Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РФ И КНР В КОНТЕКСТЕ «ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.

    Китай является четвертым по значению (после Германии, США и Италии) в объеме внешнеторгового товарооборота России. В свою очередь Российская Федерация входит в десятку крупнейших партнеров Китайской Народной Республики. Также следует отметить положительную динамику роста внешней торговли РФ и КНР в последние годы. Особо стремительно растут обороты торговых отношений в области доставки товаров с Таобаоcn.shopotam.ru, являющийся русскоязычным сервисом покупок на Taobao. Здесь представлен обширный каталог популярных вещей и изделий.

   Экономика Китайской Народной Республики в настоящее время стабильно развивается. Однако по оценке экспертов Азиатского банка развития вскоре произойдет замедление темпов роста экспорта этой страны, то есть экономике Китая необходимо «осуществить мягкую посадку».

     Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество — одно из приоритетных направлений взаимодействия двух государств. Две державы являются не только пограничными государствами, но и торговыми партнерами (Рисунок 1). Международная интеграция стран в мировое экономическое пространство становится исключительно важным обеспечением взаимовыгодного, эффективного партнерства между государствами, а для увеличение темпов развития КНР необходимо увеличить трансграничное экономическое сотрудничество с РФ, в том числе с Дальневосточным регионом Российской Федерации.


Рис.1. Объемы торговля Китая с Россией, млрд. доллар, США [5]
    
    В результате начавшейся в 1990-е годы переориентации внешнеторговых отношений Дальнего Востока России на страны АТР (в том числе КНР), экономическое сотрудничество с Китаем в последнее время имеет исключительно важное значение. В XXI веке региональное и трансграничное торговое и экономическое сотрудничество России с Китаем будет иметь ключевое значение для развития Дальнего Востока России и всего региона Юго-Восточной Азии. Более тесная интеграция с китайской экономикой весьма полезна для Дальневосточного региона России, который динамично развивается в последние два десятилетия. Это сотрудничество способно привлечь существенные экономические ресурсы для регионального развития.

    Одним из способов экономического роста ДВР может стать трансграничное сотрудничество с КНР. Китай имеет большой опыт трансграничной торговли. В последние годы Дальнему Востоку стала принадлежать значительная роль в формировании товарной структуры российского экспорта в Китай и страны Северо- Восточной Азии. Однако развитие приграничной торговли сопряжено с многочисленными политическими и экономическими трудностями. Трансграничное сотрудничество Дальнего Востока и КНР затруднено из-за многих факторов. Активное освоение Дальневосточного региона представителями китайских диаспор и бизнеса вызывает тревогу местного населения. Во внешнеторговом обороте Дальневосточного региона России и Северно- Восточного Китая преобладает торговля, а не инвестиции. Торговля с КНР отличается нестабильностью, что препятствует увеличению товарооборота. Товарная структура российско-китайской торговли в последние несколько лет не претерпевает существенных изменений. В структуре китайского экспорта преобладают изделия легкой промышленности и переработанные сырьевые товары, а также электротехнические товары. Кроме того, сохраняется низкое качество китайских товаров. С российской стороны во внешнеторговом обороте преобладает сырьевая структура, а не разработки «высоких технологий». В расчетах товарооборота РФ и КНР существуют расхождения в официальных данных. Более того, различия в подсчетах объемов товарооборота России и Китая весьма существенны. Расчеты в приграничной торговле весьма сложны и непрозрачны, так как практикуются нелегальные переводы денег. Действительно, проконтролировать денежные вложения китайских бизнесменов очень сложно, тем не менее, Россия и Китай совершенствуют систему торговых расчетов. Для стимулирования торгового оборота в приграничных районах Китая и ДВР вводятся рублево-юаневые расчеты. Расчеты проводятся через Хабаровский, Читинский и Благовещенский филиалы ВТБ, а также через три приграничных филиала китайского Промторгбанка, который является крупнейшим коммерческим банком страны. Однако китайские банки не всегда готовы предоставить коммерческие кредиты бизнесу в необходимом объеме.

   Таким образом, рассматривая основные направления развития приграничной и трансрегиональной торговли КНР и РФ, можно отметить, что взаимовыгодное торговое сотрудничество развивается и расширяется.  

    Используя стандартный институт ― специальную экономическую зону, можно подобрать подходящие для КНР и РФ правила внешней торговли в региональном контексте. Данную концепцию развития трансграничной торговли ДВР и северных провинций КНР следует считать весьма перспективной для дальнейшего развития внешнеторговой стратегии регионов Дальнего Востока России. В результате реализации этих позитивных тенденций пограничная материковая часть Дальнего Востока начнет выполнять роль «инфраструктурного стыка» или «инфраструктурного моста» между Россией и Европой с одной стороны, и странами АТР, в первую очередь СВА («Большой тройки»), с другой. Следует отметить, что в случае исключения из процессов экономической интеграции в СВА, Россия может оказаться на периферии глобализационных процессов в Юго- Восточной Азии [1].

   Вопрос о двухстороннем (в том числе и региональном) сотрудничестве России и Китая в области торговли и экономического развития не следует рассматривать только в рамках Всемирной Торговой Организации. ВТО — это не единственное политико-правое пространство, регулирующее торгово-экономические отношения. Поэтому России следует развивать сотрудничество в каком-либо проекте регионального сотрудничества. Весьма перспективным направлением российско-китайской торговли становится экспорт российских энергетических ресурсов, что создает предпосылки для развития торгового оборота с КНР. Для этого предстоит создать систему внешнеторговых и инвестиционных стимулов, направленных на развитие экспортно-ориентированных производств в сырьевых секторах экономики Дальнего Востока.

    Современная политика трансграничной торговли регионов России с Китаем определяется в настоящее время в большей степени тактическими экономическими интересами сторон, однако необходимо в большей мере решать перспективные, стратегические задачи (Табл.1).

   Для интенсификации российско-китайских трансграничных торговых отношений необходимо развивать российско-китайское экономическое, научно-техническое сотрудничество и взаимодействие в сфере инвестиций. Однако прямое субсидирование определенных ориентированных на экспорт в Китай отраслей (наподобие стимулирования развития бизнеса в Китае) будет приводить к консервации используемых технологий, на основе которых невозможно достичь конкурентоспособности на мировом рынке.


Таблица 1 Перечень объектов инфраструктуры Приморского края и Хабаровского края с Хэйлунцзянским экономическим поясом земно-морского шелкового пути

 

№ п.п.

Наименование объекта

 

Состояние

 

1

Железнодорожный мост от Тонцзяна Китая

до Нижнеленинска

Успешно проводится строительство с Китайской

стороной данного объекта.

 

 

2

Приморье-1 Владивосток-Гродеково-

Суйфеньхэ-Харбин международный транспортный коридор и строительство пограничных пунктов

 

КНР и РФ стороны составляют группу экспертов, обсуждают содержании проекта строительства, стандарт строительства и т.д.

 

3

 

Перестройка трансграничной ж.д. от Суйфеньхэ КНР до Гродеково РФ.

Обе стороны обсуждают данный объект как

важную часть международного транспортного коридора Приморье-1

4

 

Хэйлунцзянский шоссейного моста от Хэйхэ до Благовещенска

Начальная часть объекта завершена КНР.

Российская сторона должна скорее начать строительство своей части объекта.

 

 

5

 

 

Трансграничная зона торгово- экономического сотрудничества в Большом Уссурийском острове

Часть проектов российской стороны Большого

Уссурийского острова утверждена РФ в формате зоне опережающего развития.

Часть проектов КНР утверждена Государственным советом Китая в контексте демонстрационной зоны для РФ.

6

 

Железная дорога от Дуннина КНР до Уссурийска РФ

Предлагается Дальневосточному отделению ж.д.

и Приморскому краю организовать начальную работу объекта.

Источник: [6]

 

   Для увеличения российского экспорта в Китай России важно развивать перерабатывающие отрасли. Вескими причинами для этого являются ограниченность природных ресурсов в долгосрочной перспективе и высокая доходность в таких отраслях, по сравнению с сырьевыми секторами экономики. Пример Китая демонстрирует успешный результат развития перерабатывающих отраслей, который проявляется в совокупном росте ВВП страны.

    Одним из инструментов такой поддержки устойчивого развития перерабатывающих производств являются зонтичные структуры, как определяющие элементы инновационно-инвестиционной политики и инфраструктуры и, как форма повышения инвестиционной привлекательности территории [4]. В настоящее время наполнением данного направления политики в Российской Федерации является создание территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке (ТОСЭР).

    «Зонтичные» структуры включают в себя технополисы, научно-технологические парки, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и другие формы, а в иерархическом их отношении первый уровень занимают особые экономические зоны и технополисы, второй – технопарки, третий или низший уровень – инновационные центры, бизнес-инкубаторы и теплицы.

   В китайской практике существует несколько разновидностей свободных экономических зон (СЭЗ): пять особых экономических районов (ОЭР), 54 государственные зоны технико-экономического развития (ГЗТЭР), 53 зоны развития новой и высокой технологии государственного значения (ЗРНВТ), 15 беспошлинных зон (БЗ), 14 приграничных зон экономического сотрудничества (ЗПЭС), 57 экспортно-производственных зон (ЭПЗ) [2, 3].

   Главное назначение технопарков заключается в усиление инновационного стиля развития с целью повышения эффективности хозяйствования всех субъектов данных образований и территории. Важнейшей функцией бизнес-инкубаторов является поиск источников инвестиций, создание соответствующей инфраструктуры для НИОКР и внедрения наработок, ориентация на нововведения предпринимателей, экономия общехозяйственных расходов, обеспечение безопасности, формирование хорошего имиджа предприятия, предоставление инфраструктуры и посреднических услуг.

   В Китайской народной республике характеристика и стимулирование инноваций и инвестиций в СЭЗ весьма разнообразны (Табл.2).

    Одной из задач такого российско-китайского взаимодействия выступает создания целостной инфраструктуры межстранового трансфера технологий, играющего ключевую роль в обеспечении инновационного процесса. К таковым инфраструктурным объектам сегодня относится Хейлунцзянский центр Китайско-российского научно-технического сотрудничества.


Таблица 2 Характеристика моделей развития СЭЗ КНР

 

 

Модель

Цель

создания

Льготы и

преференции

 

Специализация

 

Функции

 

Зона свободной торговли (ЗСТ)

 

поощрение внешней и транзитной торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек

 

 

освобождение от таможенных пошлин

свободные порты и

зоны, беспошлинные, банковские и страховые зоны, зоны свободного предпринимательства

 

 

внешняя и транзитная торговля

 

 

Экспортно- производ- ственные зоны

(ЭПЗ)

развитие приоритетных отраслей промышленности, развитие депрессивных регионов, стимулирование экспорта, привлечение инвестиций

специальный

таможенный режим, налоговые и финансовые льготы, снижение и отмена пошлин, регулирование подоходного налога, налоговые вычеты (НИОКР, кадры)

 

 

 

зоны свободного предпринимательства

,

зоны технико- экономического развития

 

 

обрабаты- вающая промышленност ь,

ее ориентация на экспорт

 

 

 

Комплексн ые зоны (КЗ)

развитие внешней

торговли, экспортозамещающего производства, финансового и страхового рынков, коммуникаций, туризма

благоприятный

валютный, финансовый, фискальный режим, высокий уровень секретности, лояльность властей

 

сервисные зоны, оффшорные зоны, налоговые гавани, зоны технико- экономического развития

комплексообразо вание, концентрация, кооперация и специализация

 

 

Научно- промышлен ные парки (НПП)

 

развитие НТП, генерация предпринимательства, в НИОКР, создание малых предприятий на основе коммерциализации нововведений

поощрение

венчурного бизнеса, налоговые льготы, механизмы соединения науки, инноватики и производства

 

технополисы, технопарки, зоны развития новых и высоких технологий, инновационные центры

 

концентрация НИР, проектных, НПО

предприятий, привлечение инвестиций

Источник: [2].

 

    Примерами проектируемых и уже реализуемых зонтичных структур в составе экономического земно- морского шелкового пути Китая является создание Китайско-Российской трансграничной научно-технической зоны «Суйфеньхэ Пограничный», где предусматривается интеграция внутренних и зарубежных зон Суйфеньхэ, развитие глубокой деревообработки, современной логистики, производства «зеленого питания», электронной торговли, фотоэлектрической, биологической медицины; а также другие проекты на Дальнем Востоке РФ (Табл.3).


Таблица 3 Проекты провинции Хэйлунцзяна на Дальнем Востоке Российской Федерации.



Наименование зоны

 

Место нахождения

 

Состоян ие

Срок

строител ьства

 

Главные содержание и масштабы строительства

Псковская

зона деревообработки в

п. Псково

Еврейской автономной

В

строител ьстве

2009г.

Промышленность глубокой

деревообработки, площадь освоения 500 тыс. м2; капиталовложения на

п.Псково

области

инфраструктуру 20,92 млн. долларов

США

 

Амазарская зона торго- экономического сотрудничества

п.Амазар Забайкальского края

В

строител ьстве

 

 

 

2011г.

Деревообработка, производство

целлюлозы, площадь освоения 4,570 млн. м2 м; капиталовложения на инфраструктуру 75,64 млн. долларов США.

Зона торгово-

экономического сотрудничества в Уссурийске

 

г.Уссурийск Приморского края

 

В

строител ьстве

 

 

2006г.

Обувь, производство одежды,

деревообработка, площадь освоения 540 тыс. м2; капиталовложения на инфраструктуру 180 млн. долларов США.

«Хуаюй» зона

торгово- экономического сотрудничества

Октябрьский

район Приморского края

 

В

строител ьстве

 

 

2006г.

Легкая промышленность, логистика,

сельское хозяйство; площадь освоения 4 млн. м2; капиталовложения на инфраструктуру 125 млн. долларов США.

«Хуасинь»

Зона о современном сельскохозяйственно м экономическом сотрудничестве

 

 

Приморский край

 

В

строител ьстве

 

 

 

2004г.

 

Сельскохозяйственное производство, площадь освоения 1,56 млн. м2; капиталовложения на инфраструктуру 36,5 млн. долларов США.

 

«Найли» промышленная зона в Биробиджане

Район г.

Биробиджан Еврейской автономной области

 

В

строител ьстве

 

 

 

2009г.

 

Деревообработка, площадь освоения 770 тысяч м2; капиталовложения на инфраструктуру 35 млн. долларов США.

Китайско-Российская

торгово-экономи- ческая зона по деревообработке в г.Дальнереченск

 

г.Дальнереченск Приморского края

 

В

строител ьстве

 

 

 

2011г.

 

Деревообработка, площадь освоения 2 млн. м2; капиталовложения на инфраструктуру 20 млн. долларов США

Источник: [1].

 

     Таким образом, торговое партнерство РФ и КНР имеет тенденцию к развитию и основано не только на сырьевом экспорте, но и на обмене высокими технологиями. Долгосрочными целями сотрудничества двух стран являются развитие производительных сил, наращивание и укрепление промышленного потенциала, повышение жизненного уровня населения двух стран на основе создания совместных предприятий, а также совместных инвестиционно-инновационной инфраструктуры - зонтичных структур на трансграничных территориях.

 

Список литературы

1.      Головач, В.М. Беларусь-Дальний Восток-Китай: к многообразию «шелковых путей» / В.М. Головач // Власть и управление на Восток России. – № 3 (72). – 2015. – С. 30-34.

2.      Го, дисс. …к.э.н. / Шухун Го. – Хабаровск, ТОГУ, 2010. – 131 с.

3.      Зубарев, А.Е. Классификация и характеристика свободных экономических зон (СЭЗ) КНР / А.Е. Зубарев, Го Шу Хун // Власть и управление на Востоке России. – 2008. – № 4. – С. 18-24.

4.      Механизмы управления устойчивым развитием лесного комплекса / В.К. Резанов  [и др.]; под ред. В.К. Резанова, К.В. Резанова. – Владивосток: Дальнаука, 2015. – 511 с.

5.      世界银行数据库. (Всемирный банк) http://www.worldbank.org/eca/russian/

6. .国“一带一路”中的黑龙江陆海丝绸之路.黑龙江省访问俄罗斯滨海边疆区和哈巴罗夫斯克边疆区代表团// Земно-морский щелковый путь Хэйлунцзяна - из проекта «Один пояс, один путь Китая». Визит делегация провинции Хэйлунцзяна в Приморский и Хабаровский край России в мае 2015.

7.      Шухун. Свободные экономические зоны как эффективная форма развития экономики (на примере КНР):