,2

61,8

Химия

18

82

Электроэнергетика

40,2

59,8

Нефть, газ, нефтепродукты

92,1

7,9

Транспорт, связь

84,3

15,7

Металлургия и металлообработка

80,8

19,2

Наука, образование, здравоохранение

27

73

Прочие полезные ископаемые

57,1

42,9

Сельское, рыбное, лесное хозяйство

0

100

Прочие

41,8

58,2

 

Можно сделать вывод, что в нефтегазовой отрасли более развит крупный бизнес. На долю среднего предпринимательства в данной отрасли приходится всего лишь 7,9%.

Таким образом, в России средний и крупный бизнес занимают главное положение в экономике. На долю данных предприятий приходится около 80% валового внутреннего продукта. Крупное предпринимательство наиболее развито в нефтегазовой отрасли. А малый бизнес только еще находится на первом этапе своего развития и его доля на данный момент мала. Россия находится на последнем месте по развитию малого и среднего предпринимательства, а особенно в отраслях добычи углеводородного сырья.

Формирование малых и средних рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям. С одной стороны, устойчивой тенденцией является концентрация производства и  глобализация бизнеса [5].  С  другой стороны,  от роста  малого и среднего предпринимательства в сферах и подотраслях экономики, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников, выиграют не только частные предприниматели, но и государство в целом. Следовательно, нефтегазовая отрасль России также должна использовать преимущества такой формы предпринимательства, как МСП.

 

 

Список литературы

 

 

1.       Девятаева Н.В., Базарнова Т.А. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения / Н.В. Девятаева // Молодой ученый. — 2014. — №4.

2.       Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста // ИНФРА-М, 2009. 

3.       Нурмухаметов А.В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны [Текст] / А.В. Нурмухаметов // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014.—С.16-19.

4.       Тасмуханова А.Е. Экономика предприятий: учебное пособие. – Уфа: Издательство УГНТУ, 2010. – 221с.

5.       Тасмуханова А.Е. Оценка и управление рисками: учебное пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2011. – 142с.

6. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т.А. Финк // Молодой ученый. —2012. — №4.

 7.    См.:   http://expert.ru/ratings/table_381232/