01 января 2016г.
SMART-телевидение является достаточно новым и очень перспективным направлением развития мирового, в т.ч. российского телевидения.
SMART TV- относительно новая технология. Ее появление эксперты относят к 1997 году, когда компания Microsoft создала технологию MSN TV, позволяющую иметь доступ в интернет с обычного кинескопного телевизора.
Позже SMART TV получило широкое распространение. За последний период эксперты отмечает значительный скачок мировых продаж SMART TV. Такой повышенный интерес к SMART- платформе объясняется ее очевидными достоинствами по сравнению с традиционным телевидением, т.к. предоставляет возможность телевизионной аудитории иметь персонализированные услуги.
Основной принцип технологии состоит в слиянии интернета и телевидения. Появление SMART TV является примером такого, набирающего темпы в последнее время явления, как «коннективити» («connectivity»- англ.) – способности компьютеров и других электронных устройств соединяться с интернетом и компьютерами или другими электронными устройствами и программами) [1]. По нашему мнению, процесс интеграции интернета и электронных устройств можно считать коннективизацией. Этому процессу подвержено все большее количество техники, не обошел он и телевидение.
Кроме полноценного доступа в интернет SMART TV меняют и способы взаимодействия домашней электроники, делая связь между «умными» устройствами более тесной.
Коннективизация SMART-телевидения состоит в том, что к SMART платформе могут подключаться не только домашние компьютеры, но и смартфоны, планшеты, камеры и другие устройства с поддержкой отраслевой спецификации (DLNA).
SMART TV дает возможность получить бесплатный доступ к обширному массиву разного рода информации: фильмам, анимации, сериалам, шоу, образовательным и познавательным передачам в любое время суток, а также следить за новинками и премьерами, а иногда даже смотреть фильмы по телевизору прямо в день их выхода на большой экран.
Но, возможно, главное преимущество SMART-телевидения, это его экономичность, удобство и доступность. Все это становится возможным благодаря использованию трансляции видео из Сети напрямую и доступом к интернет-сервисам, которые наполняет телевизор тысячами бесплатных фильмов и телевизионных программ, находящихся в открытом доступе.
Эксперты отмечают [3], что в 2013 году количество пользователей SMART TV в России оценивалось на уровне 3,3 млн. И это количество ежеквартально неуклонно растет. Динамика количества пользователей SMART TV по России в целом, а также по центральному региону – Москве и Санкт-Петербургу представлена на Рисунке 1.
Следует отметить, что SMART-платформу пока не использует ни один из российских операторов платного телевидения. Большая часть предпочитает работать по старой схеме с существующей технологической платформой.
Внедрение SMART-телевидения в России в силу бюрократических и правовых особенностей затруднено.Крупнейшими видеоресурсами в Сети по итогам первого квартала 2013 года стали Youtube с суточной аудиторией почти 6 млн. пользователей и «Яндекс.Видео» - 2,63 млн. А из телеканалов, транслирующих свой контент в Сети, можно отметить «Первый канал», НТВ, телеканал «Дождь», Disney и ВГТРК [3].
Рис.1. Динамика количества пользователей SMART TV (февраль 2012-январь 2013 года)
Внедрение SMART-телевидения в России в силу бюрократических и правовых особенностей затруднено. Крупнейшими видеоресурсами в Сети по итогам первого квартала 2013 года стали Youtube с суточной аудиторией почти 6 млн. пользователей и «Яндекс.Видео» - 2,63 млн. А из телеканалов, транслирующих свой контент в Сети, можно отметить «Первый канал», НТВ, телеканал «Дождь», Disney и ВГТРК [2].
Многие платные телеканалы Интернете имеют нелегальный статус. Вместо того, чтобы предоставить пользователям возможность просмотра контента на платной основе (например, по модели подписок), вещатели работают через кабельные и спутниковые сети. А пользователи скачивают нужный контент из Сети бесплатно.
При этом представители крупных производителей контента не хотят менять существующий формат бизнес модели, т.к. не хотят ссориться с операторами платного телевидения, ведь работа напрямую с потребителями контента может существенным образом снизить выручку операторам. Даже наоборот, сейчас они вкладывают в рекламу и PR своих HD-пакетов огромные средства.
К тому же внедрение SMART-телевидения в России сопряжено с существенными материальными затратами, связанными с покупкой пользователями необходимых технических устройств.
В настоящее время способностью выходить в интернет, а значит возможностью функционирования SMART TV, производители наделяют преимущественно дорогие модели телевизоров, но тенденция налицо, и в ближайшем будущем будут внедрены бюджетные конвергентные устройства, стирающие границу между персональным компьютером и телевизором.
Пока же, SMART-телевидение можно назвать нишевой продукцией.
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [2], в 70 % городских домохозяйств все еще используется хотя бы один, а то и более, старый «кинескопный» телевизор. Даже в Москве, отличающейся более высоким материальным благосостоянием жителей, где 71 % семей имеют современный «тонкий» телевизор, каждая вторая семья (55 %) еще не использует устаревшие модели. При этом, уровень проникновения самых современных и технически продвинутых моделей не так уж высок: лишь 25-30 % городских домохозяйств имеют телевизоры с поддержкой HD, уровень проникновения 3D-телевизоров оценивается в 4 %, а SMART TV – в 5 %.
Но, не смотря на это, эксперты [4] достаточно оптимистично оценивают коммерческие возможности телевизоров нового поколения, прогнозируя к 2015 году количество пользователей таких телевизоров в размере 500 млн. – около 47%. А к 2017 г. будет продано 7,2 млн. SMARTTV, что составит 78% продаж всех плоскопанельных телевизоров, а наличный парк SMARTTV в России достигнет в 2017 г. 29,8 млн. установленных устройств, что составит
22% от общего парка телевизоров [5].
На
основании приведенных результатов, можно с уверенностью утверждать, что SMART TV является одной из самых притягательных функций для потенциальных пользователей.
Развитие SMART TV расширяет возможности VOD-платформ (видео по запросу), как платных так и бесплатных: растет телевизионная аудитория, увеличивается время просмотра видео, появляется возможность транслировать более «тяжелый» контент (HD, UltraHD), так как терминалом теперь является экран с большей диагональю по сравнению с персональным компьютером.
SMART TV открывает также возможности для приложений, не связанных с трансляцией видео, в первую очередь – социальным сетям. Становится возможной концепция «социального телевидения».
SMART TV также является востребованным направлением для стартапов в области телевидения, так как позволяет реализовать многие инновационные идеи на новом объемном рынке телевизионного контента.
Список литературы