Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТОВ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2016г.

Анализируя горнолыжный туризм, следует выделить наиболее важные проблемы, характерные для современного этапа развития данной сферы.

Функционирование горнолыжных курортов имеет ряд особенностей, которые должны учитываться в процессе регулирования развития данной сферы. Так, если на начальном этапе развития большинства видов туризма происходит насыщение потребительского спроса за счет внутренних ресурсов и только после этого формируются выездные потоки, то на горнолыжных курортах импульсы развития первоначально формируются за счет выездного туризма. Это свидетельствует о наличии диспропорции в соотношении между развитием национальных и зарубежных направлений горнолыжного туризма. Для ее устранения (смягчения) требуются постоянные усилия, направленные на повышение привлекательности национальных горнолыжных курортов, как для отечественных, так и для зарубежных туристов.

Реализация мер по развитию национальных горнолыжных курортов предполагает сочетание управленческих усилий, осуществляемых, с одной стороны, бизнес-структурами, а с другой – государством, на уровне федеральных, региональных и местных органов власти. Среди них необходимо выделить такое направление, как снижение цен на национальные услуги горнолыжного туризма до уровня, соответствующего уровню доходов большинства национальных потребителей в каждом из  имеющихся сегментов. Использование такого подхода, особенно - в условиях продолжающегося экономического кризиса, позволит хозяйствующим субъектам, занимающимся обслуживанием горнолыжных курортов, получать положительные экономические и социальные результаты, базируясь на принципе экономии на масштабе. Недооценка важности этого шага не позволит ожидать высоких темпов развития горнолыжных курортов, оказывающих влияние на социально-экономические показатели в масштабе всей страны. Отсутствие адекватных мер государственной поддержки горнолыжных курортов, включая финансовую поддержку и содействие развитию объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктурных, может привести к тому, что отдельные игроки на рынке услуг горнолыжного туризма будут ограничиваться только максимизацией финансовых показателей текущего периода.

Это демонстрирует серьезную проблему, выражающуюся в том, что, с одной стороны, при наличии эффективной поддержки, развитие горнолыжных курортов может стать высокодоходной сферой, обеспечивающей прогресс в смежных отраслях. С другой стороны, существует множество факторов, определяющих спрос на услуги горнолыжного туризма, которые лежат за пределами национального регулирования и зависят не только от дохода граждан, но и от характера геополитической ситуации в мире, а также от гарантий безопасности туристов, как индивидуальных, так и организованных.

Изменения, происходящие сегодня в мире, особенно в области безопасности граждан, требуют корректировки используемого инструментария развития сферы туризма, а также задач, которые ставятся перед системой управления [3. c. 212].

Такой подход  к пониманию основ развития горнолыжного туризма, как сферы экономической деятельности, приводит к новому пониманию туристской дестинации. Как известно, эта категория, адекватно объясняющая функционирование туриндустрии, предполагает множественные подходы к ее определению, как с теоретических, так и с прикладных позиций [1, c. 19]. С точки зрения обеспечения эффективности управления и решения задач развития горнолыжного туризма, под дестинацией следует понимать территорию, на которой происходит массовое производство и потребление туристических услуг (турпродуктов горнолыжных курортов), разработанных исходя из туристско-рекреационного потенциала и четкой сегментации производителей и потребителей. Эффективное развитие дестинации требует достаточного количества ресурсов (материальных, финансовых и трудовых), а также информационных, транспортных и энергетических коммуникаций.

Одной из важнейших управленческих задач, связанных с продвижением дестинации на национальном туристическом рынке, также является повышение ее имиджа. Это определяет конкурентные позиции дестинации на мировом и национальном рынке, в сегменте, в котором представлены горнолыжные курорты. Характер решения этой задачи во многом определяется политическими, природно- географическими, историко-культурными и социально-экономическими факторами. В этой связи развитие туристских дестинаций может способствовать преодолению имеющихся негативных оценок и стереотипов, сложившихся у зарубежных и отечественных туристов в отношении конкретных горнолыжных курортов и работающих там представителей бизнеса (прежде всего, отельеров и рестораторов).

Среди основных препятствий, мешающих популяризации туристской дестинации, обладающей горнолыжными курортами, у представителей целевой аудитории, сегодня следует назвать:

a)                   нехватку исчерпывающей информации о территории, на которой расположены горнолыжные курорты, и о возможностях организации качественного отдыха;

b)                   недостаточно сформированные конкурентные преимущества, которые можно использовать при информировании потенциального потребителя о горнолыжных курортах;

c)                    отсутствие     действенных     механизмов      позиционирования     и      продвижения      возможностей горнолыжных курортов на внутреннем и международном рынке туризма [2, c. 988].

Это свидетельствует о необходимости использования комплексного подхода к привлечению туристов, заинтересованных в отдыхе на горнолыжных курортах. Формирование положительного имиджа туристской дестинации, располагающей горнолыжными курортами, в условиях жесткой международной конкуренции требует разработки целостной государственной политики. Наряду с этим, на региональном уровне также необходима научно обоснованная политика, объединяющая усилия управленческих структур субъектов федерации и местных органов власти. Поскольку федеральные органы государственного управления обладают необходимым инструментарием для продвижения территории на мировом рынке туризма, это создает возможности для стратегического позиционирования национальных горнолыжных курортов и развития туристских дестинаций [5, c. 66].

Исходя из этого, управленческое воздействие должно быть направлено не только на инфраструктурное обеспечение, но и на организацию правового сопровождения, и на развитие ресурсной базы горнолыжного туризма, включая природные, ландшафтно-эстетические, а также исторические и археологические объекты и особенности самобытной культуры населения, проживающего в непосредственной близости от горнолыжных курортов. Это будет способствовать привлечению дополнительного числа туристов и росту показателей конкурентоспособности туристской дестинации горнолыжных курортов. Следствием таких шагов должно стать получение заметного социально- экономического эффекта в результате развития территории и перехода на качественно новый уровень предоставления туристских услуг в целом.

По мнению специалистов, при формировании и реализации конкурентных преимуществ дестинаций горнолыжных курортов должны выполняться два обязательных условия. Первое предполагает диверсификацию туристских продуктов, учитывающую особенности территории и расширение стандартного набора услуг [4, c. 22]. Второе связано с повышением стандартов оказания туруслуг за счет комплексного технологического обеспечения отдыха, а также информационного и медицинского обслуживания, сопровождения инструкторов и спасателей, обучения технике горнолыжного  спуска и др.

При формировании конкурентных преимуществ дестинаций горнолыжных курортов должен учитываться и такой аспект организации отдыха, как предоставление туристам гарантий безопасности. Привлекательность бренда дестинации горнолыжных курортов, безусловно, окажет положительное воздействие на качественные параметры организации и потребления туристских услуг, которые следует учитывать при разработке профессиональных стандартов в данной области.

К важнейшим задачам государственной политики, направленной на развитие горнолыжных курортов, относится и формирование эффективной комплексной системы управления туризмом. Только такой подход позволит обеспечить повышение уровня конкурентоспособности национальных горнолыжных курортов на мировом туристском рынке, что будет сопровождаться расширением спектра услуг и увеличением отельного фонда российских курортов.

Как показывает международная и отечественная практика, регулирующие меры, применительно к горнолыжным курортам, должны включать:

·                     минимизацию входных барьеров для указанного рынка, особенно – для предпринимательских структур малого и среднего бизнеса;

·                     использование прямых и косвенных экономических регуляторов, обеспечивающих стимулирование развития горнолыжных курортов по приоритетным направлениям;

·                     обеспечение доступности долгосрочных кредитов для хозяйствующих субъектов, заинтересованных в инвестировании в горнолыжные курорты;

·                     предоставление льготных условий кредитования для предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся развитием горнолыжных курортов, а также смежными видами деятельности;

·                     государственные дотации на развитие туристской инфраструктуры (прежде всего транспортной) для рациональной загрузки горнолыжных курортов, особенно - в период «низкого сезона», что позволит привлекать менее обеспеченные категории туристов и выполнять комплекс социально ориентированных мероприятий;

·                     проведение мониторинга и организацию статистического наблюдения за функционированием и развитием горнолыжных курортов;

·                     совершенствование системы партнерских отношений в области горнолыжного туризма с привлечением средств государственного бюджета, особенно – в рамках механизма государственно-частного партнерства;

·                     разработку и реализацию законодательных и нормативных мер, учитывающих специфику функционирования и развития горнолыжных курортов;

·                     развитие смежных видов бизнес-деятельности на основе комплексного планирования.  

Завершая рассмотрение основных проблем, связанных с функционированием и развитием горнолыжных курортов, опираясь на результаты проведенного анализа зарубежного и отечественного опыта, следует подчеркнуть, что их решение возможно только при условии задействования различных уровней управления и сочетания многообразных интересов: государства, бизнеса, потребителей и местного сообщества.

Список литературы

 

1.                   Власова Т.И. Новые условия реализации программ поддержки внутреннего туризма в российской федерации // ВестникНациональнойакадемиитуризма. – 2016. – №1. – С. 18-20.

2.                   Габибова М.Ш. Стратегия развития индустрии туризма и гостеприимства планирование стратегии развитияиндустриитуризма // Экономикаисоциум. – 2014. – №2-1(11). – С. 987-989.

3.                   Структурная трансформация экономики: соотношение плановых и рыночных механизмов реализации. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2001. – с. 318.

4.                   Харламова А.А. Управление развитием потенциала современной туриндустрии // Вестник национальной академии туризма. – 2014. – № 2. – С. 22-24.

5.                   Харламова Т.Л. Факторы региональной экономической политики // Региональное развитие: экономика, управление и право. Сборник трудов II Международной научной конференции / под редакцией В.А. Плотникова, Т.Ю. Феофиловой. – СПб.: Изд-во ГПА, 2009. – С. 66-68.