Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИТУАЦИЯ НА РОССИЙСКОМ АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2015 ГОДА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

  В статье представлен анализ автомобильного рынка России, его особенностей, в частности региональных, а также ситуации на рынке на 2015 год.

   Автомобильный рынок обладает очень сложной структурой. В первую очередь, этот рынок неоднороден даже в пределах одной страны. Внутренний рынок России делиться на 2 составляющие: рынок новых автомобилей и рынок подержанных автомобилей. Рынок новых автомобилей в России более или менее однороден, в тоже время рынок подержанных автомобилей существенно различается в зависимости от региона.

   Рынок новых автомобилей подразделяется на 3 категории: отечественные автомобили, иномарки отечественной сборки и иномарки зарубежной сборки. Внутренний рынок отечественных автомобилей составляют автомобили, отечественных марок и сборки, за исключением небольшой части машин, идущих на экспорт. Иномарки отечественной сборки в полном объеме попадают на внутренний рынок. Более подробно стоит остановиться на отличиях новых отечественных и иностранных автомобилей.

   Новые отечественные автомобили. В настоящее время отечественный рынок легковых автомобилей представлен 2 производителями: АвтоВАЗ, УАЗ. Большим спросом пользуются машины производства АвтоВАЗ. Благодаря анонсу и скорому выпуску на рынок Lada Vesta и Lada X-Ray1, в большей или меньшей степени способных конкурировать с импортными автомобилями, отечественные автомобили постепенно завоевывают доверие потребителей. Ранее отечественные автомобили сильно отставали от импортных как в техническом плане, так и в плане дизайна. Надежность отечественных автомобилей также вызывала сомнения. Lada Vesta не содержит в себе каких-либо технических преимуществ в сравнении с импортными аналогами. Успех ей обеспечен, только при меньшей цене. На данном этапе развития отечественной автомобильной промышленности это единственный путь к завоеванию рынка. Постепенно возможно еще большее снижение цены, за счет импортозамещения некоторых частей автомобиля, так как на данный момент вышеназванные Vesta и X-Ray состоят из большого числа импортных деталей.

     Новые импортные автомобили. До начала кризиса в 2014 году, многие производители стремились начать сборку автомобилей на территории России. Производители, имеющие сборочные предприятия на территории Российской Федерации, имеют немного меньшие издержки, так как таможенные пошлины на ввоз узлов и агрегатов в разобранном состоянии значительно ниже пошлины на собранный автомобиль. Поэтому со временем издержки на постройку завода и новое оборудование окупаются. Сборка на территории РФ предпочтительнее и для государства, так как это увеличивает приток денег в казну за счет налогов. Ныне, из-за нестабильной ситуации в экономике России, эта тенденция приостановилась, так как производители боятся не окупить затраты на оборудование и землю. Как правило, потребителю зачастую безразлично место сборки автомобиля, поэтому иномарки отечественной и зарубежной сборки пользуются почти одинаковым спросом. Разница лишь в том, что некоторые автолюбители, проводя аналогию с отечественным автопромом и его сборкой не самого высокого качества, предпочитают импортные автомобили зарубежной сборки.


Рис.1.

 

    Подержанные импортные автомобили. Согласно статистике, предоставленной агентством “Автостат”, в центральных регионах России2 основную массу автомобилей составляют европейские, корейские и американские автомобили с левосторонним расположением руля. В Сибири и на Дальнем Востоке, основу вторичного рынка автомобилей составляют подержанные японские автомобили c правосторонним расположением руля.

    Из-за низкого качества и достаточно низкой надежности отечественных автомобилей они не пользуются большим спросом на рынке подержанных автомобилей. Так как высокий уровень импорта вредит экономике нашей страны, государство пытается ограничить импорт автомобилей, в особенности подержанных, которые также нередко не соответствуют Евро стандартам по выбросам вредных для атмосферы выхлопных газов. Главной мерой ограничения импорта стало повышение таможенных пошлин. В 2012 году была введена таблица расчета таможенных пошлин на ввоз автомобилей для физических лиц:

 

1 Lada Vesta и Lada X-Ray - новые модели АвтоВАЗ. Выпуск на рынок модели Vesta намечен на 25 ноября 2015 года, X-Ray будет выпущен в продажу в феврале 2016 года.

2   Под центральными регионами в данном случае понимается вся территория Российской Федерации, расположенная с западной стороны от Уральских гор.




 

Автомобили не старше 3 лет

Таможенная стоимость, евро

Ставка

Менее 8 500

54% от стоимости, но не менее 2,5 Евро/куб. см

8 500 – 16 700

48% от стоимости, но не менее 3,5 Евро/куб. см

16 700 – 42 300

48% от стоимости, но не менее 5,5 Евро/куб. см

42 300 – 84 500

48% от стоимости, но не менее 7,5 Евро/куб. см

84 500 – 169 000

48% от стоимости, но не менее 15 Евро/куб. см

Более 169 000

48%, но не менее 20 Евро/куб. см

 

Автомобили возрастом от 3 до 5 лет

Объем двигателя, куб. см

Ставка, евро/куб. см

От

До

0

1000

1,5

1001

1500

1,7

1501

1800

2,5

1801

2300

2,7

2301

3000

3

3001

3,6

Автомобили возрастом старше 5 лет

 

Объем двигателя, куб. см

 

Ставка, евро/куб. см

От

До

0

1000

3

1001

1500

3,2

1501

1800

3,5

1801

2300

4,8

2301

3000

5

3001

5,7

 

    Таким образом, можно прийти к выводу о том, что ввоз подержанных автомобилей старше 5 лет невыгоден настолько, что лучше, а нередко и дешевле купить новый отечественный автомобиль в России. В качестве примера можно привести ситуацию, когда на автомобильном аукционе в Японии автомобиль стоит около 100 000 руб., при этом таможенная пошлина на его ввоз будет превышать стоимость самого автомобиля в 5 и более раз. Эти меры, безусловно, существенно сократили объем импорта подержанных автомобилей, особенно японских автомобилей на Дальнем Востоке, где на таких автомобилях ездит подавляющая часть населения. Однако, эти меры также привели к появлению новых способов обхода законов, таким как ввоз автомобиля по частям и дальнейшая покупка документов от аналогичного автомобиля. Собранные в не самых лучших условиях автомобили местными механиками за небольшую плату обладают существенно меньшей прочностью и безопасностью, как для водителя и пассажиров, так и для пешеходов. Самый же дешевый способ перевозки автомобиля под документы3 является “распил”. Распил – автомобиль, ввезенный в виде 2 половинок, распиленный в стране-экспортере и сваренный в стране-импортере. Данный метод импорта автомобилей незаконен, так как технического паспорта автомобиль на таможне не получает, так как ввозиться и не как автомобиль вовсе, а как запчасти. Автомобили, ввезенные данным способом, при аварии могут распасться на 2 части. О безопасности пассажиров в данной ситуации можно не говорить вовсе. Вывод неутешительный: люди, живущие в непосредственной близости от Европы (центральные регионы России) поставлены перед выбором – либо приобрести немного поддержанный автомобиль из Европы или новый отечественный за те же деньги. Люди, живущие за Уралом и далее вплоть до восточной границы Российской Федерации привыкли к подержанным надежным японским автомобилям, но их импорт крайне дорог, а новые японские авто не дешевле европейских. В результате, либо покупать отечественный автомобиль, либо существенно доплачивать за новый японский или европейский автомобиль. Покупка подержанного “японца” в данном случае нецелесообразна, так как по цене из-за таможенной пошлины он не сильно отстает от нового импортного авто. Все усугубляется еще и тем, что  обслуживание европейских автомобилях  в этих регионах России намного  дороже ввиду  их нераспространенности. Получается замкнутый круг. Это и есть мера, заставляющая средний класс пересаживаться на отечественные автомобили или залазить в кредиты, при остром неприятии отечественной автомобильной промышленности. Данная мера остро осуждается почти всем населением Дальнего Востока, так как вместо того, чтобы способствовать улучшению качества, а соответственно и конкурентоспособности отечественных автомобилей, государство заставляет часть населения покупать то, что есть.

 3  Авто под документы – автомобиль, ввезенный незаконным способом, чаще всего по запчастям, и не имеющий технического паспорта.


   В добавок к высоким таможенным пошлинам в 2014 году обострилась политическая ситуация в мире и курс рубля рухнул. Это критически сказалось на продажах автомобилей.

   Объемы продаж автомобилей на октябрь 2015 года. В отчете о продажах новых автомобилей за октябрь, предоставленным Ассоциацией Европейского Бизнеса заметно сильное падение продаж автомобилей. За октябрь 2015 года было продано лишь 129 958 машин. В докризисный 2013 год за тот же октябрь было продано 234 481 шт. За 10 месяцев 2015 года было продано 1 322 681 автомобиль, в 2013 году показатели были намного выше – 2 148 900 автомобилей. Заметно общее падение продаж более, чем на 30%. Также за 10 месяцев 2015 года количество автодилеров уменьшилось на 200 и теперь их количество составляет 3 800 шт., о чем отчиталось аналитическое агентство “Автостат”. Впервые за несколько лет, компании уменьшили количество своих автодилеров, а не увеличили. Все это говорит об удручающем положении российского рынка новых автомобилей.

    Ситуация на рынке подержанных автомобилей выглядит лучше. По данным аналитического агентства “Автостат” продажи легковых автомобилей на вторичном рынке за октябрь составили 481 900 автомобилей, что на 10% меньше, чем в октябре 2014 года. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что россияне сегодня отдают предпочтение подержанным машинам, так как рост цен на них ниже. Поэтому рынок подержанных автомобилей от кризиса страдает меньше, за счет уменьшения доли продаж новый автомобилей.

   Таким образом можно прийти к выводу о том, что в условиях кризиса автомобильный рынок достаточно сильно пострадал, люди не стремятся к приобретению новых автомобилей. Продажи подержанных автомобилей снижаются, хотя и не так сильно, как продажи новых, население продолжает ездить на достаточно старых автомобилях, большинство из которых были импортированы еще до кризиса и до повышения таможенных пошлин. В то же время, отечественная автомобильная промышленность продолжает развиваться и благодаря повышению цен на импортные автомобили может увеличить свою долю на рынке.

 

Список литературы

1.      Городкова С.А., Ватлина Л.В., Боркова Е.А., Никифорова А.А. Мониторинг экономического состояния региона на пути инновационного развития России/ Коллективная монография в 2 частях / Чита, 2015. Том Часть 1. C. 190.

2.      "За год в России стало на две сотни дилеров меньше" (9 Ноября 2015 г.) [электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.autostat.ru/news/view/23708/

3.      Иномарки с пробегом – лидеры в регионах РФ (9 Ноябрь 2015 г.) [электронный ресурс] - Режим доступа - URL:   http://www.autostat.ru/news/view/23715/

4.      Российский рынок подержанных автомобилей – октябрь 2015 года [электронный ресурс] - Режим доступа - URL:   http://www.autostat.ru/news/view/23750/

5.      Падение рынка новых автомобилей в РФ ускорилось. В октябре «в минусе» оказались все производители [электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://news.drom.ru/37542.html

6.      Таблица таможенных пошлин на легковые автомобили [электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.drom.ru/customs/cartable.php#fiz