Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: ОТСЛЕЖИВАНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОХИЩЕННЫХ АКТИВОВ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   По оценкам экспертов, объем взяток сегодня достиг огромных масштабов (в странах с переходной экономикой он колеблется от 20 до 40% средств, которые выделяются как «официальная помощь»). Но еще большей проблемой является то, что эти средства очень сложно, а иногда практически невозможно найти без помощи специальных служб, так как эти деньги очень быстро попадают в круговорот финансовой системы и теряются в ней. Возвращение похищенных активов - это не только экономический, но и юридический процесс, в котором огромную роль играют специалисты в области правовых отношений. Влиятельные российские и мировые структуры делают все возможное, чтобы как можно более тщательней отрегулировать этот вопрос правовом аспекте, создавая конвенции, проводя заседания и форумы.

   Так, 2-6 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге прошло мероприятие, стратегически важное для мировой экономики - Шестая сессия Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции. В письменной форме поприветствовал участников и Президент РФ В. В. Путин. Он отметил, что Россия готова поделиться опытом и личными практиками, так как она вовлечена в международный диалог по широкому кругу вопросов противодействия коррупции. Несомненно, антикоррупционные действия на международном уровне требуют четких правил и общих согласованных усилий, но навязывание стандартов в этом случае недопустимо – необходимо учитывать особенности каждого конкретного государства. В совокупности, ООН и Конференция являются оптимальной и наиболее перспективной площадкой для международного антикоррупционного сотрудничества и диалога.

   Следствие коррупции – потеря активов, стратегически важных для экономики страны. Противодействовать этому можно только путем возвращения похищенных активов, используя при этом все накопленные знания о процессах замораживания и репатриации активов. Не секрет, что преступники научились легко заметать следы похищенных активов. Сложная задача – не столько изъять награбленное, но и отследить местоположение этих активов так, чтобы с наименьшими потерями вернуть их.

   Сегодня городами, в которых осуществляются крупные финансовые операции, являются не только мегаполисы (Лондон, Токио), но и города на Ближнем Востоке, в Средней Азии и в других регионах. Локация финансовых центров во втором десятилетии 21 века более чем обширна.

   Уместен пример событий после “арабской весны” в странах Востока: возвращение активов стало одной из наиболее актуальных проблем как для региона в частности, так и для международного сообщества в целом. План действий определяет меры по поощрению сотрудничества и помощи по конкретным делам, по наращиванию потенциала и технического содействия. Для дальнейшего плодотворного сотрудничества предлагается созвать Арабский Форум по вопросам возвращения активов на основе уже существующих и плодотворно работающих конференций и форумов, таких как сессии Конвенции ООН против коррупции, Рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Конвенции ОЭСР о борьбе с дачей взяток Антикоррупционного плана действий "Группы двадцати", 3-го Форума высокого уровня по повышению эффективности помощи (Программа действий Аккры), Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.

   Огромна роль разведки при отслеживании похищенных активов, особенно в делах, связанных со сложными экономическими преступлениями и коррупцией. Использование разведки в большей степени стало проявляться после террористических атак в Соединенных Штатах Америки в 2001 году, но до сих пор нет четкой системы, при помощи которой было бы наиболее безопасно заниматься поиском похищенных активов. По словам Международной ассоциации аналитиков по обмену информацией правоохранительными органами (IALEIA), разведка в контексте антикоррупционной деятельности является, прежде всего, аналитическим процессом, извлекающим значение из конкретных фактов. Поэтому разведывательные данные означают совокупность исходных данных, оцененных на предмет обоснованности и достоверности, и критического анализа этих данных специалистами.

   Выше была упомянута деятельность Конвенции ООН против коррупции (UNCAC) как основного инициатора борьбы с незаконным присваиванием чужих средств. Она подписана 140 странами, что обеспечивает распространенность практически по всему миру. В конвенции прописаны действия государств-участников по возврату похищенных активов, такие как: Меры по контролю финансовых учреждений за подозрительными операциями с банковскими счетами должностных лиц и членов их семей (UNCAC, статья 52); Процедуры, необходимые для того, чтобы государство-участник в качестве частного лица имело возможность выступать в судах другого государства-участника. (UNCAC, статья 53); Внутреннее законодательство, которое делает возможным признание государством постановления о конфискации, вынесенного судом другого государства. После чего провести расследование, в результате которого заморозить и конфисковать имущество, приобретенное с использованием коррупционных механизмов в другом государстве. (UNCAC, статья 54); Меры, которые могут потребоваться, чтобы разрешить конфискацию имущества вне уголовного производства, особенно в случае смерти или бегства преступника и др. (UNCAC, статья 55). Таким образом, возврат активов – это основная цель Конвенции, которая призвана решить эту проблему путем выполнения конкретных задач.

   Нельзя не упомянуть о том, что велико значение IT-технологий и интернет-коммуникаций для отслеживания похищенных активов. Этот процесс подразумевает работу с большим объемом данных, которые могут быть представлены и в виде аудиофайлов (например, записи разговоров), и налоговых счетов, и других источников информации в электронном виде. Три компонента стратегии в сфере информационных технологий – это люди, процесс и технология. Именно это «трио» способно рационально использовать необходимые ресурсы для достижения главной цели – возвращения активов.

    История знает немало примеров громких финансовых преступлений межнационального масштаба. Одно из них - «Афера 412» - это не только похищение и отмывание денег, но и дальнейшее расследование и возвращение 242 миллионов долларов США с помощью спецслужб. Это произошло в одном из городов Бразилии в конце 1990-х: из банка Banco Noroeste руководителем международного отдела была похищена огромная сумма путем подделки документов об оставшихся обналиченных деньгах. Разумеется, когда пропажа была обнаружена, активы уже были отмыты в разных точках земного шара. В конце своего пути доллары обменивались на черном рынке на нигерийские найры. Если бы не слаженная работа разведки, спецслужб и грамотных юристов (которые вели процесс одновременно в США, Великобритании, Швейцарии, Нигерии, притом расследуя и по гражданскому, и по уголовному законодательству), дело планетарного масштаба так и не было бы раскрыто.

    Таким образом, становится ясно, что мире есть ничтожно малое количество мест, в которых может укрыться финансовый преступник или лицо, завладевшее активами нелегальным путем. Технологии, позволяющие отслеживать местонахождение мошенника и его награбленных средств, развиваются и совершенствуются с каждым днем все больше и больше. Процесс возвращения активов не может быть изолирован от других процессов: он требует слаженной работы правовых и разведывательных служб, профессиональных экономистов, следователей, компетентных судей. Именно поэтому своевременное расследование и сотрудничество профессионалов может помочь найти и вернуть похищенные активы, которые так важны для экономики страны и всего мира.

 

Список литературы

1.      Базельский институт управления, Международный центр по возвращению активов: Отслеживание похищенных активов: справочник практикующего специалиста. второе издание 2010

2.      Теодор Гринберг, Линда Сэмюэль, Вингейт Грант, Ларисса Грей: Возврат похищенных активов.Руководство по конфискации активов вне уголовного производства. Альпина паблишерз, Москва 2010

3.      Мюррей Ротбард. Государство и деньги: Как государство завладело денежной системой общества.Челябинск: Социум, 2008

4.      Довильское партнерство для арабских стран, переживающих переходный период. Компонент управления.План действий по возвращению активов.