Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ КРУПНЕЙШИХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    В данной статье будут рассмотрены основные источники доходов крупнейших спортивных соревнований. На сегодняшний день можно выделить следующие четыре основных источника доходов для спортивных событий:

¾         доходы от спонсорства;

¾         доходы от продажи билетов;

¾         доходы от продажи прав на трансляции;

¾         доходы от мерчандайзинга.

    При этом структура доходов для разных спортивных мероприятий может существенно различаться. Так, по данным Forbes, применительно к Олимпийским играм (далее ОИ), около 50% доходов приходится на телеправа, около 40% на спонсорские контракты, 8% на продажу билетов и 2% на поступления от продажи лицензированной продукции. Структура доходов последнего Чемпионата Мира по футболу (далее ЧМ) 2014г. в Бразилии, по данным Forbes, выглядит следующим образом: порядка 42% - телеправа, 33% - доходы от спонсоров, 25% - остальные виды  доходов.  Таким образом, двумя  основными категориям доходов  для  крупнейших мировых спортивных событий являются сейчас продажа прав на телетрансляции и спонсорство.

    Рассмотрим данные источники более подробно применительно к крупнейшим спортивным соревнованиям, которые являются предметом нашего исследования, а именно Олимпийским играм и Чемпионатам Мира по футболу.

    Для крупнейших мировых спортивных событий предусмотрена определенна градация спонсоров. В Международном Олимпийском комитете (далее – МОК) существует специальная система спонсорства, состоящая из нескольких уровней: глобальный партнер, национальный партнер, генеральный партнер, поставщик1.

    По различным оценкам, стоимость статуса спонсора ОИ варьируется для компаний от 500 миллионов до 1 миллиарда долларов. Доходы от спонсоров формируют существенную часть доходов ОИ и имеют тенденцию к росту. При этом ОИ-2014 в Сочи стали по этому показателю самыми успешными в истории, сборы от спонсоров превысили 1, 2 млрд. долларов2.


При этом контракты с глобальными спонсорами заключает МОК и они обычно действуют в течение нескольких олимпийских циклов. При этом эти доходы получает именно МОК, а не страна-организатор ОИ. На сегодня в число глобальных олимпийских партнеров входят Coca-Cola, Atos, Dow, General Electrics, Visa, McDonalds, Omega, Panasonic, P&G и Samsung.

Национальные партнеры заключают соглашения с оргкомитетом ОИ на конкретные соревнования и именно поступления от них формируют основную доходную часть ОИ, поскольку большая часть доходов от телетрансляций поступает в МОК.

Оргкомитет Сочи-2014 собрал $1 млрд собрал от восьми спонсоров первого уровня, больше всего заплатили «Роснефть» — $180 млн, а также «Мегафон»и «Ростелекомом» — по $130 млн. Кроме того, в числе спонсоров Сбербанк, Аэрофлот, РЖД, Фольксваген Групп Рус и др. Спонсорами второго уровня (в статусе партнера) выступили Ингосстрах, Спортлото и PwC. В число так называемых спонсоров третьего уровня, официальных поставщиков Сочи-2014, вошли Скания-Рус, группа ГАЗ, Kelly Services и др.

При этом спонсоры получают хорошую отдачу от сотрудничества с МОК. По данным  исследования компании Havas Sports-and-Entertainment Group по итогам ОИ-2012 в г.Лондоне имидж компаний-спонсоров в среднем улучшился на 25-50%. Спонсорство глобальных спортивных событий позволяет сформировать позитивные ассоциации бренда спонсора с занятиями спортом и здоровым образом жизни. Кроме того, спонсор получает следующие преимущества: доступ к целевой аудитории, возможность размещения рекламы, доступ к участникам спортивных событий, ассоциация с общепризнанными ценностями, возможность демонстрации своих продуктов/услуг, ассоциация с атрибутами события.

Права на телетрансляции являются важнейшим источником доходов для спортивных организаций, лиг и клубов. Так, НБА (Национальная баскетбольная ассоциация) в 2014г объявила о продлении сотрудничества с нынешними телевизионными партнерами, каналами ESPN и TNT. Контракт рассчитан на 9 лет и среднегодовой доход НБА увеличится с предусмотренных нынешним соглашением 930 миллионов до 2,66 миллиарда долларов3. Доходы крупнейших футбольных лиг от продажи прав на телетрансляции приведены в Рисунке 1. Не являются исключением и крупнейшие спортивные соревнования.


Рис.1. Доходы европейских футбольных лиг от продажи телеправ Источник: www.championat.com

 

Доходы от продажи билетов также являются важной статьей доходов для крупных спортивных событий. Под каждый крупный турнир формируется специальная билетная программа с учетом его специфики. На данный момент наиболее успешно билетная программа была реализована на ОИ-2012 в Лондоне, когда было продано 97% билетов, также был получен хороший доход от продажи билетов. Это было достигнуто благодаря формированию разнообразных пакетов для разных категорий болельщиков.

Потенциал доходов от продажи билетов в значительной степени определяется экономическим положением и платежеспособностью населения в стране-хозяйке ОИ. По объективным экономическим причинам доходы от ОИ-2014 в Сочи не могут превысить показатели Лондона. По предварительным данным, при условии реализации

 

всех билетов на соревнования выручка составила бы более 6 млрд. рублей (без учета выручки за билеты на церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр)4.

Четвертый основной источник доходов от ОИ – это продажа лицензионных прав на производство продукции с символикой ОИ в разных товарных группах. Этот вид доходов с каждыми ОИ также возрастает, т.к. увеличивается размер лицензионных сборов и число лицензиатов.

При этом также существуют различные категории лицензий. На глобальном уровне МОК реализует лицензии в ограниченном числе категорий, таких как компьютерные игры, фильмы и т.п. Так, например, существует официальная видеоигра МОК, которая распространяется на различных компьютерных платформах.

При этом МОК имеет и другие виды доходов, которые, однако, не столько существенны. К ним, например, относится выпуск специальных памятных монет с олимпийской символикой (Олимпийская нумизматическая программа), марок (Олимпийская филателистическая программа).

Комбинация перечисленных выше источников доходов и рост большинства из них позволяет получать прибыль от проведения самых крупных спортивных соревнований, к которым относятся ОИ и ЧМ. Сводные данные по доходным статьям последних ОИ приведены в Табл. 1.

Таблица 1

 

 

Источник доходов

Сумма, млн. долларов США

1993-1996

1997-2000

2001-2004

2005-2008

Продажа прав на телетрансляции

1 251

1 845

2 232

2 570

Глобальные спонсоры

279

579

663

866

Национальные спонсоры

534

655

796

1 555

Продажа билетов

451

625

411

274

Лицензирование

115

66

87

185

Итого

2 630

3 770

4 189

5 450

Источники олимпийских доходов

Источник:Olympic Marketing Fact File, 2011

Как видно из данных Табл. 1. рост совокупных олимпийских доходов за 15 лет произошел более чем в 2раза.

      По предварительным оценкам, доходы ФИФА от проведения ЧМ-2014 составят 4, 5 млрд. долларов5. Поданным российского правительства, по итогам ОИ-2014 в г.Сочи была получена прибыль в размере не менее 800 млн. руб6.

      В данной статье были определены и рассмотрены основные источники доходов крупнейших спортивных соревнований. Был проведен их анализ применительно к таким турнирам, как ОИ и ЧМ по футболу.

 4.     www.championat.com
5.     Olympic Marketing Fact File, 2011, Режим доступа: http://www.olympic.org/
6.     http://www.olympic.org/olympic-games


Список литературы

1.     Доход от продажи олимпийских билетов может превысить 6 млрд. рублей //Клерк. Ру. Режим доступа: http://www.klerk.ru/boss/news/306437/

2.     НБА. Лига объявила о подписании нового 9-летнего контракта с телевидением //Sports.ru Режим доступа: http://www.sports.ru/basketball/1024094204.html

3.     Товкайло М., Виноградова Е. Сочинская Олимпиада еще не началась, а рекорд уже есть //Ведомости.-19.09.2011. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/1368888/naigrali_na_rekord

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 http://www.klerk.ru/boss/news/306437/

3 http://itar-tass.com/sport/1241463

4 http://www.interfax.ru/russia/371963