Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   Одним из основных событий в области организационного проектирования и управления была разработка и реализация программы всеобщего управления качеством (TQM). Современная концепция повышения качества ориентируется на все уровни управления организации, запросы клиентов и потребителей, и стремится к постоянному совершенствованию. Зачастую основной проблемой при внедрении процедур управления качеством выступает персонал [3]. Поэтому программа по улучшению качества должна включать в себя не только оценку качества продукции и производственных процессов, но также учитывать качество трудовых ресурсов и оценку личностных достижений персонала, включающую информацию об уровне удовлетворенности трудом, испытываемых стрессах, состоянии здоровья [5]. Значимость роли персонала в повышении качества была признана не только  учеными-теоретиками, но и практиками-менеджерами, в компаниях которых действуют эффективные программы повышения качества [6]. Улучшение качества базируется на трех отдельных, но взаимосвязанных аспектах (Рисунок 1).

   Кратко концепцию всеобщего управления качеством можно представить как организационные изменения, которые оказывают множественные воздействия на различные элементы рабочей системы, в том числе на качество трудовой жизни и организационное проектирование [5]. В рамках статьи качество трудовой жизни (КТЖ) рассматривается, как систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия и организацию труда, использование различных видов способностей сотрудника, с целью удовлетворения потребностей человека посредством работы в данной организации [1]. А организационное проектирование (work design) представляется как система мер, направленных на повышение производительности организации [2] посредством внедрения позитивной организационной психологии [5].


Рис.1. Три взаимосвязанных аспекта качества [5]

 

 

   Внедрение системы всеобщего управления качеством может оказывать не только прямое влияние на критерии КТЖ, но и косвенное воздействие через изменения в организационном проектировании (Рисунок 2). Исследования в данной области показывают, что чем ниже уровень управления качеством в организации, тем слабее его влияние на КТЖ [5].

    В системе оценки качества трудовой жизни рассматриваются группы технико-организационных и социально-экономических факторов его формирования. А элементы этих групп разделяют на объективные и субъективные составляющие для оценки уровня КТЖ в организации [1,4]. Тогда модель взаимосвязей элементов КТЖ можно представить в виде структурной зависимости с пересекающимися областями влияния [1]. 

Рис.2. Прямое и косвенное влияние TQM

 

   Внедрение программы управления качеством может оказывать влияние на КТЖ по трем направлениям, включающим различные элементы факторов его формирования (Рисунок 3)

  Ряд исследований, выносит на научное обсуждение эмпирические базы данных, показывающие, что внедрение управления качеством может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на характеристики КТЖ [5,6]. Основные положительные эффекты внедрения системы управления качеством отражаются на содержательности труда, уровне контроля выполняемой работы, степени участия в принятии управленческих решений и социально-психологическом климате трудового коллектива.  Негативное влияние наблюдается на такие параметры оценки КТЖ, как уровень сверхурочной работы и неясность трудовых обязанностей, действий и их направленности [5].

Рис.3. Взаимосвязь изменений в TQM и КТЖ

 

  Построение модели взаимодействия изучаемых понятий начинается с ситуационного анализа системы управления, который учитывает сферу деятельности, масштаб и цели организации [2]. При внедрении и повышении эффективности системы управления качеством на предприятии необходимо проводить оценку уровня качества трудовой жизни персонала организации. Результаты измерения субъективных составляющих КТЖ отразят воздействие существующего организационного управления на факторы мотивации персонала к труду и эффективность организации труда [1]. В модели связей, представленной на Рисунке 3 прослеживается взаимозависимость управления качеством и КТЖ. Данную связь можно интерпретировать как структурную, требующую дальнейшего исследования ее переменных. При преобразовании ненаблюдаемых  переменных в точно измеримые возможно преобразование связей и выявление функциональной зависимости изучаемых понятий. По представленной модели возможно дать оценку влияния TQM на КТЖ, проведя опросное исследование персонала организации [5].

    Изучение взаимодействия системы управления качеством и уровня КТЖ, по оценкам субъективных и объективных его составляющих, становится актуальным в период активного и принудительного внедрения систем управления качеством на различных видах предприятий, от средних региональных организаций до крупных международных компаний. Оценка данного взаимодействия поможет сделать управление персоналом организации более эффективным, устранить существующий разрыв между уровнями вертикали управления.

 

Список литературы

1.      Кушнарева Л.В. Особенности моделирования субъективной компоненты качества трудовой жизни // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. №6(54). С. 31.

2.      Кушнарева Л.В. Организация и управление: элементы и их взаимосвязи //Инновации в формировании стратегического вектора развития фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник научных статей по итогам международной конференции. ‒ СПб.: КультИнформПресс, 2015. С. 189-195

3.      Основы менеджмента /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури . ‒ 3-е изд. ‒ М.: Вильямс, 2007. ‒ 665 с.

4.      Рачек С.В., Кушнарева Л.В. Развитие концепции качества трудовой жизни // Управленец. 2012. № 1-2. С.74-78.

5.      Carayon P., Sainfort F., Smith M.J. Macroergonomics and Total Quality Management: How to Improve Quality of Working Life? // International Journal of Occupational safety and ergonomics. 1999. Vol.5(2). P.303-334

6.      Smith M.J., Carayon P., Sainfort F. A balance theory of job design for stress reduction // International Journal of Industrial Ergonomics. 1989. Vol.4. P. 67-79.