Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ: РОССИЯ НА МИРОВОМ ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    Рассматривая проблемы эффективной конкуренции в туристическом бизнесе, необходимо отметить, что данное направление весьма актуально в последнее время, поскольку большинство туристских регионов так или иначе вовлечены в конкурентную борьбу, и исследование вопросов конкуренции и конкурентоспособности в туризме требует полноценного научного изучения.

    В общепринятой практике под конкурентоспособностью принято понимать способность объекта управления выполнять те или иные функции с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка.

    Под конкурентоспособностью региона принято понимать положение региона, которое обусловлено его экономическими, социальными, политическими факторами, а также положением его товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели эффективности региона, которые могут  быть оценены по четырем основным показателям, рассчитываемым в расчете на душу населения: размер валового регионального продукта, величина производственных ресурсов, величина природных ресурсов, величина человеческих ресурсов [1]. В связи со сложившейся экономической ситуации в России, можно сделать вывод, что конкурентоспособность региона будет определяться как уровень жизнеобеспеченности населения на основе международных и других стандартов.

     Одной из главных задач управления конкурентоспособностью региона является возможность создания условий, которые необходимы для его устойчивого развития. С целью повышения конкурентоспособности региона целесообразно использовать, например, адаптированную модель «национального ромба», которую предложил М. Портер для устойчивого развития страны.

   Значимость региона в создании конкурентных преимуществ можно рассматривать в разрезе четырех направлений, которые взаимосвязаны между собой (Рисунок 1).

Рис.1. Основные направления для создания конкурентных преимуществ региона
     Каждое из направлений рассматривается по своим составляющим, а также по степени воздействия на конкурентное преимущество региона в целом и необходимости его развития.

     Рассматривая конкурентоспособность региона, необходимо выделить четыре этапа его развития: конкуренция на основе факторов производства, конкуренция на основе инвестиций, конкуренции на основе инноваций, конкуренция  на основе богатства. На первых трех стадиях обеспечивается экономический рост региона, на последнем этапе происходит застой и спад его развития. На первом этапе развитие конкуренции происходит благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированному персоналу (проявляется одно из направлений создания и развития конкурентных преимуществ). На втором этапе происходит мощное инвестирование в развитие национальных фирм, образование, технологии и лицензии, выявляется тесная взаимосвязь трех направлений на создание конкурентных преимуществ: факторы + поддерживающие отрасли + факторы производства. Конкуренция на третьем этапе формируется за счет создания новых видов продукции, товаров, услуг, производственных процессов, инноваций в области управления путем тесной взаимосвязи всех четырех направлений развития конкурентоспособности региона. На четвертом этапе конкуренция осуществляется за счет уже накопленного богатства, опирается на все направления развития конкурентоспособности, которые используются, как правило, не полностью.

     В настоящее время необходимо делать упор именно на второй этап - конкуренцию на основе инвестиций, с дальнейшим переходом к инновационному развитию.  Современная  экономическая  ситуация формирует потребность в инновационной «полноте» привлекаемых инвестиций, а в процессе формирования конкурентных преимуществ региона огромное значение имеют научные знания, образование.

     Конкурентоспособность региона обеспечивает экономический рост по пути инновационного развития, и именно этот фактор делает конкурентоспособность одной из главных целей экономического развития региона и страны в целом [1].

     На уровне туристских регионов в последнее время стало происходить усиление конкуренции за счет увеличения товарного предложения, падения общего уровня цен на услуги, совершенствования методов продвижения туристских услуг. Однако для повышения уровня конкурентоспособности туристского региона необходимо, чтобы был сбалансированы между собой уровень развития туристских предприятий и уровень развития туриндустрии в регионе в целом. То есть если в регионе имеются привлекательные туристские ресурсы и есть места для непосредственного размещения объектов туриндустрии, но слабо функционирует, например, транспортная инфраструктура, то такой регион не будет являться конкурентоспособным, а значит, из его туристского потенциала невозможно будет извлечь желаемую выгоду.

    В качестве основных причин, усиливающих конкуренцию на мировом туристском рынке на всех уровнях развития, можно выделить:

-     мировой финансово-экономический кризис, который способствовал снижению мировых туристских потоков, а, следовательно, ужесточению конкуренции между предприятиями туриндустрии;

-   выявление новых участников туриндустрии - туристские регионы, которые активно продвигают себя как наиболее привлекательные для туристов, перетягивая на себя существенную долю туристских потоков (страны Азии, Африки);

-   появление нетрадиционных, привлекательных видов туризма;

-     рост количества однотипных туристских продуктов, что привело к насыщению предложения на туристском рынке.

    Современные подходы к оценке конкурентных позиций разных стран отличаются количеством и составом показателей эффективности, которые необходимо использовать для определения уровня конкурентоспособности. Выбор тех или иных показателей зависит, в первую очередь, от используемой методологии, способов получения информации, а также уровня затрат для получения данной информации. В современной практике, как правило, используются общедоступные статистические данные, а также экспертные оценки. Наиболее популярной является оценка конкурентоспособности туриндустрии стран, проводимая Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC). В своем ежегодном отчете TravelandTourismCompetitivenessReport, публикуемом в рамках Всемирного экономического форума (WorldEconomicForum, WEF), рассматривается индекс конкурентоспособности туриндустрии стран, в которых учитываются факторы, влияющие на привлекательность туриндустрии для развития и инвестиций.

    Все факторы, влияющие на привлекательность туриндустрии стран и регионов, можно условно разделить на три блока:

1.     Законодательно-правовое   регулирование;

2.     Бизнес-климат и инфраструктура;

3.     Человеческие, культурные и природные ресурсы.

     Рассмотрим рейтинг индекса конкурентоспособности секторов путешествий и туризма (TTCI) (Рисунок 2), в котором используются статистические данные и исследования всемирных организаций (Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), Всемирной туристкой организации (UNWTO), Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC)).




Рис.2. Мировой рейтинг индекса конкурентоспособности секторов путешествий и туризма: количество стран участников и место России в рейтинге

 

     Из данных Рисунка 1 видно, что в 2008 г. всего в рейтинге участвовало 124 страны - Россия заняла 64-е место, в 2009 г. - 133 страны, при этом Россия заняла 59-е место. В 2011-м в рейтинге принимало участие 139 стран, и Россия сохранила 59-е место, заняв, в том числе, в рейтинге по Европе 33-е место, в 2013 г. Россия заняла 63 место в мире и 33-е в Европе.

    Таким образом, туристские ресурсы и возможности России оценивают на среднем уровне, однако необходимо отметить, что по многим инфраструктурным показателям Россия занимает, к сожалению, одно из последних мест, 92-е. К негативным факторам отнесена также низкая ценовая конкурентоспособность, проблемы с доступностью человеческих ресурсов, слабая эффективность туристской политики, а среда регулирования сектора путешествий и туризма охарактеризована как неблагоприятная.

     Сильными сторонами России в сфере туризма и гостеприимства были и остаются богатые рекреационные ресурсы, что позволяет нам привлекать большое количество туристов с целью оздоровительного отдыха.

    Изучив данные отчета за 2008-2013 гг. по сектору путешествий и туризма верхние строчки рейтинга заняли такие страны как: Швейцария, Германия, Австрия, Испания, Великобритания, США, Франция, Сингапур, Канада.

    Таким образом, можно сделать вывод, что на мировом туристском рынке России оценивается как «середнячек» туристской индустрии. Это обусловлено тем, что туристские ресурсы страны распределены неравномерно. Для принятия правильных решений в направлении развития туризма в России необходимо адекватно оценивать имеющийся туристский потенциал, который, в первую очередь, определяет будущее конкурентное преимущество, а также дает возможность его преобразования в реальное.

 

Список литературы

1.     Менеджмент туристских дестинаций [Текст]: учебник / Т.В. Рассохина; Российская международная академия туризма. – М.: Советский спорт, 2014. – 248 с.

2.     Мухорьянова, О.А., Недвижай, С.В. Особенности продвижения туристических услуг в регионе[Текст] /

О.А. Мухорьянова, С.В. Недвижай // Международная научно-практическая конференция «Модернизация экономики и управления», Ставрополь, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет», 27- 28 марта 2013г.

3.     Прилепских Е.О., Мухорьянова О.А. Перспективы развития нетрадиционных видов туризма в России: федеральный и региональный аспект / Материалы VII Международной молодежной научной конференции «Научный потенциал XXI века», ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, апрель 2013г.

4.     Прилепских Е.О., Мухорьянова О.А. Развитие туризма на Северном Кавказе [Электронный ресурс], научно-практический электронный журнал «ЭКОНОМИКА И СОЦИУМ», ООО «Институт управления и социально-экономического развития», г.Саратов, 2014г.