Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БЕНЧМАРКИНГ КАК ФУНКЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
14 января 2016г.

     Высокие показатели эффективности, новые технологии, грамотно разработанная стратегия, устойчивое положение на рынке и как следствие максимальное получение прибыли - является целью бизнеса как в России, так и за рубежом. Ведение бизнеса в суровых условиях глобализации, технологического прогресса обращает внимание на использование процесса бенчмаркинга для увеличения конкурентоспособности и прибыльности компаний. Сегодня бенчмаркинг – это возможность перенять положительный опыт ведения бизнеса успешных компаний и выйти на новый уровень собственного развития.

   Вопросы применения технологии бенчмаркинга, а так же поиска рационализации рабочих процессов для увеличения конкурентоспособности в бизнесе представлены в работах ряда как российских и зарубежных ученых, таких как: Березина И.С., Балабанов И.Т., Данилова И.П., Грегори Ватсона, Кемп Роберт С., С. Миллер, Дж. Прескотт и др.

   Целью данной статьи является методологическое обоснование бенчмаркинга как одной из функций повышения конкурентоспособности компаний и эффективности ведения бизнеса.

   В современном мире ни для кого не секрет, что применение данного процесса, как действующей технологии управления может обеспечить компаниям стабильные позиций на рынке, конкурентные преимущества и увеличение доли рынка и прибыли. Если обратиться к понятию бенчмаркинга, то некоторые авторы определяют бенчмаркинг как непрерывный процесс сопоставления продукции, услуг и практического опыта по отношению к самым сильным конкурентам или фирмам, признанным в качестве промышленных лидеров [1]. Понятие бенчмаркинга так же можно описать, проанализировав его функции. (Рисунок 1)


Рис.1. Функции бенчмаркинга

 

    Данный метод управления бизнесом достаточно популярен на международном уровне, он работает, помогая крупным компаниям совершенствовать бизнес-процессы, уменьшая при этом затраты.

   Впервые данное понятие нашло свое применение в Японии. Японские эксперты изучали и сравнивали методики ведения бизнеса передовых организаций с их собственным и добивались таких же, а иногда и более высоких результатов. Современная же концепция бенчмаркинга была разработана в США в середине XX-го века, как и сам термин «benchmark» пришел из английского языка, в переводе «bench» - уровень; «mark» - отметка. В настоящее время в Японии и США бенчмаркинговые программы имеют государственную поддержку, через широкое распространение «индустриальных бюро знакомств», которые имеют своей целью – поиск партнеров для бенчмаркинга, это способствует обмену опытом, а как следствие развитие экономики страны в целом.

    Современный бенчмаркинг можно классифицировать на:

-    Внутренний бенчмаркинг, основной целью которого является сравнение с самым лучшим, что есть внутри самой компании.

-   Конкурентный – основан, сравнение с самыми лучшими прямыми конкурентами

-   Функциональный (отраслевой), сравнение с другими компаниями, выполняющими родственные работы в той же самой технологической отрасли.

-   Общий (внеотраслевой), сравнение с самым лучшим вообще, вне зависимости от отрасли и вида рынка. Так же можно выделить фирменный, индивидуальный, процессный, партнерский виды бенчмаркинга.

    Партнерский бенчмаркинг, когда происходит отказ от соперничества ради сотрудничества, пожалуй, является самым парадоксальным и новым видом.

    Данная классификация видов бенчмаркинга не является исчерпывающей. На практике компании должны выбирать для ведения бизнеса тот вид, который наиболее точно соответствует ее бизнес-окружению и постоянному улучшению эффективности. Процесс бенчмаркинга может быть применим, как правило, на любой фазе жизненного цикла компании, поэтому задача менеджеров заключается в определении наиболее эффективного вида бенчмаркинга на той или иной стадии жизненного цикла компании. Бизнесу необходимо соблюдать баланс между потенциальной выгодой и стоимостью внедрения найденных решений.

     Бенчмаркинг в бизнесе осуществляется на основе конкретных моделей. На данный момент следует выделить три базовых модели. Первая известна как, «Система 20 ключей» И. Кобаяси, которая заключается в оценке компанией собственного бизнеса через 20 ключей по пяти бальной системе, идентифицируя ее слабые направления. Вторая модель Демпинга о контроле качества, которая предлагает использовать 4 этапа: планирование, измерение, анализ, внедрение. И третья модель Роберта Кампа состоящая из 5 фаз, является моделью эталонного сопоставления. Хотелось бы отметить, что компании вправе разрабатывать собственные модели, с учетом спецификации их деятельности.

    Бесспорно, положительной чертой бенчмаркинга является отсутствие ограничений применения в компаниях любого размера, с разной долей занимаемой ниши на рынке, по мимо всего этого, он является хорошей базой для принятия управленческих решений. Но величина затрат на данный процесс выступает определяющим фактором применения бенчмаркинга или отказа от него. Масштаб исследования, вид бенчмаркинга, возможность получать информацию, мероприятия по исследованию процесса - все это факторы, определяющие стоимость проекта бенчмаркинга. Даже не смотря на все эти определяющие программа бенчмаркинга выигрывает у полноценного  маркетингового  исследования по уровню затрат.  Это  становится актуальным, особенно сейчас, в связи с финансовым и экономическим кризисом с которым столкнулся бизнес. Именно сейчас, когда наблюдается снижение платежеспособности предприятий, рост процентных ставок по кредитам и займам, когда встает вопрос об отказе долгосрочного стратегического планирования - бенчмаркинг может стать эффективным инструментом. Данная методика включает в себя пять основных этапов, применение которых помогут проанализировать и улучшить эффективность и конкурентоспособность бизнеса. (Рисунок 2).

     Бенчмаркинг - это не просто сбор информации, это инструмент конкурентного анализа, это стремление к совершенствованию, это непрерывный поиск новых возможностей.

 


Рис.2. Стадии процесса бенчмаркинга

   В заключении следует отметить, что бенчмаркинг имеет мощный потенциал, является действенным методом для роста бизнеса и к данному явлению стоит отнестись как к непрерывному процессу в долгосрочной перспективе ведения бизнеса, а не набору единовременных действий. В России есть некоторые компании, которые используют бенчмаркинг в качестве элемента стратегии, но таких компаний небольшое количество, поэтому нам есть над чем задуматься в вопросе повышения конкурентоспособности и эффективности российских компаний.

 

Список литературы

1.      Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Прогнозирование. Реинжиниринг. Бенчмаркинг. СПб. : Питер, 2001.

2.      Кэмп Роберт С. Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрения лучших методов работы ваших конкурентов. – М.: Баланс-Клуб, 2004.

3.      Михайлова Е.А. Бенчмаркинг. – М.: Благовест-В, 2003.

4.      Кузнецов Б.Л. Синергетический бенчмаркинг. - Наб. Челны.:КамПИ, 2006