12 января 2016г.
На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.
Китай является четвертым по значению (после Германии, США и Италии) в объеме внешнеторгового товарооборота России. В свою очередь Российская Федерация входит в десятку крупнейших партнеров Китайской Народной Республики. Также следует отметить положительную динамику роста внешней торговли РФ и КНР в последние годы. Особо стремительно растут обороты торговых отношений в области доставки товаров с Таобаоcn.shopotam.ru, являющийся русскоязычным сервисом покупок на Taobao. Здесь представлен обширный каталог популярных вещей и изделий.
Экономика Китайской Народной Республики в настоящее время стабильно развивается. Однако по оценке экспертов Азиатского банка развития вскоре произойдет замедление темпов роста экспорта этой страны, то есть экономике Китая необходимо «осуществить мягкую посадку».
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество — одно из приоритетных направлений взаимодействия двух государств. Две державы являются не только пограничными государствами, но и торговыми партнерами (Рисунок 1). Международная интеграция стран в мировое экономическое пространство становится исключительно важным обеспечением взаимовыгодного, эффективного партнерства между государствами, а для увеличение темпов развития КНР необходимо увеличить трансграничное экономическое сотрудничество с РФ, в том числе с Дальневосточным регионом Российской Федерации.
Рис.1. Объемы торговля Китая с Россией, млрд. доллар, США [5]
В результате начавшейся в 1990-е годы переориентации внешнеторговых отношений Дальнего Востока России на страны АТР (в том числе КНР), экономическое сотрудничество с Китаем в последнее время имеет исключительно важное значение. В XXI веке региональное и трансграничное торговое и экономическое сотрудничество России с Китаем будет иметь ключевое значение для развития Дальнего Востока России и всего региона Юго-Восточной Азии. Более тесная интеграция с китайской экономикой весьма полезна для Дальневосточного
региона России, который динамично развивается в последние два десятилетия. Это сотрудничество способно привлечь существенные экономические ресурсы для регионального развития.
Одним из способов экономического роста ДВР может стать трансграничное сотрудничество с КНР. Китай имеет большой опыт трансграничной торговли. В последние годы Дальнему Востоку стала принадлежать значительная роль в формировании товарной структуры российского экспорта в Китай и страны Северо- Восточной Азии. Однако развитие приграничной торговли сопряжено с многочисленными политическими и экономическими трудностями. Трансграничное сотрудничество Дальнего Востока и КНР затруднено из-за многих факторов. Активное освоение Дальневосточного региона представителями китайских диаспор и бизнеса вызывает
тревогу местного населения. Во внешнеторговом обороте Дальневосточного региона России и Северно- Восточного Китая преобладает торговля, а не инвестиции. Торговля с КНР отличается нестабильностью, что препятствует увеличению товарооборота. Товарная структура российско-китайской торговли в последние несколько лет не претерпевает существенных изменений. В структуре китайского экспорта преобладают изделия легкой промышленности и переработанные сырьевые товары, а также электротехнические товары. Кроме того, сохраняется низкое качество китайских товаров. С российской стороны во внешнеторговом обороте преобладает сырьевая структура, а не разработки «высоких технологий». В расчетах товарооборота РФ и КНР существуют расхождения в официальных данных. Более того, различия в подсчетах объемов товарооборота России и Китая весьма существенны. Расчеты
в приграничной торговле весьма сложны и непрозрачны, так как практикуются нелегальные переводы денег. Действительно, проконтролировать денежные вложения китайских бизнесменов очень сложно, тем не менее, Россия и Китай совершенствуют систему торговых расчетов.
Для стимулирования торгового оборота в приграничных районах Китая и ДВР вводятся рублево-юаневые расчеты.
Расчеты проводятся через Хабаровский, Читинский и Благовещенский филиалы ВТБ, а также через три приграничных филиала китайского Промторгбанка, который является крупнейшим коммерческим банком страны. Однако китайские банки не всегда
готовы предоставить коммерческие кредиты бизнесу в необходимом объеме.
Таким образом, рассматривая основные направления развития приграничной и трансрегиональной торговли КНР и РФ, можно отметить, что взаимовыгодное торговое сотрудничество развивается и расширяется.
Используя стандартный институт ― специальную экономическую зону, можно подобрать подходящие для КНР и РФ правила внешней торговли в региональном контексте. Данную концепцию развития трансграничной торговли ДВР и северных провинций КНР следует считать весьма перспективной для дальнейшего развития внешнеторговой стратегии регионов Дальнего Востока России. В результате реализации этих позитивных тенденций пограничная материковая часть Дальнего Востока начнет выполнять роль «инфраструктурного стыка» или «инфраструктурного моста» между Россией и Европой с одной стороны, и странами АТР, в первую очередь СВА («Большой тройки»), с другой. Следует отметить, что в случае исключения из процессов экономической интеграции в СВА, Россия может оказаться
на периферии глобализационных процессов в Юго- Восточной Азии [1].
Вопрос о двухстороннем (в том числе и региональном) сотрудничестве России и
Китая в области торговли и экономического развития не следует рассматривать только в рамках Всемирной Торговой Организации. ВТО — это не единственное политико-правое пространство, регулирующее торгово-экономические отношения. Поэтому России следует развивать сотрудничество в каком-либо проекте регионального сотрудничества. Весьма перспективным направлением российско-китайской торговли становится экспорт российских энергетических ресурсов, что создает предпосылки для развития торгового оборота с КНР. Для этого предстоит создать систему внешнеторговых и инвестиционных стимулов, направленных на развитие экспортно-ориентированных производств в сырьевых секторах экономики Дальнего Востока.
Современная политика трансграничной торговли регионов России с Китаем определяется в настоящее время в
большей степени
тактическими экономическими интересами сторон, однако необходимо в
большей мере решать перспективные, стратегические задачи (Табл.1).
Для интенсификации российско-китайских трансграничных торговых отношений необходимо развивать российско-китайское экономическое, научно-техническое сотрудничество и взаимодействие в
сфере инвестиций. Однако прямое субсидирование определенных ориентированных на экспорт в Китай отраслей (наподобие стимулирования развития бизнеса в Китае) будет приводить к консервации используемых технологий, на основе которых невозможно достичь конкурентоспособности на мировом рынке.
Таблица 1 Перечень объектов инфраструктуры Приморского
края и Хабаровского края с Хэйлунцзянским экономическим поясом земно-морского шелкового пути
№ п.п.
|
Наименование объекта
|
Состояние
|
1
|
Железнодорожный мост от Тонцзяна Китая
до Нижнеленинска
|
Успешно проводится строительство с Китайской
стороной данного объекта.
|
2
|
Приморье-1 Владивосток-Гродеково-
Суйфеньхэ-Харбин международный транспортный коридор и строительство пограничных пунктов
|
КНР
и РФ стороны составляют группу экспертов, обсуждают
содержании проекта строительства, стандарт строительства и т.д.
|
3
|
Перестройка трансграничной ж.д. от Суйфеньхэ КНР до Гродеково РФ.
|
Обе
стороны обсуждают данный объект как
важную часть международного транспортного коридора Приморье-1
|
4
|
Хэйлунцзянский шоссейного моста от Хэйхэ до Благовещенска
|
Начальная часть объекта завершена
КНР.
Российская сторона должна скорее начать строительство своей части объекта.
|
5
|
Трансграничная зона торгово- экономического сотрудничества в Большом Уссурийском острове
|
Часть проектов российской
стороны Большого
Уссурийского
острова утверждена РФ в формате зоне опережающего развития.
Часть проектов КНР
утверждена Государственным советом Китая
в контексте демонстрационной зоны для РФ.
|
6
|
Железная дорога от Дуннина КНР до Уссурийска РФ
|
Предлагается Дальневосточному отделению ж.д.
и Приморскому краю организовать начальную работу объекта.
|
Источник: [6]
Для увеличения российского экспорта в Китай России важно развивать перерабатывающие отрасли. Вескими причинами для этого являются ограниченность природных ресурсов в долгосрочной перспективе и высокая доходность в таких отраслях, по сравнению с сырьевыми секторами экономики. Пример Китая демонстрирует успешный результат развития перерабатывающих отраслей, который проявляется в совокупном росте ВВП страны.
Одним из инструментов такой поддержки устойчивого развития перерабатывающих производств являются зонтичные структуры, как определяющие элементы инновационно-инвестиционной политики и инфраструктуры и, как форма повышения инвестиционной привлекательности территории [4]. В настоящее время наполнением данного
направления политики в Российской Федерации является создание территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке (ТОСЭР).
«Зонтичные» структуры включают в себя технополисы, научно-технологические парки, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и
другие формы, а в
иерархическом их отношении первый уровень занимают
особые экономические зоны и
технополисы, второй – технопарки, третий или низший
уровень – инновационные центры, бизнес-инкубаторы и теплицы.
В китайской практике существует несколько разновидностей свободных экономических зон (СЭЗ): пять особых экономических районов (ОЭР), 54 государственные зоны технико-экономического развития (ГЗТЭР), 53 зоны развития новой и высокой технологии государственного значения (ЗРНВТ), 15 беспошлинных зон (БЗ), 14 приграничных зон экономического сотрудничества (ЗПЭС), 57 экспортно-производственных зон (ЭПЗ) [2, 3].
Главное назначение технопарков заключается в усиление инновационного стиля развития с целью повышения эффективности хозяйствования всех субъектов данных образований и территории. Важнейшей функцией бизнес-инкубаторов является поиск источников инвестиций, создание соответствующей инфраструктуры для НИОКР и внедрения наработок, ориентация на нововведения предпринимателей, экономия общехозяйственных расходов, обеспечение безопасности, формирование хорошего имиджа предприятия, предоставление инфраструктуры и посреднических услуг.
В Китайской народной республике характеристика и стимулирование инноваций и инвестиций в СЭЗ весьма разнообразны (Табл.2).
Одной из задач такого российско-китайского взаимодействия выступает создания целостной инфраструктуры межстранового трансфера технологий, играющего ключевую роль в обеспечении инновационного процесса. К таковым
инфраструктурным объектам сегодня относится Хейлунцзянский центр Китайско-российского
научно-технического сотрудничества.
Таблица 2 Характеристика моделей развития СЭЗ КНР
Модель
|
Цель
создания
|
Льготы и
преференции
|
Специализация
|
Функции
|
Зона свободной торговли (ЗСТ)
|
поощрение внешней и транзитной торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек
|
освобождение от таможенных пошлин
|
свободные порты и
зоны, беспошлинные, банковские и страховые зоны, зоны свободного предпринимательства
|
внешняя и транзитная торговля
|
Экспортно- производ- ственные зоны
(ЭПЗ)
|
развитие приоритетных отраслей промышленности, развитие депрессивных регионов, стимулирование экспорта, привлечение инвестиций
|
специальный
таможенный режим, налоговые и финансовые льготы, снижение и отмена пошлин, регулирование подоходного налога, налоговые вычеты (НИОКР, кадры)
|
зоны свободного предпринимательства
,
зоны технико- экономического развития
|
обрабаты- вающая промышленност ь,
ее ориентация на экспорт
|
Комплексн ые зоны (КЗ)
|
развитие внешней
торговли, экспортозамещающего производства, финансового и страхового рынков, коммуникаций, туризма
|
благоприятный
валютный, финансовый, фискальный режим, высокий уровень секретности, лояльность властей
|
сервисные зоны, оффшорные зоны, налоговые гавани, зоны технико- экономического развития
|
комплексообразо вание, концентрация, кооперация и специализация
|
Научно- промышлен ные парки (НПП)
|
развитие НТП, генерация предпринимательства, в НИОКР, создание малых предприятий на основе коммерциализации нововведений
|
поощрение
венчурного бизнеса, налоговые льготы, механизмы соединения науки, инноватики и производства
|
технополисы, технопарки, зоны развития новых и высоких технологий, инновационные центры
|
концентрация НИР, проектных, НПО
предприятий, привлечение инвестиций
|
Источник: [2].
Примерами проектируемых и уже реализуемых зонтичных структур в составе экономического земно- морского шелкового пути Китая является создание Китайско-Российской трансграничной научно-технической зоны «Суйфеньхэ Пограничный», где предусматривается интеграция внутренних и зарубежных зон Суйфеньхэ, развитие глубокой деревообработки, современной логистики, производства «зеленого питания», электронной торговли, фотоэлектрической, биологической медицины; а также другие проекты на Дальнем Востоке РФ (Табл.3).
Таблица 3 Проекты провинции Хэйлунцзяна на Дальнем Востоке Российской Федерации.
Наименование зоны
|
Место нахождения
|
Состоян ие
|
Срок
строител ьства
|
Главные содержание и масштабы строительства
|
Псковская
зона деревообработки в
|
п. Псково
Еврейской автономной
|
В
строител ьстве
|
2009г.
|
Промышленность глубокой
деревообработки,
площадь освоения 500 тыс. м2;
капиталовложения на |
п.Псково
|
области
|
|
|
инфраструктуру 20,92 млн. долларов
США
|
Амазарская
зона торго- экономического сотрудничества
|
п.Амазар Забайкальского края
|
В
строител ьстве
|
2011г.
|
Деревообработка, производство
целлюлозы, площадь освоения 4,570 млн. м2
м; капиталовложения на инфраструктуру 75,64 млн. долларов США.
|
Зона торгово-
экономического сотрудничества в Уссурийске
|
г.Уссурийск Приморского края
|
В
строител ьстве
|
2006г.
|
Обувь, производство одежды,
деревообработка, площадь освоения 540 тыс. м2; капиталовложения на инфраструктуру 180 млн. долларов США.
|
«Хуаюй» зона
торгово- экономического сотрудничества
|
Октябрьский
район Приморского края
|
В
строител ьстве
|
2006г.
|
Легкая промышленность, логистика,
сельское хозяйство; площадь освоения 4 млн. м2; капиталовложения на инфраструктуру 125 млн. долларов США.
|
«Хуасинь»
Зона о современном сельскохозяйственно м экономическом сотрудничестве
|
Приморский край
|
В
строител ьстве
|
2004г.
|
Сельскохозяйственное производство, площадь освоения 1,56 млн. м2; капиталовложения на инфраструктуру 36,5 млн. долларов США.
|
«Найли» промышленная зона в Биробиджане
|
Район г.
Биробиджан Еврейской автономной области
|
В
строител ьстве
|
2009г.
|
Деревообработка, площадь освоения 770 тысяч
м2;
капиталовложения на инфраструктуру 35 млн. долларов США.
|
Китайско-Российская
торгово-экономи- ческая зона по деревообработке в г.Дальнереченск
|
г.Дальнереченск Приморского края
|
В
строител ьстве
|
2011г.
|
Деревообработка, площадь освоения 2 млн. м2; капиталовложения на инфраструктуру 20 млн. долларов США
|
Источник: [1].
Таким образом, торговое партнерство РФ и КНР имеет тенденцию к развитию и основано не только на сырьевом экспорте, но и на обмене высокими технологиями. Долгосрочными целями сотрудничества двух стран являются развитие производительных сил, наращивание и укрепление промышленного потенциала, повышение жизненного уровня населения двух стран на основе создания совместных предприятий, а также совместных инвестиционно-инновационной инфраструктуры - зонтичных структур на трансграничных территориях.
Список литературы
1. Головач, В.М. Беларусь-Дальний Восток-Китай: к многообразию «шелковых путей» / В.М. Головач // Власть и управление на Восток России.
– №
3 (72). – 2015. – С. 30-34.
2. Го, дисс. …к.э.н. / Шухун Го.
– Хабаровск, ТОГУ, 2010. – 131 с.
3. Зубарев, А.Е. Классификация и характеристика свободных экономических зон (СЭЗ) КНР / А.Е. Зубарев, Го Шу Хун // Власть
и управление на Востоке России. – 2008. – № 4. – С. 18-24.
4.
Механизмы управления устойчивым развитием лесного комплекса / В.К. Резанов [и др.]; под ред. В.К. Резанова, К.В. Резанова. – Владивосток: Дальнаука, 2015. – 511 с.
5. 世界银行数据库. (Всемирный банк) http://www.worldbank.org/eca/russian/
6. .国“一带一路”中的黑龙江陆海丝绸之路.黑龙江省访问俄罗斯滨海边疆区和哈巴罗夫斯克边疆区代表团// Земно-морский щелковый путь Хэйлунцзяна - из проекта «Один пояс, один путь Китая». Визит делегация провинции Хэйлунцзяна в Приморский и Хабаровский край России в мае 2015.
7. Шухун. Свободные экономические зоны как эффективная форма развития экономики (на примере КНР):