14 января 2016г.
Процессы управления организационными знаниями и подходы к разработке стратегии, направленной на формирование и развитие организационных компетенций, сегодня являются основой формирования долгосрочных конкурентных преимуществ предприятий. Определено понятие и дана классификация организационных компетенций, раскрыты ключевые признаки и роль ключевых компетенций в развитии предприятий
Ключевые слова: конкурентное преимущество, организационные компетенции, ключевая компетенция компании
В настоящее время конкурентное преимущество, основанное на превосходстве товаров и услуг по ценовым и качественным характеристикам на рынке, теряет устойчивость. Теперь компании конкурируют не только продуктами, но и своими способностями создавать, обновлять и использовать, воплощая в товарах и услугах, организационные знания и ресурсы под меняющиеся требования внешней среды [3]. Такая совокупность знаний, навыков, умений и способностей, обеспечивающая конкурентное преимущество, и принадлежащая как сотрудникам, так и компании в целом, является организационной компетенцией.
Компетенция компании (бизнес-компетенция) – набор взаимосвязанных навыков, способностей и технологий, обеспечивающий компании эффективное решение определенных задач, ситуаций. Стандартная компетенция компании – набор преимуществ, технологий, способностей, знаний и умений, позволяющий компании решать типичные для данного сегмента рынка задачи, осуществлять операционные процессы на уровне, принятом как стандарт. Для успешной конкуренции необходимо сформулировать все компетенции компании и выделить ключевые. Ключевая компетенция компании – такая компетенция, наличие которой позволяет компании решать задачи, непосильные для большинства других игроков рынка, устанавливает новый стандарт деятельности в отрасли и тем самым обеспечивает обладателю конкурентное преимущество [5].
Согласно Г. Хамелу и С.К. Прахаладу, компания должна восприниматься не как совокупность составляющих ее бизнес-единиц, а как сочетание ключевых компетенций - навыков, умений, технологий, позволяющих компании предоставлять своим потребителям определенные ценности. Ключевая компетенция – стратегический потенциал компании. Оперативное управление компанией (умение эффективно вести дела) - способ извлечения выгоды из потенциала [1].
Признаки ключевой компетенции [4, 5]:
– значимость для потребителей, их готовность платить за компетенцию как за большую часть приобретаемой ценности;
– способность изменяться и подстраиваться под новые требования рынка;
– уникальность, малая вероятность повторения конкурентами;
– основанность на знаниях, а не на стечении обстоятельств;
– связанность с несколькими видами деятельности или продуктами;
– актуальность, соответствие стратегическим устремлениям рынка и компании;
– возможность партнерства для создания новой ключевой компетенции;
– ясность, доступность формулировки компетенции для однозначного толкования.
Выявление ключевых компетенций организации критически важно, поскольку эффективная и устойчивая стратегия строится именно на данных компетенциях. Ключевые компетенции - неотъемлемая часть успеха организации.
Ключевые компетенции:
– вносят большой вклад в создание ценности товара или услуги для покупателя или в снижение себестоимости
– с трудом поддаются копированию конкурентами
– могут быть задействованы по отношению к широкому спектру продуктов и создавать возможности для выхода на новые рынки.
Необходимость исследования организационных знаний и способностей компании, составляющих её компетентность, обусловлена тем, что в каждый из периодов развития стратегического менеджмента состав элементов компетентности организации менялся. Для руководителей компаний важно определять, что в компании может являться основой для построения стратегии [2, 5], т.е. какие организационные знания и способности входят в состав компетентности и являются уникальными. Еще более сложный вопрос: как эффективно ими управлять и создавать на их основе конкурентные преимущества. Очевидным становится то, что процессы управления организационными знаниями и способностями исключительно важны для развития компаний.
В динамично меняющихся условиях внешней среды, ускоряющихся процессах обмена информацией и знаниями компетентность организации обладает динамикой. Знание (компетенции) из уникального быстро может стать рутинным, если оно не совершенствуется и не обновляется. Поэтому в состав компетентности организации входит не только совокупность её компетенций, но и динамические организационные способности к адаптации, обновлению, непрерывному взаимному обучению, сотрудничеству и партнёрским отношениям [6]. Такое дополнение способностей к имеющейся накопленной базе знаний и выделенных из неё компетенций, составляют компетентность организации (Табл.1).
Таблица 1 Состав компетентности организации
Компетенции
|
Динамические способности
|
Выделенные по критерию значимости и достаточности в
деятельности компании:
– из элементов рыночного капитала бренд, торговые знаки и марки, покупательская приверженность торговому знаку, репутация, портфели заказов, механизмы распределения, деловое сотрудничество, франшизные и лицензионные соглашения и др.);
– из элементов интеллектуальной собственности (патенты, авторские права, производственные секреты, ноу-хау, товарные знаки, знаки обслуживания, результаты научных исследований и др.);
– из элементов человеческого капитала (образование и профессиональная квалификация, связанные с работой знания и умения, навыки и накопленный опыт сотрудников и др.);
– из элементов инфраструктурного капитала (сетевые системы и связи, организационные технологии, внутренние стандарты, корпоративная культура, управленческие процессы, инновационные процессы).
|
Способность быстрее других:
– адекватно понимать сложившуюся на рынке ситуацию и распознавать изменения в запросах соучастников;
– принимать решения и планировать в ответ на запросы;
– непрерывно учиться, осуществляя интенсивный обмен знаниями и лучшей практикой;
– организовать непрерывный процесс самосовершенствования и поддержания ценностей корпоративной культуры знаний;
– осуществлять запланированные действия и пр.
|
Ключевая компетенция является стратегическим потенциалом и одним из основных источников конкурентных преимуществ компании. Анализ компетенции занимает важное место в стратегическом планировании компании в период кризиса, когда конкуренция становится борьбой не ресурсов, а стратегий, т. е. компании все чаще направляют инвестиции на создание ключевых компетенций и обеспечение своих динамических способностей. Все большую роль играют инновационный потенциал, способность создавать более эффективные стратегии и постоянно развивать компанию, обновляя ее.
Таким образом, определив совокупность потребительских предпочтений (требований к производимым товарам и/или услугам), проанализировав ключевые факторы успеха и нематериальные ресурсы предприятия, можно идентифицировать основные организационные компетенции. Проведя их оценку по совокупности критериев, можно выделить те из них – ключевые – которые следует использовать и развивать как основу создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия.
Список литературы
1. Аллен К.Р. Продвижение новых технологий на рынок. – М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2007. – 455 с.
2. Антонов В.Г. Методы расчета и оценка управленческого эффекта от использования научно-технических разработок. – М.: ГУУ, 2008. – 90 с.
3. Афанасьев В.Я., Мильнер Б.З. Проблемы управления в экономике знаний. – М.: ГУУ, 2010. – 269 с.
4. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы – М: HIPPO, 2008. – 340 с.
5. Гилева Т.А. Компетентностно-ориентированное управление нематериальными ресурсами предприятия. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. – 124 с.
6. Малыгина, О.В. Компетентность организации. Управление знаниями в инновационной экономике - М.: Экономика, 2009. – 256 с.